Темы статей
Выбрать темы

Баба — отдельно, воз — отдельно (О выделении из договора поставки транспортных расходов с целью сохранить НК по НДС)

Павленко Алексей
Предприятие-поставщик реализует льготируемую по НДС продукцию. Эту продукцию (с ценой — «без НДС») покупатель использует в облагаемых НДС операциях. Расходы по транспортировке данной продукции согласно условиям поставки несет поставщик. Сумма таких расходов весьма велика и содержит в себе входной НДС. Эти транспортные расходы поставщик включает в стоимость льготируемой по НДС продукции, в связи с чем покупатель теряет для целей налогового кредита значительную сумму «входного» НДС. Есть ли какие-то пути включения этого НДС в налоговый кредит?

Все верно. Расходы, включаемые в себестоимость льготируемой по НДС продукции (как и расходы, просто связанные с ее производством), в налоговом (и бухгалтерском) учете должны включать в себя и «входной» НДС.

Этот момент продиктован нормой п.п. 139.1.6 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), предписывающей плательщикам НДС, осуществляющим льготируемые или не облагаемые НДС операции, включать в налоговом учете сидящий в затратах «входной» НДС себе в расходы (или — в стоимость основных средств/нематериальных активов, используемых в таких операциях).

Из содержания данной нормы следует, что не важно — включаются конкретные расходы в стоимость льготируемой/не облагаемой НДС продукции или нет — но если их использование связано с «льготируемым»/«необлагаемым» НДС, то путь «входного» НДС у поставщика все равно — в расходы.

Какие мы видим пути выхода из подобных ситуаций?

На наш взгляд, здесь можно попытаться «вывести» такие, содержащие «входной» НДС, затраты из себестоимости продукции поставщика.

Самый простой вариант — изменить в договоре условия поставки продукции с тем, чтобы расходы по ее транспортировке ложились на плечи покупателя. Тогда покупатель напрямую заключит договор с перевозчиком (или экспедитором) и сможет беспрепятственно включать «входной» НДС с таких расходов себе в налоговый кредит. (Естественно, при условии предполагаемого использования им полученной льготируемой по НДС продукции в операциях, этим налогом облагаемых.)

Если же такой вариант оформления отношений какой-то из сторон не выгоден и у них есть желание сохранить цепочку «перевозчик-поставщик»*, то можно переоформить отношения следующим образом.

Согласно условиям поставки перевозку оплачивает не поставщик, а покупатель. При этом покупатель заключает с поставщиком не один, а два отдельных договора. Первый — договор поставки льготируемой по НДС продукции. Второй — договор транспортного экспедирования — на доставку данной продукции от поставщика к покупателю. Тогда услуги по второму договору — перевозке (и другие, с ней связанные) уже будут у поставщика облагаться НДС. И у него будет налоговый кредит с таких услуг «на входе» и налоговое обязательство — «на выходе». То есть покупатель получит непосредственно от поставщика желанную налоговую накладную на транспортные (и т. п.) услуги, связанные с доставкой приобретаемой продукции. Кроме того нельзя забывать и об экспедиторском вознаграждении.

* Например, перевозчик желает работать только с поставщиком, либо поставщик свой «гешефт» в виде услуг по перевозке потерять не хочет, т. п.

Если же поставщик не захочет по транспортным услугам прибегать к схеме «экспедирования», то можно предложить ему заключить договор комиссии (или поручения) на приобретение для покупателя транспортных услуг. Тогда он просто заключит от своего имени (или от имени покупателя-«доверителя») с перевозчиком договор на доставку продукции к комитенту (доверителю). Но и в таком случае облагаемые НДС услуги по перевозке (и т. п.) в налоговом учете по НДС пройдут «транзитом» через комиссионера (он же — продавец продукции). То есть у него со стоимости таких приобретенных по поручению услуг будет — НК «на входе» и НО «на выходе».

Именно такой алгоритм НДСного учета вытекает для посредников из нормы п. 189.4 НКУ. Кроме того, такому посреднику (и продавцу в одном лице) следует помнить еще и о начислении НО на стоимость своих посреднических услуг. Со стоимости этих услуг комитент-покупатель тоже сможет поиметь НК.

В заключение отметим, что такое оформление отношений — с целью сохранения НК для покупателя — выгодно, в первую очередь, покупателю. Поэтому здесь, видимо, ему придется каким-то образом заинтересовать поставщика в изменении привычной схемы работы…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше