Темы статей
Выбрать темы

Код…, но не Да Винчи, или Как учесть расходы на получение штрих-кодов для товаров

Белова Наталья
Сегодня практически любой товар — будь то пакет молока, шариковая ручка или продвинутый девайс — имеет специальную маркировку в виде черно-белых полос и цифровых знаков. Это штриховой код. Он содержит всю необходимую информацию о товаре: стране-производителе, предприятии-изготовителе, наименовании продукта, его потребительских свойствах, цене, размере, сорте, цвете и т. п. Штрих-кодирование позволяет предприятию через компьютерную сеть ежедневно учитывать остатки товаров на складе и в магазине, определять объемы реализации в разрезе видов продукции. А штрих-коды, которые мы видим на платежных документах, ускоряют компьютерную обработку содержащихся в них данных. Стандарты штрихового кодирования используют более 1 млн компаний во всем мире, и украинские предприятия — не исключение. Так что, если вы тоже хотите быстро и точно идентифицировать свои товары, ваш путь — маркирование их штриховыми кодами GS1. Для этого, разумеется, потребуются определенные расходы. О том, как отразить их в налоговом и бухгалтерском учете предприятия, мы с вами сейчас, дорогие друзья, и поговорим.
торговля

Своему появлению штриховое кодирование обязано двум друзьям-американцам — Джо Вудлэнду и Берни Сильверу. Именно они в 1948 году начали работу над воплощением идеи автоматического считывания информации о продукте на всех этапах его жизненного цикла — от производителя до потребителя. Патент на это изобретение они получили 7 октября 1952 года.

Позднее руку к усовершенствованию системы штрих-кодирования приложил американский ученый Дэвид Коллинз. Он предложил использовать в качестве считывающего устройства лазер. Разработанная им конструкция позволила сканировать штрих-коды с расстояния до двух метров и сделала процесс считывания информации более простым и надежным.

Тестовая система по сканированию штрих-кодов была установлена в Огайо в Marsh’s Supermarket, расположенном рядом с фабрикой, на которой производилось оборудование. И вот 26 июня 1974 года состоялось знаменательное событие — продавец этого супермаркета впервые отсканировал с упаковки жевательной резинки ее уникальный штрих-код. Так штрих-кодирование получило путевку в жизнь.

В наши дни система штрих-кодирования объединяет уже более 100 национальных организаций товарной нумерации в различных странах мира.

Как стать участником всемирной системы товарной нумерации?

Вопросами стандартизации учета и штрих-кодирования логистических единиц занимается международная организация GS1*. Она выдает глобально-уникальные коды для товаров/услуг и мест.

* Всемирная Сеть Синхронизации Данных GS1 (Global Data Synchronisation Network) — это автоматизированная и построенная на основе стандартов информационная среда, которая позволяет всем торговым партнерам одновременно иметь целостные данные о товаре.

Интересы производителей и дистрибьюторов Украины в международной ассоциации GS1 и других международных ассоциациях и организациях, которые действуют в области автоматизированной идентификации данных и штрихового кодирования, в установленном порядке представляет Ассоциация Товарной Нумерации Украины «ДжіЕс1 Україна» (п. 2 постановления КМУ «Об Ассоциации Товарной Нумерации Украины «ДжіЕс1 Україна» от 12.12.94 г. № 821).

Субъекты предпринимательской деятельности маркируют товары, которые производятся и реализуются в Украине, штрих-кодами GS1 в соответствии с Положением № 255.

Согласно п. 3 данного Положения Ассоциация Товарной Нумерации Украины «ДжіЕс1 Україна» как национальная организация — член GS1 занимается присвоением товарам как объектам учета и другим объектам учета идентификационных номеров GS1 на территории Украины.

Данная Ассоциация — единственный официальный представитель в Украине международной организации GS1. Она является некоммерческой неправительственной организацией.

Чтобы стать членом Ассоциации и участником всемирной системы товарной нумерации GS1, нужно:

— заключить соответствующий типовой договор;

— подать Регистрационную карточку участника;

— заключить типовое соглашение об уплате членских взносов (вступительного, годовых разовых и годовых периодических за присвоение номеров GS1 объектам учета)*;

— уплатить членские взносы;

— подать заявку на присвоение номера GS1 (в зависимости от вида товаров).

* Размер взносов установлен в эквиваленте долларов США и зависит от объема годового дохода предприятия. Уплачивают членские взносы в нацвалюте по курсу НБУ на день уплаты.

Участие предприятия в системе GS1 (присвоение Префикса GS1 предприятия и/или идентификационного номера GS1) подтверждают соответствующие свидетельства, выданные Ассоциацией бесплатно (п. 3 Положения № 255).

Такие свидетельства — единственные официальные документы, которые удостоверяют право предприятия применять присвоенные номера GS1

Оформить все необходимые документы по поводу ассоциированного членства в «ДжіЕс1 Україна» и получить штрих-коды предприятия могут непосредственно в офисе Ассоциации, расположенном по адресу: г. Киев, ул. Артема 26, или в представительствах Ассоциации, которые действуют в каждом регионе Украины (подробнее см. на сайте Ассоциации: http://www.gs1ua.org).

Маркирование штрих-кодом: обязательно или нет?

Сразу укажем, что обязательному маркированию штрих-кодами GS1 подлежат не все без исключения группы товаров, а лишь те, которые перечислены в п. 5 Положения № 255.Это:

— алкогольные напитки;

— табачные изделия;

— экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм;

— лекарственные средства;

— другие товары, штрих-кодирование которых предусмотрено законодательством Украины.

Продукты питания должны маркироваться штрих-кодами в порядке, установленном КМУ. Правда, на сегодняшний день такого порядка пока нет. Зато есть Технический регламент относительно правил маркирования продуктов питания , утвержденный приказом Госпотребстандарта от 28.10.2010 г. № 487. В этом документе установлен четкий перечень информации о товаре, которую продавец должен доводить до покупателя с помощью маркирования. Причем такая информация может быть выражена в виде слов, знаков, изображений, символов и т. п.

Маркирование штрих-кодами других категорий товаров — дело добровольное

Здесь все зависит от желания субъекта хозяйствования и проводимой им маркетинговой политики.

img 1Впрочем, к решению маркировать свои товары штрих-кодами приходят все больше предприятий. Это и понятно. Ведь присоединение к международным стандартам GS1 повышает конкурентоспособность украинских товаров на отечественном и зарубежном рынках, способствует интеграции отечественных предприятий в мировые рынки и сети товарных потоков и т. п. (п. 2 Положения № 255).

К тому же многие торговые сети принимают товары от производителей на реализацию только с этикетками, на которых есть штрих-код.

Торговцы, конечно, могут и сами промаркировать полученные товары соответствующими штрих-кодами согласно государственным стандартам и нормативно-техническим документам Ассоциации «ДжіЕс1 Україна». Такое право им дает п. 7 Положения № 255. Но допускается это только в отношении товаров, которые подвергаются дополнительному перераспределению в малых объемах, перефасовке, измельчению партий и т. п. для реализации конечному потребителю. Еще это возможно в отношении товаров, на которых штрих-кодовая маркировка GS1 отсутствует или не отвечает установленным требованиям.

К слову, перечень государственных стандартов Украины по штрих-кодированию приведен в приложении 1 к Рекомендациям по применению внутренних штриховых кодов для маркирования товаров на предприятиях сферы торговли, утвержденным приказом МВЭСторга от 26.06.98 г. № 383.

На товары, которым не присвоены идентификационные номера GS1 и которые не подпадают под исключение п. 7 Положения № 255, предприятиям запрещено наносить штрих-коды GS1 (п. 8 Положения № 255).

Так что успешный сбыт своих товаров — забота самого предприятия. Получение же штрих-кодов на них — это как раз один из путей достижения главной цели предпринимательской деятельности — получения дохода (прибыли).

Ну а раз так, то все осуществляемые предприятием «штрих-кодовые» процедуры, безусловно, можно считать связанными с его хозяйственной деятельностью, ведь они соответствуют «хозяйственным» критериям из п.п. 14.1.36 НКУ.

Можно ли считать штрих-код нематериальным активом?

Оснований рассматривать полученные штрих-коды как нематериальные активы (далее — НМА) нет. Говорим об этом с полной уверенностью.

Давайте заглянем в § 12 МСБУ (IAS) 38 «Нематериальные активы». В нем определено, что актив считают идентифицированным, если он:

— может быть обособлен, т. е. его можно отделить от субъекта хозяйствования и продать, передать в аренду или обменять, независимо от того, намерен ли субъект сделать это, либо

возникает вследствие договорных или других юридических прав, независимо от того, могут ли они быть переданы или обособлены от субъекта хозяйствования либо же от других прав и обязательств.

