Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Транспортная лицензия: кому она нужна?

Смердов Виталий
Налоги & бухучет Сентябрь, 2014/№ 71
Печать
Наше предприятие часто сталкивается с перевозками грузов. Причем часть перевозок мы осуществляем сами, а часть — с привлечением сторонних перевозчиков. Подскажите, нужна ли нам транспортная лицензия?

Чтобы узнать, является тот или иной вид деятельности лицензируемым, нужно обратиться к Закону № 1775. В нем вы увидите, что лицензия нужна, в частности, для хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке автомобильным транспортом пассажиров и опасного груза (ст. 9 Закона № 1775). Об этом же, только немного подробнее, говорит и ст. 9 Закона об автотранспорте.

Кому при таких перевозках понадобится лицензия? Ее нужно получать субъектам хозяйствования (как юрлицам, так и предпринимателям), осуществляющим хозяйственную деятельность по предоставлению упомянутых услуг. При этом, как видите, Закон привязывается не к перевозке, а именно к предоставлению услуг по перевозке. Предоставлением же подобных услуг считается перевозка грузов транспортными средствами на договорных условиях с заказчиком услуги за плату (ст. 1 Закона об автотранспорте).

Учтите: если при перевозке эти условия не соблюдаются, даже если груз является опасным, лицензия не нужна (см. письмо Госкомпредпринимательства от 27.09.2004 г. № 6585). В первую очередь, это касается перевозок для собственных нужд: в частности, перевозок между структурными подразделениями*. Сюда же чиновники относили и доставку покупателю на своем транспорте продукции собственного производства (см. письмо Госкомпредпринимательства от 27.09.2004 г. № 6585). То есть несложно заметить, что лицензия понадобится в основном тем, кто выполняет роль перевозчика на  договорных условиях. При этом запомните: при проверке вид перевозки (для собственных нужд или на договорных условиях) будут определять на основании документов.

* Конечно, при условии, что такая перевозка осуществляется без привлечения сторонних перевозчиков. В противном случае лицензия понадобится, но такому перевозчику.

С перевозчиками разобрались… но не секрет, что часто в процесс перевозки «вклиниваются» и транспортные экспедиторы. Нужно ли им получать лицензию? Для ответа вспомним, что транспортно-экспедиторская услуга состоит в организации и обеспечении перевозок груза по договору транспортного экспедирования. С этим видом деятельности вы сможете разобраться, если прочтете статью на с. 9 и «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 66, с. 5. Здесь же укажем, что экспедитор может выполнять зафиксированные в договоре услуги самостоятельно или с привлечением других лиц. В частности, это касается и перевозки груза. Учитывая это, лицензия экспедитору понадобится только в том случае, если услугу по перевозке он будет оказывать самостоятельно, и перевозимый им груз будет опасным. В противном случае лицензия ему не нужна.

img 1Теперь же пришло время узнать, какой груз является опасным. В двух словах, это (ст. 1 Закона Украины «О перевозке опасных грузов» от 06.04.2000 г. № 1644-III):

1) вещества, изделия и отходы, которые во время перевозки могут привести к взрыву, пожару, повреждению любых объектов, к гибели людей, причинить ущерб окружающей среде, а также привести к прочим негативным последствиям, и которые

2) по международному договору или результатам испытаний относятся к одному из классов опасных веществ (взрывчатые вещества и изделия, газы, легковоспламеняющиеся жидкости, легковоспламеняющиеся твердые вещества, окисляющие вещества и т. п.).

Этой информации явно недостаточно, чтобы назвать тот или иной объект опасным грузом. Поэтому в данной целью вам нужно обратиться к таблице А гл. 3.2 приложения А Европейского соглашения о международной перевозке грузов (ДОПОГ)*. По сведениям из этого документа определяются номер ООН, класс (подкласс) опасности, вид дополнительной опасности, группа упаковки и/или группа совместимости. Если же наименования объекта в этом перечне нет, данные показатели определяют по результатам классификационных испытаний и, при необходимости, по таблице приоритета опасностей (п. 2.2 Правил № 822). Если воспользоваться указанной информацией, то вы сможете определить, что к опасным грузам относятся, в частности:

1) уголь животного или растительного происхождения, активированный уголь;

2) влажный хлопок;

3) бумага, обработанная ненасыщенными маслами, не полностью высушенная (включая копировальную бумагу);

4) краска (включая краску, лак, эмаль, краситель, шеллак и т. п.);

5) материал лакокрасочный (включая растворитель или разбавитель краски);

6) транспортные средства или оборудование, работающие на аккумуляторных батареях;

7) алкогольные напитки, содержащие более 24 % спирта, и т. п.

* С этим перечнем можно ознакомиться, в частности, на сайте ГАИ (www.sai.gov.ua) в разделе «Перевезення небезпечних вантажів».

Таким образом, при предоставлении услуг по перевозке подобных грузов перевозчику — субъекту хозяйствования придется получить лицензию. Как это сделать?

Чтобы получить лицензию, вам нужно подать заявление (приложение 1 к Лицензионным условиям № 427) в Укртрансинспекцию или ее территориальный орган. К нему нужно приложить документы, названные в п. 25 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, в редакции постановления Кабмина от 22.06.2011 г. № 712. Кроме того, отдельные данные из этих документов придется указать и в специальных сведениях, которые подаются по форме, приведенной в приложении 2 к Лицензионным условиям № 427.

Решение о выдаче лицензии должны принять в течение 30 календарных дней с момента поступления указанных документов в Укртрансинспекцию или ее территориальные органы. Вместе с тем, если сведения в поданных документах будут ложными или же окажется, что перевозчик не отвечает Лицензионным условиям № 427, в выдаче лицензии ему откажут. В первом случае подать повторное заявление можно не ранее чем через 3 месяца, во втором — после устранения причин, ставших основанием для отказа (ст. 11 Закона о лицензировании).

К лицензии Укртрансинспекция/ее территориальный орган выдаст лицензионную карточку. При этом напоминаем: у водителя при себе должна быть именно такая карточка, а не фотокопия лицензии. Об этом вы могли прочитать на с. 37 данного номера.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц