Все верно. Расходы, включаемые в себестоимость льготируемой по НДС продукции (как и расходы, просто связанные с ее производством), в налоговом (и бухгалтерском) учете должны включать в себя и «входной» НДС.
Этот момент продиктован нормой п.п. 139.1.6 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), предписывающей плательщикам НДС, осуществляющим льготируемые или не облагаемые НДС операции, включать в налоговом учете сидящий в затратах «входной» НДС себе в расходы (или — в стоимость основных средств/нематериальных активов, используемых в таких операциях).
Из содержания данной нормы следует, что не важно — включаются конкретные расходы в стоимость льготируемой/не облагаемой НДС продукции или нет — но если их использование связано с «льготируемым»/«необлагаемым» НДС, то путь «входного» НДС у поставщика все равно — в расходы.
Какие мы видим пути выхода из подобных ситуаций?
На наш взгляд, здесь можно попытаться «вывести» такие, содержащие «входной» НДС, затраты из себестоимости продукции поставщика.
Самый простой вариант — изменить в договоре условия поставки продукции с тем, чтобы расходы по ее транспортировке ложились на плечи покупателя. Тогда покупатель напрямую заключит договор с перевозчиком (или экспедитором) и сможет беспрепятственно включать «входной» НДС с таких расходов себе в налоговый кредит. (Естественно, при условии предполагаемого использования им полученной льготируемой по НДС продукции в операциях, этим налогом облагаемых.)
Если же такой вариант оформления отношений какой-то из сторон не выгоден и у них есть желание сохранить цепочку «перевозчик-поставщик»*, то можно переоформить отношения следующим образом.
Согласно условиям поставки перевозку оплачивает не поставщик, а покупатель. При этом покупатель заключает с поставщиком не один, а два отдельных договора. Первый — договор поставки льготируемой по НДС продукции. Второй — договор транспортного экспедирования — на доставку данной продукции от поставщика к покупателю. Тогда услуги по второму договору — перевозке (и другие, с ней связанные) уже будут у поставщика облагаться НДС. И у него будет налоговый кредит с таких услуг «на входе» и налоговое обязательство — «на выходе». То есть покупатель получит непосредственно от поставщика желанную налоговую накладную на транспортные (и т. п.) услуги, связанные с доставкой приобретаемой продукции. Кроме того нельзя забывать и об экспедиторском вознаграждении.
* Например, перевозчик желает работать только с поставщиком, либо поставщик свой «гешефт» в виде услуг по перевозке потерять не хочет, т. п.
Если же поставщик не захочет по транспортным услугам прибегать к схеме «экспедирования», то можно предложить ему заключить договор комиссии (или поручения) на приобретение для покупателя транспортных услуг. Тогда он просто заключит от своего имени (или от имени покупателя-«доверителя») с перевозчиком договор на доставку продукции к комитенту (доверителю). Но и в таком случае облагаемые НДС услуги по перевозке (и т. п.) в налоговом учете по НДС пройдут «транзитом» через комиссионера (он же — продавец продукции). То есть у него со стоимости таких приобретенных по поручению услуг будет — НК «на входе» и НО «на выходе».
Именно такой алгоритм НДСного учета вытекает для посредников из нормы п. 189.4 НКУ. Кроме того, такому посреднику (и продавцу в одном лице) следует помнить еще и о начислении НО на стоимость своих посреднических услуг. Со стоимости этих услуг комитент-покупатель тоже сможет поиметь НК.
В заключение отметим, что такое оформление отношений — с целью сохранения НК для покупателя — выгодно, в первую очередь, покупателю. Поэтому здесь, видимо, ему придется каким-то образом заинтересовать поставщика в изменении привычной схемы работы…