Отходы от переработки давальческого сырья нерезидента
В прошлом году, в статье, посвященной переработке давальческого сырья нерезидента (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 68, с. 22), мы сознательно ушли от темы об отходах, возникающих при такой переработке. Ведь эти вопросы в двух словах не осветишь. И вот теперь, воспользовавшись случаем (выпуском профильной, «отходной», темы), мы решили в определенной мере заполнить пробел и обратиться к теме таких «давальческих» отходов.
Алексей Павленко, налоговый эксперт
Проблемы с отходами, возникающими при давальческой переработке сырья нерезидента в Украине, заслуживают определенного внимания. Сбрасывание этих проблем со счетов может в определенных ситуациях повлечь для украинских переработчиков неприятные последствия.
Потому считаем своим долгом осветить данную тему для правильного ориентирования наших уважаемых читателей в этих вопросах*.
* В рамках этой публикации мы не рассматриваем вопросы судьбы излишков/остатков давальческого сырья, оставшегося после переработки, например, по причине экономного расходования сырья (или т. п.). Не интересует нас и попутная продукция, которая может возникать при переработке.
Обращаем внимание, что мы ведем речь только об отходах, полученных непосредственно от давальческого сырья. Ведь при его переработке могут возникать отходы и от материалов исполнителя — такие отходы нас не интересуют (о судьбе отходов сырья и материалов, принадлежащих производителю, читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 53, с. 29).
Ввозные нюансы
Главным таможенным регулятором вопросов судьбы отходов от импортного давальческого сырья является ст. 157 ТКУ.
Часть 1 ст. 157 ТКУ говорит, что образовавшиеся в результате переработки давальческого сырья отходы, имеющие хозяйственную ценность, и/или те, которые могут быть утилизированы**, подлежат помещению в соответствующий таможенный режим до окончания срока переработки товаров.
** Термин «утилизация отходов» согласно ст. 1 Закона об отходах означает использование отходов как вторичных материальных или энергетических ресурсов.
В части 3 этой статьи ТКУ указано, что иные, кроме упомянутых в части 1 статьи, отходы подлежат удалению*** в соответствии с законодательством Украины до окончания срока переработки давальческого сырья.
*** Термин «удаление отходов» согласно ст. 1 Закона об отходах означает осуществление операций с отходами, которые не приводят к их утилизации. Подробнее об удалении отходов — см. ниже.
Здесь напомним читателям, что при ввозе давальческого сырья согласно ч. 1 ст. 149 ТКУ для помещения сырья в таможенный режим переработки в Украине необходимо получить письменное разрешение на переработку от таможенного органа. Для этого на таможню переработчик подает заявление, к которому должны быть приложены, в частности, сведения о наименовании и количестве отходов переработки.
Этот момент урегулирован Порядком № 657, согласно которому при заявлении, представляемом переработчиком на таможню, подается специальная форма, именуемая «Перечень операций переработки и способ их осуществления» (см. приложение 4 к Порядку № 657).
В этой форме переработчик должен указать, помимо норм выхода конечного продукта, произведенного из давальческого сырья, также и прогнозируемое количество получаемых при переработке отходов.
В табличном разделе 9 данной формы приводятся отходы, о которых идет речь в части 1 ст. 157 ТКУ, — то есть те, которые имеют хозяйственную ценность и/или могут быть утилизированы. Помимо примерного количества (в кг) таких отходов здесь указывается еще и их ориентировочная стоимость.
В разделе 10 этой формы приводятся сведения об иных доходах, которые упомянуты в ч. 3 ст. 157 ТКУ и должны быть удалены до окончания срока переработки сырья. В отношении этих отходов указывается только их примерное количество.
Все эти данные затем попадают под контроль таможенников*.
* Согласно п. 19 Порядка № 657 переработчик по письменному требованию таможни оформления уведомляет ее о местонахождении товаров, помещенных под таможенный режим переработки, продуктов их переработки, остатков или отходов.
Кому принадлежат отходы
На практике придерживаются того подхода, что давальческое сырье и все его производные, включая отходы от его переработки, являются собственностью заказчика (в данном случае — нерезидента). Такой же вывод косвенно вытекает из норм ТКУ, а также прямо следует и из содержания ст. 840 («Выполнение работ из материала заказчика») ГКУ. И мы не станем дискутировать по этому поводу.
Другое дело, что по условиям договора эти отходы могут переходить в собственность переработчика-резидента, например, как часть оплаты за переработку.
Поэтому весьма важно прямо в контракте на переработку сразу оговорить с заказчиком судьбу отходов, возникающих при такой переработке
А если отходы, имеющие хозяйственную ценность, не должны уехать обратно («за бугор»), то желательно оговорить и ориентировочную их стоимость.
Этот момент может сыграть определенную роль для дальнейших действий переработчика-резидента в отношении полученных из давальческого сырья отходов, в том числе — для таможенного оформления и налогообложения таких «околодавальческих» операций.
То есть при заключении с нерезидентом контракта на переработку желательно не только учитывать нормы Положения о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденного приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины № 201 от 06.09.2001 г., но также оговорить и порядок распоряжения отходами (и остатками), которые возникнут в процессе переработки давальческого сырья, а при необходимости — и их ориентировочную стоимость.
Но даже если в контракте не будет четко оговорена компенсация за отходы, но будет сказано, что они остаются у переработчика, все равно, по нашему мнению, можно утверждать, что эти отходы не получены переработчиком бесплатно, а фактически являются частью оплаты за услуги переработчика (подробнее об этом см. ниже, в «учетном» разделе публикации).
Варианты судьбы отходов
Исходя из норм ТКУ, на судьбу отходов в первую очередь влияет тот факт, имеют ли они хозяйственную ценность. В то же время, как мы уже указали, имеют значение и определенные договоренности на этот счет в контракте с заказчиком.
Итак, в зависимости от вида отходов и договоренности сторон давальческого контракта, просматриваются несколько вариантов судьбы отходов, образовавшихся от давальческого сырья нерезидента:
1. Отходы имеют хозяйственную ценность.
1.1. Отходы вывозятся из Украины в режиме реэкспорта в адрес нерезидента-заказчика (или в другой указанный заказчиком адрес).
1.2. Отходы остаются в Украине (на что оформляется ввозная таможенная декларация).
1.2.1. Отходы используются переработчиком в собственном производстве или реализуются им на сторону, либо утилизируются.
1.2.2. Отходы реализуются нерезидентом на территории Украины третьему лицу.
2. Отходы не имеют хозяйственной ценности. В этом случае путь только один — они подлежат удалению в Украине (без оформления таможенной декларации).
Согласно упомянутой ст. 157 ТКУ все из перечисленных видов отходов, кроме тех, которые подлежат удалению (п. 3 ст. 157 ТКУ и п. 2 в нашей классификации), до окончания срока переработки должны быть помещены в соответствующий таможенный режим.
До этого момента согласно ч. 2 ст. 159 ТКУ отходы, как и само давальческое сырье, считаются помещенными в таможенный режим переработки.
А вот дальнейшие «отходные» действия переработчика, в том числе их таможенное оформление, будут, как мы уже указали, зависеть от вида отходов и договоренностей с заказчиком.
Но сначала — об отходах, не требующих таможенного декларирования, т. е. тех, которые подлежат удалению в Украине (случай 2).
Поскольку нести расходы на их вывоз, как правило, смысла не имеет, то зачастую удобнее осуществлять удаление этих отходов сразу в Украине.
Такие отходы (виды и «плановый» объем которых, как мы уже упоминали, должны приводиться в разделе 10 формы, прилагаемой к заявлению) находятся под таможенным контролем до момента представления таможенникам документов, подтверждающих их удаление. Такими документами могут быть договоры, акты приемки-передачи, акты удаления, т. п. Об этом идет речь в п. 13 главы 5 Порядка № 657*. Документы, подтверждающие удаление отходов, приобщаются к соответствующей ГТД, по которой был осуществлен ввоз сырья в таможенном режиме переработки на таможенной территории.
* Там же указано, что удаление таких отходов должно производиться путем выполнения операций, указанных в позициях D 1 — D 15 раздела А приложения 1 к Положению о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их утилизацией/удалением, утвержденному постановлением КМУ от 13,07.2000 г. № 1120.
Согласно упомянутому Положению этими операциями являются: вывоз отходов на свалку, обработка грунта (биохимическое разложение жидких или илистых отходов в грунте, т. п.), захоронение в земле, закачивание на глубину (впрыскивание отходов в специальные скважины, т. п.).
Отходы же, имеющие хозяйственную ценность и/или те, которые могут быть утилизированы, как уже упоминалось, согласно ч. 1 ст. 157 ТКУ подлежат помещению в соответствующий таможенный режим до окончания срока переработки. При этом согласно ч. 2 данной статьи, по желанию декларанта, такие отходы могут декларироваться по тому же квалификационному коду согласно УКТ ВЭД, что и давальческое сырье, но при условии, что этому коду отвечает наибольшая ставка пошлины.
Итак, если отходы должны вывозиться, то они так же, как и готовая продукция, помещаются в таможенный режим реэкспорта
И на них оформляется экспортная ТД.
Если же контрактом предусмотрено, что отходы остаются (переходят в собственность) у переработчика (будут им утилизированы, использованы для своих хозяйственных целей или реализованы), то переработчик должен будет оформить на себя ввозную ТД на эти отходы и уплатить все необходимые таможенные платежи (таможенную пошлину, другие налоги и сборs), которыми сопровождается ввоз (импорт) таких продуктов. Это и будет основанием для завершения таможенного контроля по таким отходам в рамках давальческой операции.
При этом не имеет значения, на каких условиях переработчик завладеет такими отходами, — все равно ввозную ТД ему оформлять придется.
Налоговый и бухгалтерский учет
Вернемся к нашему перечню случаев дальнейшей судьбы отходов. В ситуациях 1.1 и 2 отражаться в учете переработчика могут только какие-то расходы, связанные с реэкспортом или удалением отходов. И это особых проблем в учете не вызывает.
Но когда отходы будут удаляться, нельзя забывать и об экологическом налоге
Предприятия обычно с удалением сами не связываются (так как для этой операции законодательство выдвигает ряд требований**), а заключают договоры на удаление отходов со специальными предприятиями. К тому же в таком случае они уже не рассматриваются в качестве плательщиков экологического налога***. Напомним, что предприятие при самостоятельном размещении отходов (кроме размещения на собственной территории некоторых видов отходов как вторсырья) обязано уплачивать экологический налог (п.п. 240.1.3 НКУ).
** А если речь идет об опасных отходах, то их утилизация на территории Украины требует наличия специальной лицензии (см. п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-ІІІ и приказ Министерства экологии от 04.11.2011 г. № 433).
*** На этот счет см., например, консультацию в Базе знаний (подкатегория 120.01), а также письмо ГНСУ от 27.12.2012 г. № 2699/0/71-12/15-2117.
Случай с оплатным приобретением отходов (1.2.1) идентичен обычному импорту товаров и тоже достаточно понятен (при оформлении без ввоза «ввозной» ТД отходы приходуются на балансе по контрактной цене и т. д.).
Мы же подробнее рассмотрим частный случай того же случая 1.2.1 — когда платность отходов давальческого сырья, имеющих хозценность, которые остаются у переработчика, прямо в контракте не оговорена, но при этом сказано, что они остаются у переработчика. Вот два основных подхода, которые нам видятся в этой ситуации.
І. Оплата работ. Как мы уже упоминали выше, мы придерживаемся того мнения, что и в этом случае отходы не следует считать бесплатно полученными переработчиком. Стоимость таких отходов учтена в стоимости работ по переработке давальческого сырья, т. е. фактически является частью оплаты по договору. Однако если нет прямого подтверждения этого в контракте или в иных документах, то на стоимость отходов следует увеличить доход от реализации работ по переработке. Такую стоимость логично определять исходя из акта, на основании которого приходуются эти отходы (который в свою очередь может базироваться на ввозной ТД, оформленной на такие отходы; подробнее об оценке — в варианте II).
Отметим, что при таком подходе стоимость отходов в дальнейшем можно будет учесть в расходах для целей уменьшения налога на прибыль.
ІІ. Бесплатно полученное. Если вы не настолько уверены в себе, чтобы убедить налоговиков, что такие отходы являются частью оплаты за работ по переработке, то придется их стоимость включить в прочие доходы как бесплатно предоставленные товары (п.п. «а» п.п. 14.1.13 и п.п. 135.5.4 НКУ)*.
* Мы не будем лишний раз акцентировать внимание, что определение обычных цен неподконтрольными предприятиями вызывает вопросы (см. подробнее статью «Применение обычных цен «неподконтрольными» лицами»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 69, с. 10).
По нашему мнению, отразить эти доходы следует в момент оформления ввозной ТД на такие отходы.
Налоговики в консультации в БЗ (см. в подкатегории 102.06.03) разъясняют, что доход по бесплатно полученным товарам должен отражаться на уровне не ниже обычной цены. При этом они ссылаются на определение обычной цены, приведенное в п.п. 14.1.71 НКУ. А тот в свою очередь отсылает нас к договорным (контрактным) ценам.
Поэтому, если двигаться в фарватере фискалов, то сумму дохода следует исчислить исходя из цен отходов, определенных в контракте, однако в контракте их может и не быть.
По канонам же бухучета оприходование таких запасов должно проводиться по чистой стоимости реализации или по цене их возможного использования — в зависимости от того, будут отходы реализовываться переработчиком на сторону или использоваться им в собственной хоздеятельности.
Однако, на наш взгляд, для этих целей тоже можно использовать определенную в ввозной ТД таможенную стоимость таких отходов, с которой взимались таможенные платежи.
И имейте в виду, что в случае дальнейшей продажи таких отходов (или того, что из них будет произведено) продажная стоимость снова попадет в доход
А вот отразить сумму отходов в составе себестоимости такой продажи налоговики не разрешают (см. на этот счет консультацию в БЗ, подкатегория 102.07.03).
Что же касается налогового кредита по ввозному НДС, уплаченному при «таможенной очистке» отходов, то, по нашему мнению, и во втором («бесплатном») случае при условии дальнейшего использования таких отходов в облагаемых операциях в рамках своей хоздеятельности переработчик имеет право отразить его в своем НК. Налоговики ранее тоже высказывались положительно на этот счет (см., например, письмо ГНСУ от 27.03.2012 г. № 5434/6/23-50.0114). Впрочем, сейчас в Базе знаний (см. подкатегорию 101.10) они уже стали в подобной ситуации незаконно отрицать право на НК.
Подробнее о налоговом учете бесплатно полученных товаров вы можете прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 93, с. 6.
Судьба «давальческих» отходов
Учет у переработчика полученных отходов, «платность» которых с заказчиком не была оговорена
№ п/п | Хозяйственная операция | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | |||
дебет | кредит | сумма | доходы | расходы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
І. Отходы — как часть оплаты работ переработчика | ||||||
1 | Оприходованы переработчиком отходы, имеющие хозяйственную ценность* | 201, 209 | 632 (362) | 5000 | — | —** |
2 | Увеличен доход от реализации работ на стоимость отходов (отдельно от стоимости работ не отражается, для наглядности валютный фактор нивелируем) | 362 | 703 | 5000 | 5000 | — |
3 | Уплачен и включен в налоговый кредит ввозной НДС от стоимости растаможенных отходов | 377 | 311 | 1000 | — — | — — |
4а | Отходы использованы переработчиком на его производственные нужды | 23 | 201 | 5000 | — | —* |
4б | Отходы реализованы переработчиком на сторону: — отражен доход от реализации | 377 | 712 | 6000 | 5000 | 5000 |
— начислен НДС | 712 | 641 | 1000 | — | — | |
— списана себестоимость реализованных отходов | 943 | 209 | 5000 | — | — | |
II. Отходы — как бесплатно полученные ТМЦ | ||||||
1 | Оприходованы переработчиком «бесплатные» отходы, имеющие хозяйственную ценность** | 201, 209 | 718 | 5000 | 5000 | — |
2 | Уплачен и включен в налоговый кредит ввозной НДС | 377 | 311 | 1000 | — — | — — |
3а | Отходы использованы переработчиком на его производственные нужды | 23 | 201 | 5000 | — | — |
3б | Отходы реализованы переработчиком на сторону: — отражен доход от реализации | 377 | 712 | 6000 | 5000 | — |
— начислен НДС | 712 | 641 | 1000 | — | — | |
— списана себестоимость реализованных отходов | 943 | 209 | 5000 | — | — | |
* Попасть в налоговые расходы стоимость отходов сможет в составе себестоимости при их реализации или реализации того, что из них было изготовлено. ** По канонам бухучета оприходование таких запасов должно производиться по чистой стоимости реализации или по цене их возможного использования — в зависимости направления дальнейшего использования. Но ориентиром может быть и стоимость, указанная в ТД (как в данном примере). *** Сейчас налоговики запрещают включать такой НДС в НК. |
выводы | | |
|