Темы статей
Выбрать темы

«Мы переехали!»: если предприятие сменило местонахождение (часть 2)

Редакция НиБУ
Статья

«Мы переехали!»: если предприятие сменило местонахождение (часть 2)

У вас была возможность узнать из предыдущей статьи (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 38, с. 14), как в случае смены местонахождения предприятия внести соответствующие сведения в ЕГР. Теперь пришло время выяснить, что делать дальше. А сделать нужно немало — например, уладить вопросы с налоговыми органами, банком, контрагентами, переоформить разрешительные документы, если они требуются для проведения деятельности. Чтобы вам легче было ориентироваться «на местности», мы подготовили своеобразную «дорожную карту». Приглашаем в путь, друзья!

Наталья Белова, налоговый эксперт

 

Процедура госрегистрации изменения местонахождения позади. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — ЕГР) у вас на руках. Можно расслабиться? Нет, еще рано. Впереди много важных «перерегистрационных» вопросов. И, к сожалению, не все они решаются автоматически благодаря действиям госрегистратора. Кое о чем придется позаботиться и самим. Уверены, что вы запросто справитесь с задачей, а мы вам в этом поможем. Приступим.

Взаимоотношения с налоговыми органами

Кто уведомляет налоговиков об изменении местонахождения? По условию п.п. 16.1.11 НКУ налогоплательщик при изменении местонахождения должен уведомить об этом контролирующие органы. Тем не менее, это условие нужно рассматривать в комплексе с другими нормами НКУ, которые оговаривают порядок такого уведомления в зависимости от статуса юрлица.

Спешим успокоить: самостоятельно уведомлять налоговиков об изменении своего местонахождения обязаны только особые субъекты хозяйствования. Это юрлица, в отношении которых законом установлены особенности государственной регистрации и которые не включаются в ЕГР (п. 64.2 НКУ). Круг таких лиц довольно узкий — среди них, например, обособленные подразделения нерезидентов, в том числе постоянные представительства нерезидентов; воинские части и некоторые другие.

Но самое интересное, что даже эти лица должны самостоятельно извещать налоговиков о переезде, только если перебрались на территорию другой административно-территориальный единицы и соответственно поменяли налоговый орган, в котором стояли на учете как плательщики налогов (п. 66.3 НКУ).

То есть лишь при одновременном сочетании этих двух условий у отдельных (особых) плательщиков появляется обязанность самостоятельно объявить налоговикам о своей передислокации. Тогда эти плательщики должны согласно п.п. 10.1.2 Порядка № 1588 направить в налоговый орган по новому местонахождению заявление по форме № 1-ОПП с отметкой «Зміни». На то им дается 10 календарных дней со дня госрегистрации изменений о местонахождении.

Не игнорируйте подачу такого заявления, иначе придется поплатиться штрафом в размере 510 грн., а за повторное нарушение в течение года — 1020 грн. (п. 117.1 НКУ).

Этой же категории плательщиков в случае изменения местонахождения вменяется в обязанность и замена справки по форме № 4-ОПП в соответствии с п. 9.4 Порядка № 1588 (см. консультации налоговиков в подкатегориях 119.02 и 119.06 БЗ).

Все другие юрлица, сведения о которых есть в ЕГР, при смене местонахождения не обязаны уведомлять об этом налоговиков. За них это сделает госрегистратор

Причем даже в том случае, если новое местонахождение находится на территории другой административно-территориальной единицы.

Как действуют налоговики, если предприятие меняет район? Налоговый орган по новому местонахождению после того, как получит сведения от госрегистратора или документы от плательщика об изменении его местонахождения, направит старому налоговому органу информационное письмо и копии таких сведений или документов. На это у него будет 10 рабочих дней (п.п. 10.1.3 Порядка № 1588).

В свою очередь налоговики по старому местонахождению сформируют и направят по почте своим коллегам по новому местонахождению плательщика пакет документов для взятия его на учет. Это должно быть сделано в течение месяца, если, конечно, тому не помешают обстоятельства, при которых срок пребывания налогоплательщика на учете продлится (п.п. 10.1.5 Порядка № 1588).

А задержаться на учете в старом налоговом органе плательщику, сменившему дислокацию, точно придется до конца текущего бюджетного года (п.п. 10.1.4 Порядка № 1588). Причина в том, что с учетом ч. 8 ст. 45 БКУ при изменении местонахождения предприятия должны уплачивать установленные законодательством налоги и сборы (обязательные платежи) по старому местонахождению до окончания текущего бюджетного года*. Сюда же они продолжают подавать и налоговые декларации (отчеты, расчеты). Об этом напоминают специалисты налогового ведомства в консультации в подкатегории 119.06 БЗ.

* Впрочем, в судебной практике есть прецедент, говорящий о несоответствии п.п. 10.1.4 Порядка № 1588 нормам п. 66.3 НКУ и ч. 8 ст. 45 БКУ (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 08.08.2012 г. № 2а-3962/12/2670, определение Киевского апелляционного административного суда от 25.06.2013 г. № 2а-3962/12/2670). Но пока этот вопрос судом окончательно не решен (см. определение ВАСУ от 19.07.2013 г. № К/800/37749/13), лучше подходить к нему с осторожностью.

Как только текущий бюджетный год закончится, старые налоговики в течение 5 рабочих дней сформируют пакет документов и отправят своим коллегам в другую административно-территориальную единицу (п.п. 10.1.5 Порядка № 1588). Но это опять-таки, если не будет других причин, чтобы спокойно «выписать» плательщика (например, документальной проверки, нерешенных вопросов с переплатами налогов, незавершенной процедуры судебного или административного обжалования сумм денежных обязательств, п.п. 10.1.4 Порядка № 1588).

И вот настал момент — новые налоговики получили пакет документов (учетное дело). Что дальше? Они должны в течение 5 рабочих дней поставить плательщика у себя на учет и внести соответствующие изменения в учетное дело и Единый банк данных юридических лиц. Об этом событии они известят прежних налоговиков, направив им два экземпляра формы № 11-ОПП (п.п. 10.1.6 Порядка № 1588).

Прежний налоговый орган в течение двух рабочих дней после поступления уведомления по форме № 11-ОПП с указанием даты взятия на учет плательщика по новому местонахождению снимает плательщика с учета, формирует и направляет новым налоговикам в электронном виде пакет учетных документов (п.п. 10.1.7 Порядка № 1588). Все. Процесс перехода из одного налогового органа в другой завершен.

Подведем итог. Юрлицам, сведения о которых содержатся в ЕГР, при смене местонахождения не нужно заботиться о замене справки по форме № 4-ОПП. Исключение составляют лишь отдельные (особые) юрлица (пп. 64.2 и 66.3 НКУ).

Как же в таких «без-4-ОПП» условиях плательщик может удостовериться, что он поставлен на учет в налоговом органе по новому местонахождению? По правилам, установленным п. 63.13 НКУ, сведения о взятии на налоговый учет юрлиц (в том числе об НДС-регистрации и единоналожной регистрации) плательщик может почерпнуть из Единого государственного регистрационного веб-портала. Эта же информация дублируется и на сайте Миндоходов.

Если в том, что предприятие поставлено на учет в новом налоговом органе, нужно убедить других (например, банк), то для этого достаточно предъявить копию выписки из ЕГР (для большинства юрлиц) или справку по форме № 4-ОПП (для «особых» плательщиков).

Как стать на учет в новом налоговом органе плательщику ЕСВ? Процедура постановки на учет в налоговом органе плательщиков ЕСВ, как и плательщиков налогов, зависит от того, включены ли они в ЕГР.

То есть обычные юрлица, сведения о которых содержатся в ЕГР, при смене своего местонахождения ни о чем не беспокоятся — всю информацию об этом налоговому органу передаст госрегистратор. Предприятие же получит от госрегистратора выписку из ЕГР с новым местонахождением, в которой будут фигурировать регистрационный номер плательщика ЕСВ и класс профессионального риска производства по основному виду его экономической деятельности. Подробности такой процедуры прописаны в разд. II Порядка № 458.

Иначе обстоят дела у юрлиц, в отношении которых законом установлены особенности государственной регистрации и которые не включаются в ЕГР. У них и здесь не без хлопот. Им придется самостоятельно в 10-дневный срок со дня изменения местонахождения подать налоговикам заявление по форме № 1-ЄСВ с отметкой «Зміни» и заверенные копии документов, которых коснулись изменения (п. 5 разд. III Порядка № 458).

Получив заявление, налоговый орган внесет соответствующие изменения в реестр страхователей и не позднее следующего рабочего дня бесплатно направит (вручит) ему новое уведомление по форме № 2-ЄCB с отметкой «Зміни» (п. 6 разд. III Порядка № 458).

При этом если из заявленных сведений о плательщике ЕСВ следует, что он изменил основной вид своей деятельности, то его может ждать сюрприз от Фонда социального страхования от несчастных случаев. Тот после получения информации от налоговиков при необходимости может отнести плательщика к новому классу профессионального риска производства и не позднее следующего рабочего дня уведомить об этом налоговиков. Если плательщика это не устроит, придется решать вопросы непосредственно с Фондом (п. 7 разд. III Порядка № 458).

Данные о том, что плательщик ЕСВ взят на учет, налоговики передают Пенсионному фонду и фондам соцстрахования в порядке взаимного обмена информацией (п. 8 разд. III Порядка № 458).

Если местонахождение меняет плательщик НДС

Если предприятие зарегистрировано плательщиком НДС, то при смене местонахождения ему следует пройти процедуру НДС-перерегистрации. Такое условие установлено п. 183.15 НКУ, а также п. 4.1 Положения № 26.

Для этого плательщик должен подать в налоговый орган, в котором состоит на учете, регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ с отметкой «Перереєстрація».

Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней, следующих за днем, когда изменились данные о плательщике НДС

То есть отсчет этого 10-дневного срока начинается со следующего дня после внесения сведений о новом местонахождении юрлица в ЕГР.

В указанном регистрационном заявлении субъект хозяйствования приводит данные по состоянию на дату заполнения этого заявления, в том числе критерии, по которым он соответствует статусу плательщика НДС согласно разд. V НКУ.

При перерегистрации дата НДС-регистрации не изменяется. А вот датой перерегистрации будет последний день срока в 5 рабочих дней со дня получения регистрационного заявления с отметкой «Перереєстрація» (абзац второй п. 4.2 Положения № 26).

Хотя, по желанию и согласно заявлению плательщика НДС датой перерегистрации может быть установлен день до окончания указанного 5-дневного срока. Тогда дата НДС-регистрации не изменяется, а датой перерегистрации является желаемая дата перерегистрации плательщиком НДС.

Внимание! До даты перерегистрации плательщик НДС использует предыдущие реквизиты налоговой регистрации (п. 4.3 Положения № 26).

Это значит, что в период НДС-перерегистрации предприятия в связи с изменением местонахождения в выдаваемых (получаемых) им налоговых накладных должно фигурировать его прежнее местонахождение. Хотя, при необходимости можно дополнительно вписать и новое местонахождение со ссылкой на то, что это новый реквизит. Так советовали поступать налоговики в консультации в подкатегории 101.19 БЗ еще в период действия Свидетельства плательщика НДС. Сейчас эта консультация утратила силу, да и НДС-свидетельства уже нет, но подход к порядку заполнения налоговых накладных в рассматриваемой ситуации, думаем, не изменился.

Так что, по идее, новый адрес в налоговых накладных нужно указывать с даты перерегистрации плательщика НДС.

Например, регистрационное заявление с отметкой «Перереєстрація» вы подали 13 мая, тогда датой НДС-перерегистрации является 20 мая (если вы не пожелали, чтобы это событие произошло раньше). Так вот, новое местонахождение в налоговых накладных нужно указывать с 20 мая, а до этого дня — старое (и при необходимости новое — в качестве нового реквизита).

Напомним, что с 01.01.2014 г. «бумажное» Свидетельство плательщика НДС кануло в Лету. С этой даты роль НДС-свидетельства выполняет извлечение из Реестра плательщиков НДС по форме № 2-ВР. Однако его после НДС-регистрации/перерегистрации не выдают «автоматом». Для этого налоговикам по основному месту учета подают запрос по форме № 1-ЗВР (приложение 11 к Положению № 26).

Имейте в виду: при обращении за извлечением из Реестра старое НДС-свидетельство придется вернуть в налоговый орган (см. письмо Министерства доходов и сборов Украины от 09.01.2014 г. № 150/7/99-99-18-02-01-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 10, с. 4).

Так что после НДС-перерегистрации плательщик может получить в налоговом органе извлечение из Реестра плательщиков НДС, в котором будет указано уже новое местонахождение. О том, как получить это извлечение, рассказывает разд. VII Положения № 26, см. по этому поводу также «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 16, с. 13.

Впрочем, указанное извлечение из Реестра можно и вовсе не получать. Подтверждением факта регистрации лица плательщиком НДС является наличие информации о такой регистрации на официальном сайте Миндоходов.

Перерегистрируем РРО

РРО регистрируют в налоговом органе по основному месту учета субъекта хозяйствования как плательщика налогов (п. 3 гл. 2 разд. ІІ Порядка № 417). Ставить РРО на учет по месту его использования, если он применяется на иной админтерритории, чем находится сам субъект хозяйствования, не требуется.

Что делать, если вы сменили местонахождение и перешли на учет в другой налоговый орган?

РРО вам придется перерегистрировать. То, как это сделать, Порядок № 417, к сожалению, не поясняет. Но не беда — четкие ориентиры для этого случая дает Министерство доходов и сборов Украины в письме от 08.01.2014 г. № 55/7/99-99-18-02-03-17.

Так, после постановки на учет в налоговом органе по новому местонахождению субъекту хозяйствования нужно сюда же подать следующие документы:

— заявление о регистрации РРО по форме № 1-РРО (№ 1-РРОВ — для «валютных» РРО) с отметкой «Перереєстрація» и указанием причины (например, «Зміна місцезнаходження»);

— регистрационное удостоверение по форме № 3-РРО (№ 3-РРОВ);

— справку об опломбировании РРО (если вносятся изменения, требующие переопломбирования РРО).

Перечисленные документы следует подать, очевидно, в течение 5 рабочих дней, следующих за днем возникновения изменений (п. 2 подразд. 3 разд. ІІ Порядка № 417), т. е. в течение 5 рабочих дней после взятия на учет в новом налоговом органе.

Если оснований для отказа в перерегистрации нет, должностное лицо налогового органа выдаст вам новое регистрационное удостоверение. Дата регистрации РРО и дата начала учета в налоговом органе по адресу хозединицы не изменяются. Данная оговорка по поводу адреса хозединицы касается РРО, поставленных на учет по старым правилам, т. е. до вступления в силу Порядка № 417. Для РРО, которые поставлены на учет уже по новым правилам (в соответствии с Порядком № 417), это не играет роли — субъекту хозяйствования, сменившему местонахождение, теперь не нужно обращаться в налоговый орган по местонахождению хозяйственной единицы.

Прежним остается и фискальный номер РРО — до самой даты отмены регистрации РРО.

Вот и вся процедура перерегистрации РРО. К слову, в аналогичном порядке перерегистрируют и КУРО.

Если местонахождение сменил единоналожник

В Реестр плательщиков единого налога включают, в частности, сведения о налоговом адресе субъекта хозяйствования (п.п. 2 п. 299.7 НКУ).

Поэтому при изменении своего местонахождения плательщик единого налога — юрлицо должен подать в налоговый орган соответствующее заявление об изменениях одновременно с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) период, в котором возникли изменения. Так говорит п. 8 Порядка подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20.12.2011 г. № 1675. Вторят тому и налоговики в консультации в подкатегории 108.12 БЗ.

При этом в пункте 5.3 заявления в соответствующей строке нужно проставить отметку «√» или «+», а в пункте 6 указать новый налоговый адрес.

Напомним, что с 01.01.2014 г. уже не действует «бумажное» Свидетельство плательщика единого налога — ему на смену пришло извлечение из Реестра плательщиков единого налога. Такое извлечение не выдается автоматически, получить его плательщик может по желанию. Для этого ему нужно подать в налоговый орган запрос в произвольной форме (форма запроса пока не утверждена официально). В ответ налоговики выдадут плательщику временное извлечение из Реестра (см. консультацию контролеров в подкатегории 107.09 БЗ).

Внимание тем, кто зарегистрировался единоналожником до 01.01.2014 г. и у кого на руках есть Свидетельства плательщика единого налога! Такие Свидетельства действующие, поэтому при подаче заявления о внесении изменений в Реестр плательщиков единого налога их обязательно надо вернуть в налоговый орган как документ строгого учета. На этом настаивают налоговики в вышеуказанной консультации в подкатегории 108.12 БЗ и на своем сайте (см. http://minrd.gov.ua/nove-pro-podatki—novini-/129849.html).

Если используете электронную подпись

Переезд на новое место сказывается и на порядке подачи отчетности в электронной форме.

Это и понятно. Ведь чтобы иметь возможность предоставлять налоговую отчетность в электронном виде, плательщики заключают с налоговиками договор о признании электронных документов в соответствии с Инструкцией по подготовке и предоставлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233.

Так вот, если у плательщика меняется налоговый адрес (даже в пределах одной административно-территориальной единицы), он должен предпринять определенные шаги. Какие? В срок до момента предоставления следующей электронной отчетности получить новые усиленные сертификаты открытых ключей на своих должностных лиц, которые имеют право подписи документов, и перезаключить договор о признании электронных документов. Об этом напоминает Министерство доходов и сборов Украины в консультации в подкатегории 135.03 БЗ и в разъяснении от 14.05.2014 г., размещенном в газете «Урядовий кур’єр» от 14.05.2014 г. № 84, с. 20.

Если местонахождение сменил IT-субъект

Факт регистрации предприятия как субъекта индустрии программной продукции (далее — СИПП), который применяет особенности налогообложения, подтверждает соответствующее Свидетельство по форме № 2-ІТ.

В данном Свидетельстве среди прочих реквизитов приводится и местонахождение субъекта хозяйствования.

Поэтому в случае изменения местонахождения СИПП обязан в течение 30 календарных дней после такого изменения (т. е. внесения соответствующей записи в ЕГР) подать налоговому органу по своему местонахождению регистрационное заявление по форме № 1-ІТ с отметкой «Зміни» в таком же порядке, как и при регистрации (с приложением документов, перечисленных в п. 2.2 Порядка № 12), и вернуть Свидетельство (п. 3.1 Порядка № 12).

Налоговый орган рассмотрит регистрационное заявление в том же порядке, что и при регистрации

Если не будет оснований для отказа в замене Свидетельства и внесении изменений в Реестр СИПП, то налоговики в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления внесут необходимые изменения в указанный Реестр, аннулируют старое Свидетельство и выдадут предприятию (либо направят почтой с уведомлением о вручении) новое Свидетельство.

Дата внесения соответствующей записи в Реестр СИПП будет считаться датой внесения изменений в этот Реестр, датой начала действия нового Свидетельства и датой аннулирования старого Свидетельства.

Важно! Дата регистрации должна соответствовать дате регистрации, которая была указана в предыдущем Свидетельстве.

Переоформляем разрешительные документы, патенты, лицензии

Информация о местонахождении субъекта хозяйствования указывается в лицензии, которую он должен получать, занимаясь лицензируемым видом деятельности, в торговом патенте, если он занимается патентуемой деятельностью, а также в других разрешительных документах, подпадающих под действие Закона № 2806.

Поэтому, сменив местонахождение, нужно позаботиться и о переоформлении указанных документов. Иначе они будут считаться недействительными, а осуществляемая на их основании деятельность — незаконной. Причем рассчитывать, что соответствующий государственный орган сделает это без вашего участия на основании полученных от госрегистратора сведений, не стоит. Такая процеду­ра законодательно не предусмотрена. Так что все «разрешительные» вопросы вам придется решать самостоятельно.

Разрешительные документы. Сначала поговорим о документах, перечень которых утвержден Законом Украины «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» от 19.05.2011 г. № 3392-VI. Это, например, ветеринарные, санитарные, строительные разрешения, разрешения на осуществление операций в сфере обращения с отходами и т. д. с учетом норм Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сокращения количества документов разрешительного характера» от 09.04.2014 г. № 1193-VII.

Итак, субъект хозяйствования подает в разрешительный орган заявление о переоформлении документа разрешительного характера. К заявлению он прилагает сам документ, который надо переоформить. Понятно, что документы, которые благодаря вышеуказанному Закону № 1193 подпали под сокращение, переоформлять не нужно — они просто утрачивают силу.

Подать заявление нужно в течение 5 рабочих дней со дня госрегистрации изменения местонахождения (абзац пятый ч. 8 ст. 41 Закона № 2806).

Заметьте: предоставлять в разрешительный орган документ, который подтверждает госрегистрацию изменения местонахождения (например, выписку из ЕГР), не требуется.

Как же разрешительный орган реагирует на подачу заявления? Он в течение двух рабочих дней со дня получения этого заявления и самого документа разрешительного характера выдаст субъекту хозяйствования переоформленный на новом бланке документ с учетом изменений (абзац шестой ч. 8 ст. 41 Закона № 2806).

За переоформление разрешительного документа с вас возьмут определенную плату. Ее размер для каждого разрешительного органа устанавливает КМУ.

А вот по лицензиям и торговым патентам правила немного отличаются.

Лицензии. Изменение местонахождения юрлица является основанием для переоформления лицензии. На это указывает ст. 16 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III. Эта процедура платная и стоит 85 грн.

В этом случае предприятие должно в течение 10 рабочих дней подать органу лицензирования заявление о переоформлении лицензии вместе с самой лицензией, которую нужно переоформить. К заявлению надо приложить соответствующие документы или их нотариально заверенные копии, подтверждающие изменение местонахождения предприятия.

Орган лицензирования в течение трех рабочих дней с даты поступления заявления с пакетом документов обязан выдать переоформленную на новом бланке лицензию уже с учетом изменений

Хотя для переоформления «алкогольной» и «табачной» лицензий органу лицензирования требуется больше времени — 7 рабочих дней (ч. 13 ст. 3 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP).

Пока лицензия будет переоформляться, предприятие может работать на основании выданной органом лицензирования справки о приеме заявления.

Не переоформленная в установленный срок лицензия будет считаться недействительной. Напоминают об этом и налоговики в консультации в подкатегории 115.03 БЗ.

И еще несколько слов об «алкогольно-табачных» разрешительных документах. Местонахождение места хранения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, а также местонахождение юрлица являются обязательными реквизитами Справки о внесении места хранения в Единый государственный реестр мест хранения. Форма этой справки утверждена приказом ГНАУ от 28.05.2002 г. № 251.

Если у предприятия изменилось местонахождение, ему придется получить новую Справку, причем даже в том случае, если само местонахождение места хранения продукции осталось прежним. Для этого нужно подать в налоговый орган, который изначально вносил сведения о заявителе места хранения в Единый государственный реестр, соответствующее заявление. На основании этого заявления налоговики в течение 7 календарных дней внесут изменения в Единый государственный реестр и выдадут заявителю новую Справку (п. 4.3 Порядка ведения Единого государственного реестра мест хранения, утвержденного приказом ГНАУ от 28.05.2002 г. № 251).

Торговые патенты. Торговый патент субъект хозяйствования получает либо по месту фактического осуществления деятельности (по местонахождению пунктов продажи, пунктов предоставления бытовых услуг, услуг в сфере развлечений и т. п.) — в зависимости от вида деятельности, либо по месту регистрации (при торговле через передвижную торговую сеть).

В торговом патенте, кроме других обязательных реквизитов, должно быть указано и местонахождение субъекта хозяйствования или местонахождение его обособленного подразделения, пункта продажи товаров.

Если предприятие изменило свое местонахождение, то оно должно обратиться в налоговый орган с письменным заявлением, чтобы тот внес соответствующие записи в торговый патент. Такие записи заверяются подписью руководителя налогового органа или его заместителя и печатью налогового органа (п. 6 Порядка заполнения торговых патентов, утвержденного приказом Министерства доходов и сборов Украины от 30.12.2013 г. № 867).

Уведомляем о смене местонахождения банк

Сменив местонахождение, не забудьте известить об этом банк, в котором у вас открыт текущий счет. Такое требование закреплено в п. 1.15 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

Для этого в месячный срок со дня госрегистрации изменения местонахождения подайте в банк документ/копию документа, который подтверждает такую госрегистрацию

Этим документом может быть, в частности, копия выписки из ЕГР, заверенная нотариально, или оригинал данной выписки, копию которой заверит своей подписью уполномоченный работник банка (см. письмо НБУ от 25.12.2012 г. № 25-111/2807/12078 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 1 — 2, с. 6).

А что, если вы переехали в другой район (город)? В этом случае банковская Инструкция требует в месячный срок после снятия с учета в прежнем налоговом органе подать документ (или его копию), который подтверждает постановку на учет в новом налоговом органе. Для юрлиц, сведения о которых содержатся в ЕГР, это будет та же выписка из ЕГР (т. е. дополнительно в банк ничего подавать не нужно), а для «особых» плательщиков — по-прежнему форма № 4-ОПП.

На основании поданных документов вносятся соответствующие изменения в карточку с образцами подписей и оттиска печати или подается новая карточка.

Взаимоотношения с фондами социального страхования

Нужно ли предприятию уведомлять фонды социального страхования об изменении своего местонахождения? Считаем, что это делать не обязательно.

И хотя госрегистратор тоже не делится такой информацией с соцфондами, они не остаются в неведении. И вот почему.

После госрегистрации изменения местонахождения юрлица госрегистратор направляет сведения об этом налоговому органу, а тот в порядке взаимного обмена информацией передает данные о взятии на учет плательщика ЕСВ фондам соцстрахования (п. 8 разд. III Порядка № 458).

Так что необходимую информацию об изменениях соцфонды получают и без участия предприятия. Впрочем, они будут рады, если вы лично уведомите их о своем переезде в произвольной форме (можно даже по телефону), и захотят провести у вас проверку.

И еще такой момент. Возможно, вы получаете из соцфондов какие-либо выплаты, например, пособия или путевки для своих работников из Фонда по временной потере трудоспособности либо компенсацию от Государственной службы занятости в рамках соблюдения «трудовой» квоты. Так вот, при смене местонахождения подавать отчеты об использовании таких средств вам нужно будет уже по новому местонахождению, если, конечно, оно теперь находится на территории другой административно-территориальной единицы.

Взаимоотношения с Фондом инвалидов

Предприятие, у которого среднеучетное количество штатных работников, трудоустроенных по основному месту работы (т. е. с трудовой книжкой), за предыдущий год равно 8 и более лиц, обязано до 1 февраля текущего года зарегистрироваться в отделении Фонда инвалидов по месту своей госрегистрации как юрлица (п. 2 Порядка № 70). Туда же оно должно ежегодно до 1 марта подавать «инвалидный» отчет. К слову, подробно с порядком предоставления этого отчета вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 8, с. 26.

В случае изменения своего местонахождения такое предприятие должно подать в отделение Фонда заявление по форме, утвержденной приказом Минтруда от 14.03.2007 г. № 98. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней после обязательной регистрации этих изменений госрегистратором (п. 3 Порядка № 70).

Уведомляем об изменении местонахождения контрагентов

У вас не будет проблем с контрагентами, если в уже заключенных хозяйственных договорах с вашим местонахождением, которое фигурирует в числе сведений о юрлице, не связаны существенные условия договора. Это может быть, к примеру, условие о том, что поставка товара/услуг осуществляется по адресу местонахождения юрлица.

В такой ситуации будет достаточно направить контрагенту уведомление в произвольной форме об изменении своего местонахождения.

Ну а если с местонахождением связаны существенные условия договора, то хлопот больше. В такой договор по обоюдному согласию придется внести изменения либо вообще расторгнуть прежний договор и заключить новый, руководствуясь ст. 188 ХКУ.

И напоследок еще один момент. Вполне возможно, что печать, которую вы используете, содержит сведения о местонахождении предприятия. Понятно, что в связи с передислокацией придется позаботиться об обновлении и этого атрибута. Впрочем, скоро печатями вообще можно будет не пользоваться — одной проблемой станет меньше ☺ (читайте по этому поводу статью в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 40, с. 16).

Вот такие нюансы ожидают предприятие при смене местонахождения. Желаем, чтобы все регистрационные вопросы у вас решались легко и быстро! Успешной вам работы на новом месте и только хороших новостей!

 

выводы


img 1
 
 
  • Самостоятельно уведомлять налоговиков об изменении своего местонахождения обязаны только «особые» юрлица. Да и то только при смене налогового органа.

  • Если местонахождение сменил плательщик НДС, ему придется пройти процедуру НДС-перерегистрации.

  • Сменив местонахождение, нужно переоформить и разрешительные документы. Сделать это нужно самостоятельно. Госрегистратор в этом вам не помощник.

  • Не забудьте известить об изменении местонахождения банк, в котором у вас открыт текущий счет.

  • Уведомлять фонды социального страхования об изменении местонахождения не обязательно. Необходимую информацию им должны предоставить налоговики.

 

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

  3. БКУ  Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

  4. Закон № 2806  Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

  5. Порядок № 70 — Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

  6. Порядок № 12 — Порядок ведения реестра субъектов индустрии программной продукции, применяющих особенности налогообложения, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 14.01.2013 г. № 12.

  7. Порядок № 1588  Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 г. № 1588.

  8. Порядок № 417  Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 г. № 417.

  9. Порядок № 458 — Порядок учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 09.09.2013 г. № 458.

  10. Положение № 26 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом Министерства доходов и сборов Украины от 16.01.2014 г. № 26.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше