Своему появлению штриховое кодирование обязано двум друзьям-американцам — Джо Вудлэнду и Берни Сильверу. Именно они в 1948 году начали работу над воплощением идеи автоматического считывания информации о продукте на всех этапах его жизненного цикла — от производителя до потребителя. Патент на это изобретение они получили 7 октября 1952 года.
Позднее руку к усовершенствованию системы штрих-кодирования приложил американский ученый Дэвид Коллинз. Он предложил использовать в качестве считывающего устройства лазер. Разработанная им конструкция позволила сканировать штрих-коды с расстояния до двух метров и сделала процесс считывания информации более простым и надежным.
Тестовая система по сканированию штрих-кодов была установлена в Огайо в Marsh’s Supermarket, расположенном рядом с фабрикой, на которой производилось оборудование. И вот 26 июня 1974 года состоялось знаменательное событие — продавец этого супермаркета впервые отсканировал с упаковки жевательной резинки ее уникальный штрих-код. Так штрих-кодирование получило путевку в жизнь.
В наши дни система штрих-кодирования объединяет уже более 100 национальных организаций товарной нумерации в различных странах мира.
Как стать участником всемирной системы товарной нумерации?
Вопросами стандартизации учета и штрих-кодирования логистических единиц занимается международная организация GS1*. Она выдает глобально-уникальные коды для товаров/услуг и мест.
* Всемирная Сеть Синхронизации Данных GS1 (Global Data Synchronisation Network) — это автоматизированная и построенная на основе стандартов информационная среда, которая позволяет всем торговым партнерам одновременно иметь целостные данные о товаре.
Интересы производителей и дистрибьюторов Украины в международной ассоциации GS1 и других международных ассоциациях и организациях, которые действуют в области автоматизированной идентификации данных и штрихового кодирования, в установленном порядке представляет Ассоциация Товарной Нумерации Украины «ДжіЕс1 Україна» (п. 2 постановления КМУ «Об Ассоциации Товарной Нумерации Украины «ДжіЕс1 Україна» от 12.12.94 г. № 821).
Субъекты предпринимательской деятельности маркируют товары, которые производятся и реализуются в Украине, штрих-кодами GS1 в соответствии с Положением № 255.
Согласно п. 3 данного Положения Ассоциация Товарной Нумерации Украины «ДжіЕс1 Україна» как национальная организация — член GS1 занимается присвоением товарам как объектам учета и другим объектам учета идентификационных номеров GS1 на территории Украины.
Данная Ассоциация — единственный официальный представитель в Украине международной организации GS1. Она является некоммерческой неправительственной организацией.
Чтобы стать членом Ассоциации и участником всемирной системы товарной нумерации GS1, нужно:
— заключить соответствующий типовой договор;
— подать Регистрационную карточку участника;
— заключить типовое соглашение об уплате членских взносов (вступительного, годовых разовых и годовых периодических за присвоение номеров GS1 объектам учета)*;
— уплатить членские взносы;
— подать заявку на присвоение номера GS1 (в зависимости от вида товаров).
* Размер взносов установлен в эквиваленте долларов США и зависит от объема годового дохода предприятия. Уплачивают членские взносы в нацвалюте по курсу НБУ на день уплаты.
Участие предприятия в системе GS1 (присвоение Префикса GS1 предприятия и/или идентификационного номера GS1) подтверждают соответствующие свидетельства, выданные Ассоциацией бесплатно (п. 3 Положения № 255).
Такие свидетельства — единственные официальные документы, которые удостоверяют право предприятия применять присвоенные номера GS1
Оформить все необходимые документы по поводу ассоциированного членства в «ДжіЕс1 Україна» и получить штрих-коды предприятия могут непосредственно в офисе Ассоциации, расположенном по адресу: г. Киев, ул. Артема 26, или в представительствах Ассоциации, которые действуют в каждом регионе Украины (подробнее см. на сайте Ассоциации: http://www.gs1ua.org).
Маркирование штрих-кодом: обязательно или нет?
Сразу укажем, что обязательному маркированию штрих-кодами GS1 подлежат не все без исключения группы товаров, а лишь те, которые перечислены в п. 5 Положения № 255.Это:
— алкогольные напитки;
— табачные изделия;
— экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм;
— лекарственные средства;
— другие товары, штрих-кодирование которых предусмотрено законодательством Украины.
Продукты питания должны маркироваться штрих-кодами в порядке, установленном КМУ. Правда, на сегодняшний день такого порядка пока нет. Зато есть Технический регламент относительно правил маркирования продуктов питания , утвержденный приказом Госпотребстандарта от 28.10.2010 г. № 487. В этом документе установлен четкий перечень информации о товаре, которую продавец должен доводить до покупателя с помощью маркирования. Причем такая информация может быть выражена в виде слов, знаков, изображений, символов и т. п.
Маркирование штрих-кодами других категорий товаров — дело добровольное
Здесь все зависит от желания субъекта хозяйствования и проводимой им маркетинговой политики.
Впрочем, к решению маркировать свои товары штрих-кодами приходят все больше предприятий. Это и понятно. Ведь присоединение к международным стандартам GS1 повышает конкурентоспособность украинских товаров на отечественном и зарубежном рынках, способствует интеграции отечественных предприятий в мировые рынки и сети товарных потоков и т. п. (п. 2 Положения № 255).
К тому же многие торговые сети принимают товары от производителей на реализацию только с этикетками, на которых есть штрих-код.
Торговцы, конечно, могут и сами промаркировать полученные товары соответствующими штрих-кодами согласно государственным стандартам и нормативно-техническим документам Ассоциации «ДжіЕс1 Україна». Такое право им дает п. 7 Положения № 255. Но допускается это только в отношении товаров, которые подвергаются дополнительному перераспределению в малых объемах, перефасовке, измельчению партий и т. п. для реализации конечному потребителю. Еще это возможно в отношении товаров, на которых штрих-кодовая маркировка GS1 отсутствует или не отвечает установленным требованиям.
К слову, перечень государственных стандартов Украины по штрих-кодированию приведен в приложении 1 к Рекомендациям по применению внутренних штриховых кодов для маркирования товаров на предприятиях сферы торговли, утвержденным приказом МВЭСторга от 26.06.98 г. № 383.
На товары, которым не присвоены идентификационные номера GS1 и которые не подпадают под исключение п. 7 Положения № 255, предприятиям запрещено наносить штрих-коды GS1 (п. 8 Положения № 255).
Так что успешный сбыт своих товаров — забота самого предприятия. Получение же штрих-кодов на них — это как раз один из путей достижения главной цели предпринимательской деятельности — получения дохода (прибыли).
Ну а раз так, то все осуществляемые предприятием «штрих-кодовые» процедуры, безусловно, можно считать связанными с его хозяйственной деятельностью, ведь они соответствуют «хозяйственным» критериям из п.п. 14.1.36 НКУ.
Можно ли считать штрих-код нематериальным активом?
Оснований рассматривать полученные штрих-коды как нематериальные активы (далее — НМА) нет. Говорим об этом с полной уверенностью.
Давайте заглянем в § 12 МСБУ (IAS) 38 «Нематериальные активы». В нем определено, что актив считают идентифицированным, если он:
— может быть обособлен, т. е. его можно отделить от субъекта хозяйствования и продать, передать в аренду или обменять, независимо от того, намерен ли субъект сделать это, либо
— возникает вследствие договорных или других юридических прав, независимо от того, могут ли они быть переданы или обособлены от субъекта хозяйствования либо же от других прав и обязательств.
Кроме того, для признания актива объектом НМА нужно принять во внимание общие критерии признания активов. Приобретенный или полученный объект НМА зачисляют на баланс, если одновременно выполняются следующие условия:
1) предприятие осуществляет контроль над ним;
2) существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием;
3) его стоимость может быть достоверно определена.
Таким образом, чтобы признать НМА, недостаточно только иметь возможность идентифицировать этот актив. Согласно п. 6 П(С)БУ 8 приобретенный или полученный НМА отражают в балансе, если существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и его стоимость может быть достоверно определена.
В том, что благодаря маркированию товаров штрих-кодами предприятие получит экономические выгоды, можно не сомневаться. Но вот достоверно определить стоимость такого актива никак не получится, ведь расходов на его покупку нет, да и его рыночную стоимость (даже если считать, что он получен бесплатно) тоже исчислить невозможно — все субъекты хозяйствования получают штрих-коды только одним путем и на одинаковых условиях, т. е. путем членства в Ассоциации.
Кроме того, по предписанию п. 9 П(С)БУ 8,не признают НМА, а отражают в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены, расходы на продвижение продукции на рынке. А как мы с вами поняли, присоединение предприятия к международным стандартам GS1 как раз помогает повысить конкурентоспособность украинских товаров на отечественном и зарубежном рынках (п. 2 Положения № 255).
Так что «штрих-кодовые» расходы, а точнее, членские взносы — это однозначно не НМА, а расходы отчетного периода
В налоговом учете тоже все понятно. Здесь для НМА обязательным является наличие права собственности на объект либо наличие иных аналогичных прав или же права пользования имуществом и имущественными правами.
Предприятие, вступив в Ассоциацию и получив штрих-коды, конечно, получает право на их применение, но вот распорядиться ими на свое усмотрение (например, продать, подарить и т. п. другому лицу) не может. Запрещает это делать типовой договор с Ассоциацией. Там четко указано, что участник не может передавать права на применение присвоенных номеров GS1 другому субъекту хозяйствования.
Как видим, и с налоговой точки зрения, штрих-коды — не НМА. Как же их отражать в учете? Сейчас узнаем.
Как отразить «штрих-кодовые» расходы в учете?
Налог на прибыль. Любые расходы предприятия, имеющие хозяйственную направленность, дают ему шанс уменьшить свою налогооблагаемую прибыль. На это ориентируют плательщиков п.п. 14.1.27 и ст. 138 НКУ.
А как обстоят дела с расходами на получение штрих-кодов? Могут ли они, учитывая свою хозяйственную роль, так же свободно получить налоговорасходный статус? Безусловно, могут. Убедитесь в этом сами.
Абсолютно ясно, что участие предприятия в Ассоциации «ДжіЕс1 Україна» непосредственно связано с его хоздеятельностью. Ведь согласно ч. 2 ст. 120 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV ассоциация создается с целью координации хозяйственной деятельности объединившихся предприятий для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации.
На наш взгляд, такая «хозяйственная» связь позволяет предприятию суммы членских взносов, перечисленных Ассоциации, в полном объеме (без каких-либо ограничений) учесть в составе своих налоговых расходов как прочие операционные расходы (п.п. «в» п.п. 138.10.4 НКУ).
Поддержку такой позиции находим в «докодексном» письме Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности от 18.11.2001 г. № 16-10/447. В нем «комитетчики» указали на правомерность отнесения в валовые расходы вступительных и членских взносов в пользу саморегулирующейся организации. Правда, речь там шла об уплате взносов профессиональными участниками фондового рынка. А для них членство в саморегулирующейся организации, зарегистрированной Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, является обязательным условием.
К счастью, наша ситуация ненамного отличается от рассмотренной в том письме. Ведь получить штрих-коды может тоже только участник Ассоциации «ДжіЕс1 Україна». То есть, чтобы обзавестись штрих-кодами, нужно тоже обязательно быть участником Ассоциации. А раз так, то полновесные налоговые расходы для такого участника — вполне реальны.
Если вы считаете, что этот подход для вас слишком смелый и налоговики его не разделят, возьмите на вооружение другой, более осторожный, вариант. Суть его вот в чем.
Ассоциация «ДжіЕс1 Україна» зарегистрирована как неприбыльная организация — внесена в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее — Реестр) с признаком 0012 на основании п.п. «г» ст. 157 НКУ и п. 5.5 разд. I Положения № 37. Копия соответствующего решения налогового органа размещена на сайте организации: http://www.gs1ua.org/files/gs1ua/np_org_12.pdf.
Как указано в дополнительных соглашениях к договорам с Ассоциацией, участник перечисляет ей такие членские взносы:
— вступительный;
— годовые разовые;
— годовые периодические за присвоение номеров GS1 объектам учета.
А согласно п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ суммы средств или стоимость товаров (работ, услуг), которые добровольно перечислены (переданы) в течение отчетного года в неприбыльные организации, определенные в ст. 157 НКУ, предприятие может отнести к прочим расходам, однако лишь в пределах «неприбыльного» лимита.
А это не более 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года
Под налогооблагаемой прибылью контролеры понимают значение показателя строки 07 прошлогодней декларации по налогу на прибыль (см., например, консультацию в подкатегории 102.07.16 БЗ, правда, сейчас она не действует в связи с изменением формы декларации).
Так вот, уплаченные суммы в виде членских взносов в пределах установленного п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ лимита предприятие смело может учесть в составе своих налоговых расходов. Согласны с этим и налоговики, о чем говорит их консультация в подкатегории 102.07.20 БЗ. В ней они разрешают плательщикам вписать в 4 % лимит расходы на уплату членских взносов в Торгово-промышленную палату. Не сомневаемся, что к членским взносам в Ассоциацию «ДжіЕс1 Україна» у контролеров должно быть такое же отношение.
Но учтите: беспрепятственно воспользоваться предоставленным «расходным» правом предприятие может, если на руках у него есть (см. консультацию специалистов налогового ведомства в подкатегории 102.07.21 БЗ):
— первичные документы, подтверждающие факт осуществления расходов. Роль таких документов в данном случае выполняют договор с Ассоциацией; платежные документы, подтверждающие уплату членских взносов; свидетельства, которые удостоверяют право предприятия применять присвоенные номера GS1;
— копия решения налогового органа о внесении учреждения — получателя взносов в Реестр по форме, приведенной в приложении 2 к Положению № 37. В данном случае такая копия у вас будет (вы можете ее найти здесь: http://www.gs1ua.org/files/gs1ua/np_org_12.pdf).
Важно! Под лимит в рассматриваемой ситуации подпадают все уплаченные Ассоциации суммы, независимо от того, для каких товаров вы будете получать штрих-коды — для тех, которые подлежат обязательному маркированию, или для тех, которые вы решили закодировать по своей доброй воле. Все это потому, что, как сказано в п. 3 Положения № 255, «штрих-кодовые» свидетельства Ассоциация выдает предприятиям бесплатно. То есть получается, что за сами штрих-коды вы ничего не платите. Значит, традиционных расходов на их приобретение (наподобие расходов на покупку товаров/работ/услуг) у вас просто-напросто нет.
Другое дело, что в Ассоциацию вам приходится перечислять членские взносы, ведь без этого штрих-кодов не видать. А данные суммы, с налоговой точки зрения, — не что иное как перечисления неприбыльщику (пусть и не совсем добровольные). И тут хозяйка — только одна норма НКУ, приведенная в п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ. Ничего с этим не поделать.
Поэтому в любом случае ваши «штрих-кодовые» расходы (как обязательные, так и добровольные) будут ограничены 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года
Хорошо тем, у кого такая прибыль в прошлом году была — налоговые расходы им гарантированы J. А как быть плательщику, который по итогам предыдущего отчетного года получил нулевой или отрицательный результат объекта налогообложения? Ему тоже беспокоиться не стоит — за базу для расчета он согласно абз. второму п.п. «б» п.п. 138.10.6 НКУ может взять налогооблагаемую прибыль, которая получена в году, предшествующем году декларирования отрицательного значения. А если и этот год оказался неуспешным, то плательщика могут выручить показатели более ранних лет, но не ранее чем за четыре предыдущих отчетных года (см. консультацию в подкатегории 102.07.20 БЗ).
Примите к сведению: 4 % лимит является общим и для п.п. «а»,и для п.п. «б»* п.п. 138.10.6 НКУ, поэтому при определении дозволенной налоговорасходной суммы учитывайте размер отчислений одновременно по обоим указанным направлениям.
* По п.п. «б» п.п. 138.10.6 НКУ отражают «культурно-массовые» отчисления в профсоюзные организации.
Суммы членских взносов в состав налоговых расходов включают в периоде их перечисления (п. 138.5 НКУ) и записывают в строку 06.4.1 приложения IВ к строке 06.4 декларации по налогу на прибыль.
Будьте внимательны! Расходы, отраженные в соответствии с п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ, являются налоговой льготой под кодом 11020244 (см. Справочник № 71/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета по состоянию на 01.07.2014 г., доведенный письмом Миндоходов от 26.06.2014 г.). Это означает, что суммы отчислений в Ассоциацию (в разрешенных налоговорасходных пределах) вы должны включить в Отчет о суммах налоговых льгот по форме, утвержденной постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233.
Налог на добавленную стоимость. Перечисление денежных средств Ассоциации на НДС-учет участника никак не влияет. А все потому, что уплата членских взносов не является оплатой поставленных товаров/услуг в понимании пп. 14.1.191 и 14.1.185 НКУ. Соответственно такая операция не считается объектом обложения НДС. Уверяет нас в этом и ГНСУ в письме от 13.02.2013 г. № 2231/6/23-50.01-14.
Бухгалтерский учет. В бухучете расходы на отчисление членских взносов предприятия отражают с помощью записи: Дт 949 «Прочие расходы операционной деятельности» — Кт 685 «Расчеты с прочими кредиторами». Причем учитывают в данном случае всю сумму отчислений без оглядки на налоговоприбыльный лимит.
Пример. Предприятие с годовым объемом дохода менее 500 тыс. евро выпускает продукцию, которая не подлежит обязательному маркированию штрих-кодами GS1 (продукты питания). Решено получить на эти товары штрих-коды. Для этого субъект хозяйствования вступил в Ассоциацию «ДжіЕс1 Україна» и перечислил ей:
— вступительный взнос в размере, эквивалентном $150;
— годовой разовый взнос в размере, эквивалентном $100;
— годовй периодический взнос за каждый приобретенный номер GS1 в сумме $120.
Курс НБУ на дату перечисления взносов («утренний») условно — 11,72 грн./$.
Чтобы отразить уплаченные суммы в налоговом учете, субъект хозяйствования решил воспользоваться «неприбыльным» 4 % лимитом.
Предположим, что в декларации по налогу на прибыль предприятия за 2013 год указана налогооблагаемая прибыль в сумме 325000 грн.
В результате годовая сумма лимита на «неприбыльные» расходы в 2014 году равна:
325000 грн. х 4 % : 100 % = 13000 грн.
В первом полугодии 2014 года предприятие уже перечислило «культурно-массовые» взносы в профсоюзную организацию (п.п. «б» п.п. 138.10.6 НКУ) в размере 9000 грн.
Следовательно, сумма лимита на «неприбыльные» расходы в соответствии с п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ в 2014 году составляет:
13000 грн. - 9000 грн. = 4000 грн.
Расходы на получение штрих-кодов в своем учете предприятие отражает так (см. с. 26):
Табл. Порядок учета расходов на получение штрих-кодов
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
| дебет | кредит | доходы | расходы | ||
1 | Перечислены в Ассоциацию «ДжіЕс1 Україна» членские взносы: | |||||
— вступительный ($150 х 11,72 грн./$ = 1758 грн.) | 685 | 311 | 4336,40 | — | 4000* | |
— годовой разовый ($100 х 11,72 грн./$ = 1172 грн.) | ||||||
— годовой периодический ($120 х 11,72 грн./$ = 1406,40 грн.) | ||||||
* Исходя из позиции налоговиков (см. консультацию в подкатегории 102.07.20 БЗ) — в пределах 4 % лимита в соответствии с п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ. | ||||||
2 | Отражены в составе расходов предприятия уплаченные членские взносы | 949 | 685 | 4336,40 | — | — |
3 | Отнесены на финансовый результат расходы в виде уплаченных членских взносов | 791 | 949 | 4336,40 | — | — |
выводы
-
Присвоением товарам идентификационных номеров GS1 на территории Украины занимается Ассоциация Товарной Нумерации Украины «ДжіЕс1 Україна».
-
Участие предприятия в системе GS1 (присвоение Префикса GS1 предприятия и/или идентификационного номера GS1) подтверждают выданные Ассоциацией соответствующие свидетельства.
-
Уплаченные Ассоциации суммы членских взносов предприятие вправе учесть в составе своих налоговых расходов. Но налоговики запросто разрешают это сделать только в пределах установленного п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ 4 % лимита.
-
Уплата членских взносов не является оплатой поставленных товаров/услуг, поэтому не считается объектом обложения НДС.
Документы статьи
-
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
-
Положение № 37 — Положение о реестре неприбыльных учреждений и организаций, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2013 г. № 37.
-
Положение № 255 — Положение о штриховом кодировании товаров, утвержденное приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 20.08.2002 г. № 255.
- П(С)БУ 8 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 18.10.99 г. № 242.