Кроме того, для признания актива объектом НМА нужно принять во внимание общие критерии признания активов. Приобретенный или полученный объект НМА зачисляют на баланс, если одновременно выполняются следующие условия:

1) предприятие осуществляет контроль над ним;

2) существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием;

3) его стоимость может быть достоверно определена.

Таким образом, чтобы признать НМА, недостаточно только иметь возможность идентифицировать этот актив. Согласно п. 6 П(С)БУ 8 приобретенный или полученный НМА отражают в балансе, если существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и его стоимость может быть достоверно определена.

В том, что благодаря маркированию товаров штрих-кодами предприятие получит экономические выгоды, можно не сомневаться. Но вот достоверно определить стоимость такого актива никак не получится, ведь расходов на его покупку нет, да и его рыночную стоимость (даже если считать, что он получен бесплатно) тоже исчислить невозможно — все субъекты хозяйствования получают штрих-коды только одним путем и на одинаковых условиях, т. е. путем членства в Ассоциации.

Кроме того, по предписанию п. 9 П(С)БУ 8,не признают НМА, а отражают в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены, расходы на продвижение продукции на рынке. А как мы с вами поняли, присоединение предприятия к международным стандартам GS1 как раз помогает повысить конкурентоспособность украинских товаров на отечественном и зарубежном рынках (п. 2 Положения № 255).

Так что «штрих-кодовые» расходы, а точнее, членские взносы — это однозначно не НМА, а расходы отчетного периода

В налоговом учете тоже все понятно. Здесь для НМА обязательным является наличие права собственности на объект либо наличие иных аналогичных прав или же права пользования имуществом и имущественными правами.

Предприятие, вступив в Ассоциацию и получив штрих-коды, конечно, получает право на их применение, но вот распорядиться ими на свое усмотрение (например, продать, подарить и т. п. другому лицу) не может. Запрещает это делать типовой договор с Ассоциацией. Там четко указано, что участник не может передавать права на применение присвоенных номеров GS1 другому субъекту хозяйствования.

Как видим, и с налоговой точки зрения, штрих-коды — не НМА. Как же их отражать в учете? Сейчас узнаем.

Как отразить «штрих-кодовые» расходы в учете?

Налог на прибыль. Любые расходы предприятия, имеющие хозяйственную направленность, дают ему шанс уменьшить свою налогооблагаемую прибыль. На это ориентируют плательщиков п.п. 14.1.27 и ст. 138 НКУ.

А как обстоят дела с расходами на получение штрих-кодов? Могут ли они, учитывая свою хозяйственную роль, так же свободно получить налоговорасходный статус? Безусловно, могут. Убедитесь в этом сами.

Абсолютно ясно, что участие предприятия в Ассоциации «ДжіЕс1 Україна» непосредственно связано с его хоздеятельностью. Ведь согласно ч. 2 ст. 120 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV ассоциация создается с целью координации хозяйственной деятельности объединившихся предприятий для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации.

На наш взгляд, такая «хозяйственная» связь позволяет предприятию суммы членских взносов, перечисленных Ассоциации, в полном объеме (без каких-либо ограничений) учесть в составе своих налоговых расходов как прочие операционные расходы (п.п. «в» п.п. 138.10.4 НКУ).

Поддержку такой позиции находим в «докодексном» письме Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности от 18.11.2001 г. № 16-10/447. В нем «комитетчики» указали на правомерность отнесения в валовые расходы вступительных и членских взносов в пользу саморегулирующейся организации. Правда, речь там шла об уплате взносов профессиональными участниками фондового рынка. А для них членство в саморегулирующейся организации, зарегистрированной Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, является обязательным условием.

К счастью, наша ситуация ненамного отличается от рассмотренной в том письме. Ведь получить штрих-коды может тоже только участник Ассоциации «ДжіЕс1 Україна». То есть, чтобы обзавестись штрих-кодами, нужно тоже обязательно быть участником Ассоциации. А раз так, то полновесные налоговые расходы для такого участника — вполне реальны.

Если вы считаете, что этот подход для вас слишком смелый и налоговики его не разделят, возьмите на вооружение другой, более осторожный, вариант. Суть его вот в чем.

Ассоциация «ДжіЕс1 Україна» зарегистрирована как неприбыльная организация — внесена в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее — Реестр) с признаком 0012 на основании п.п. «г» ст. 157 НКУ и п. 5.5 разд. I Положения № 37. Копия соответствующего решения налогового органа размещена на сайте организации: http://www.gs1ua.org/files/gs1ua/np_org_12.pdf.

Как указано в дополнительных соглашениях к договорам с Ассоциацией, участник перечисляет ей такие членские взносы:

— вступительный;

— годовые разовые;

— годовые периодические за присвоение номеров GS1 объектам учета.

А согласно п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ суммы средств или стоимость товаров (работ, услуг), которые добровольно перечислены (переданы) в течение отчетного года в неприбыльные организации, определенные в ст. 157 НКУ, предприятие может отнести к прочим расходам, однако лишь в пределах «неприбыльного» лимита.

А это не более 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года

Под налогооблагаемой прибылью контролеры понимают значение показателя строки 07 прошлогодней декларации по налогу на прибыль (см., например, консультацию в подкатегории 102.07.16 БЗ, правда, сейчас она не действует в связи с изменением формы декларации).

Так вот, уплаченные суммы в виде членских взносов в пределах установленного п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ лимита предприятие смело может учесть в составе своих налоговых расходов. Согласны с этим и налоговики, о чем говорит их консультация в подкатегории 102.07.20 БЗ. В ней они разрешают плательщикам вписать в 4 % лимит расходы на уплату членских взносов в Торгово-промышленную палату. Не сомневаемся, что к членским взносам в Ассоциацию «ДжіЕс1 Україна» у контролеров должно быть такое же отношение.

Но учтите: беспрепятственно воспользоваться предоставленным «расходным» правом предприятие может, если на руках у него есть (см. консультацию специалистов налогового ведомства в подкатегории 102.07.21 БЗ):

первичные документы, подтверждающие факт осуществления расходов. Роль таких документов в данном случае выполняют договор с Ассоциацией; платежные документы, подтверждающие уплату членских взносов; свидетельства, которые удостоверяют право предприятия применять присвоенные номера GS1;

копия решения налогового органа о внесении учреждения — получателя взносов в Реестр по форме, приведенной в приложении 2 к Положению № 37. В данном случае такая копия у вас будет (вы можете ее найти здесь: http://www.gs1ua.org/files/gs1ua/np_org_12.pdf).

Важно! Под лимит в рассматриваемой ситуации подпадают все уплаченные Ассоциации суммы, независимо от того, для каких товаров вы будете получать штрих-коды — для тех, которые подлежат обязательному маркированию, или для тех, которые вы решили закодировать по своей доброй воле. Все это потому, что, как сказано в п. 3 Положения № 255, «штрих-кодовые» свидетельства Ассоциация выдает предприятиям бесплатно. То есть получается, что за сами штрих-коды вы ничего не платите. Значит, традиционных расходов на их приобретение (наподобие расходов на покупку товаров/работ/услуг) у вас просто-напросто нет.

Другое дело, что в Ассоциацию вам приходится перечислять членские взносы, ведь без этого штрих-кодов не видать. А данные суммы, с налоговой точки зрения, — не что иное как перечисления неприбыльщику (пусть и не совсем добровольные). И тут хозяйка — только одна норма НКУ, приведенная в п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ. Ничего с этим не поделать.

Поэтому в любом случае ваши «штрих-кодовые» расходы (как обязательные, так и добровольные) будут ограничены 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года

Хорошо тем, у кого такая прибыль в прошлом году была — налоговые расходы им гарантированы J. А как быть плательщику, который по итогам предыдущего отчетного года получил нулевой или отрицательный результат объекта налогообложения? Ему тоже беспокоиться не стоит — за базу для расчета он согласно абз. второму п.п. «б» п.п. 138.10.6 НКУ может взять налогооблагаемую прибыль, которая получена в году, предшествующем году декларирования отрицательного значения. А если и этот год оказался неуспешным, то плательщика могут выручить показатели более ранних лет, но не ранее чем за четыре предыдущих отчетных года (см. консультацию в подкатегории 102.07.20 БЗ).

Примите к сведению: 4 % лимит является общим и для п.п. «а»,и для п.п. «б»* п.п. 138.10.6 НКУ, поэтому при определении дозволенной налоговорасходной суммы учитывайте размер отчислений одновременно по обоим указанным направлениям.

* По п.п. «б» п.п. 138.10.6 НКУ отражают «культурно-массовые» отчисления в профсоюзные организации.

Суммы членских взносов в состав налоговых расходов включают в периоде их перечисления (п. 138.5 НКУ) и записывают в строку 06.4.1 приложения IВ к строке 06.4 декларации по налогу на прибыль.

Будьте внимательны! Расходы, отраженные в соответствии с п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ, являются налоговой льготой под кодом 11020244 (см. Справочник № 71/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета по состоянию на 01.07.2014 г., доведенный письмом Миндоходов от 26.06.2014 г.). Это означает, что суммы отчислений в Ассоциацию (в разрешенных налоговорасходных пределах) вы должны включить в Отчет о суммах налоговых льгот по форме, утвержденной постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233.

Налог на добавленную стоимость. Перечисление денежных средств Ассоциации на НДС-учет участника никак не влияет. А все потому, что уплата членских взносов не является оплатой поставленных товаров/услуг в понимании пп. 14.1.191 и 14.1.185 НКУ. Соответственно такая операция не считается объектом обложения НДС. Уверяет нас в этом и ГНСУ в письме от 13.02.2013 г. № 2231/6/23-50.01-14.

Бухгалтерский учет. В бухучете расходы на отчисление членских взносов предприятия отражают с помощью записи: Дт 949 «Прочие расходы операционной деятельности» — Кт 685 «Расчеты с прочими кредиторами». Причем учитывают в данном случае всю сумму отчислений без оглядки на налоговоприбыльный лимит.

Пример. Предприятие с годовым объемом дохода менее 500 тыс. евро выпускает продукцию, которая не подлежит обязательному маркированию штрих-кодами GS1 (продукты питания). Решено получить на эти товары штрих-коды. Для этого субъект хозяйствования вступил в Ассоциацию «ДжіЕс1 Україна» и перечислил ей:

— вступительный взнос в размере, эквивалентном $150;

— годовой разовый взнос в размере, эквивалентном $100;

— годовй периодический взнос за каждый приобретенный номер GS1 в сумме $120.

Курс НБУ на дату перечисления взносов («утренний») условно — 11,72 грн./$.

Чтобы отразить уплаченные суммы в налоговом учете, субъект хозяйствования решил воспользоваться «неприбыльным» 4 % лимитом.

Предположим, что в декларации по налогу на прибыль предприятия за 2013 год указана налогооблагаемая прибыль в сумме 325000 грн.

В результате годовая сумма лимита на «неприбыльные» расходы в 2014 году равна:

325000 грн. х 4 % : 100 % = 13000 грн.

В первом полугодии 2014 года предприятие уже перечислило «культурно-массовые» взносы в проф­союзную организацию (п.п. «б» п.п. 138.10.6 НКУ) в размере 9000 грн.

Следовательно, сумма лимита на «неприбыльные» расходы в соответствии с п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ в 2014 году составляет:

13000 грн. - 9000 грн. = 4000 грн.

Расходы на получение штрих-кодов в своем учете предприятие отражает так (см. с. 26):

Табл. Порядок учета расходов на получение штрих-кодов

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

 

дебет

кредит

доходы

расходы

1

Перечислены в Ассоциацию «ДжіЕс1 Україна» членские взносы:

— вступительный ($150 х 11,72 грн./$ = 1758 грн.)

685

311

4336,40

4000*

— годовой разовый ($100 х 11,72 грн./$ = 1172 грн.)

— годовой периодический ($120 х 11,72 грн./$ = 1406,40 грн.)

* Исходя из позиции налоговиков (см. консультацию в подкатегории 102.07.20 БЗ) — в пределах 4 % лимита в соответствии с п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ.

2

Отражены в составе расходов предприятия уплаченные членские взносы

949

685

4336,40

3

Отнесены на финансовый результат расходы в виде уплаченных членских взносов

791

949

4336,40

 

выводы

  • Присвоением товарам идентификационных номеров GS1 на территории Украины занимается Ассоциация Товарной Нумерации Украины «ДжіЕс1 Україна».

  • Участие предприятия в системе GS1 (присвоение Префикса GS1 предприятия и/или идентификационного номера GS1) подтверждают выданные Ассоциацией соответствующие свидетельства.

  • Уплаченные Ассоциации суммы членских взносов предприятие вправе учесть в составе своих налоговых расходов. Но налоговики запросто разрешают это сделать только в пределах установленного п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ 4 % лимита.

  • Уплата членских взносов не является оплатой поставленных товаров/услуг, поэтому не считается объектом обложения НДС.

Документы статьи

  1. НКУ  Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Положение № 37 — Положение о реестре неприбыльных учреждений и организаций, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2013 г. № 37.

  3. Положение № 255 — Положение о штриховом кодировании товаров, утвержденное приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 20.08.2002 г. № 255.

  4. П(С)БУ 8 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 18.10.99 г. № 242.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше