Процентные займы: для кого из нефинучреждений?

В избранном В избранное
Печать
Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2014/№ 95
Может ли предприятие, не являющееся финансовым учреждением, выдавать процентный заем другим предприятиям, а также физическим лицам?

Вопрос достаточно распространенный и дискуссионный. Он имеет давнюю историю с привлечением целого арсенала всех возможных аргументов — от подзаконных актов и разъяснений в письмах до решений Верховного Суда Украины. Кратко напомним эту аргументацию и обновим выводы.

Суть спора заключается в следующем. Законом о финуслугах предоставление средств в заем, в том числе на условиях финансового кредита, т. е. на определенный срок под процент, включено в перечень финансовых услуг (п. 6 ч. 1 ст. 4). Вопросу о том, какие субъекты имеют право осуществлять операции, попавшие в число финансовых услуг, посвящена ст5 Закона о финуслугах. Ею, в частности, предусмотрено, что финансовые услуги предоставляются финансовыми учреждениями, а также, если это прямо предусмотрено законом, физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности.

В этой статье также указано, что возможность и порядок предоставления отдельных финансовых услуг юридическими лицами, не являющимися по своему правовому статусу финансовыми учреждениями, определяются законами и нормативно-правовыми актами государственных органов, осуществляющих регулирование деятельности финансовых учреждений и рынков финансовых услуг, выданными в рамках их компетенции (ч. 4 ст. 5 Закона о финуслугах). Со ссылкой именно на эту норму Госкомпредпринимательства пришел к выводу о том, что юрлица, не имеющие статуса фин­учреждения, могут предоставлять денежный заем под процент. Законом, определяющим возможность и порядок предоставления ими процентного займа, по его мнению, следует считать ГКУ (см. письмо от 17.11.2006 г. № 8287 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 71, с. 45). Эту позицию Госкомпредпринимательства продолжает занимать и сейчас (см. письмо от 01.06.2011 г. № 5020).

В то же время Госфинуслуг неоднократно высказывалась против права нефинучреждений предоставлять процентные займы (см. письмо от 14.03.2008 г. № 2944/11-11 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 71, с. 44, а также письма от 21.02.2006 г. № 1466/11-8; от 14.06.2006 г. № 5543/11-5 и от 26.07.2006 г. № 644/11-3). Более того, в своем письме от 14.08.2009 г. № 10146/07-12 Госфин­услуг указывает на ту же норму ч. 4 ст. 5 Закона о финуслугах как на такую, которая дает ей право определять порядок предоставления отдельных финуслуг нефинансовыми учреждениями. Далее в этом же письме приводится ссылка на распоряжение Госфинуслуг «О возможности предоставления юридическими лицами — субъектами хозяйствования, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, финансовых услуг по предоставлению средств в заем и предоставлению поручительства» от 31.03.2006 г. № 5555, в котором за юридическими лицами признано право предоставлять только беспроцентные денежные займы (п. 1) (см. также письмо Госфинуслуг от 18.05.2007 г. № 5600/11-11).

До недавнего времени эту позицию занимали также и налоговики, однозначно заявляя что выдача займов под процент является финансовой услугой, а поэтому выдавать процентные займы могут только финучреждения (см. «Вестник налоговой службы», 2011, № 36, с. 39; 2007, № 38, с. 23). Сейчас налоговики стали менее категоричными: в своей консультации из БЗ, подкатегория 103.02, они признают за обычным физическим лицом право начислять проценты по договору займа (хотя и не признают их процентами в понимании п.п. 14.1.257 НКУ).

Но наиболее надежным союзником заимодателей в указанном вопросе является судебная практика, в частности позиция Верховного Суда. Кстати, вышеприведенную аргументацию мы уже приводили, комментируя постановление Верховного Суда Украины от 18 июля 2012 года № 6-79цс12 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 7, с. 20). Решение было положительным и касалось оно заимодателя — физического лица. Мы тогда приводили также множество других судебных решений, которые касались заимодателя — физического лица (см., например, постановления ВСУ от 30.05.2012 г. по делу № 6-48цс12; от 26.12.2011 г. по делу № 6-85цс11; постановления ВСУ от 09.12.2009 г. по делу № 6-14508св08 и от 29.09.2010 г. по делу № 6-14976св10, а также постановления Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 21.12.2011 г. по делу № 6-45498ск11; от 19.10.2011 г. по делу № 6-27653св11 и решение ВСУ от 08.12.2010 г. по делу № 6-7745св10).

Теперь «копилка» положительных судебных решений пополнилась также решением о заимодателе — юрлице (см. постановление Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 21.03.2012 г. по делу № 6-48115св11). Основная суть приведенных решений в том, что Закон о финуслугах имеет специальное действие, поэтому нефинучреждения не являются субъектами действия данного Закона. По поводу такого подхода к Закону о финуслугах имеем также свежайшее решение (см. постановление ВХСУ от 23.09.2014 г. по делу № 922/1324/14).

В конце концов, указанная позиция судов зафиксирована в достаточно большом количестве обобщающих документов, издаваемых судами (письмо ВСУ от 01.07.2012 г., см. «Вестник Верховного Суда Украины», 2012, № 12, с. 10, а также п. 7 информационного письма Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 16.01.2012 г. № 41/0/4-12 и п. 8 письма Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 27.09.2012 г. № 10-1390/0/4-12). Там суды прямо говорят о том, что действующее законодательство не содержит ограничений в отношении субъектов, которые бы могли выдавать средства в заем. Единственное условие — такие средства должны быть собственными, а не привлеченными.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить