Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

НалоФОПия: «кассовые» особенности (наличное обращение у частных предпринимателей)

Павленко Алексей
Налоги & бухучет Сентябрь, 2014/№ 72
Печать
— Плачу наличными.  — Отлично! (Из к/ф «Приключения Буратино») В отличие от большинства стран цивилизованного мира в Украине (и в других странах — «производных» СССР) до сих пор весьма велик наличный оборот. Видимо, «так оно целее», или так легче «шаманить» (искусственно занижая или завышая выручку)… Как бы там ни было, но большинство отечественных физлиц-предпринимателей (ФЛП) в своей хоздеятельности используют расчеты «кэшем» или, говоря по-нашему, — наличными. Наличное обращение у ФЛП имеет свои особенности. Им мы решили посвятить несколько публикаций на страницах нашего издания. Эта — «стартовая».

Сразу оговоримся, что в рамках данной публикации мы не касаемся «наличных» вопросов, связанных с применением РРО или РК, — когда ФЛП обязан их применять согласно Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.*. Тут же напомним, что статьей 9 указанного Закона установлены исключения, согласно которым отдельным лицам (в том числе ФЛП) разрешено не использовать РРО и РК при расчетах за наличные, где, в частности, в п. 6 фигурируют продающие товары/услуги ФЛП-единщики.

* На основании Перечня отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, утвержденного постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336, разрешено осуществлять расчетные операции без применения РРО, но с использованием РК и КУРО. Применение Перечня для некоторых форм и условий проведения деятельности ограничено п. 2 этого постановления, установившего предельные размеры годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг), при превышении которых применение РРО является обязательным (200 тыс. грн. и 75 тыс. грн.).

Сегодня поговорим об основных «наличных» моментах, вытекающих для ФЛП из Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденного постановлением НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далее — Положение № 637).

ФЛП и Положение № 637

Общеизвестно, что порядок ведения кассовых операций, предусмотренный Положением № 637, распространяется и на ФЛП. Это прямо прописано в первом предложении-преамбуле упомянутого норматива. В то же время в отношении ФЛП порядок этот применяется весьма выборочно и специфично.

ФЛП и «касса». Есть ли у ФЛП касса? Скорее да, чем нет. Хотя в большинстве случаев касса ФЛП фактически представляет собой не кассу в расхожем понимании этого слова (т. е. в виде отдельного помещения с окошечком), а его карман.

Заметим, что п. 1.2 Положения № 637 определяет термин «касса» как помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличных средств, других ценностей, кассовых документов. Но в то же время п. 4.1 Положения № 637 прямо говорит, что для проведения расчетов кассу должны иметь предприятия, а их руководители должны обеспечить надлежащее обустройство этой кассы и надежное хранение наличных средств в ней. Для ФЛП таких требований не предусмотрено. Поэтому теоретически ФЛП может обустроить «кассу» в любом месте и даже «на коленях».

И хотя у ФЛП вполне может и не быть, как у предприятий, специально оборудованного «под кассу» помещения и сейфа — место осуществления наличных расчетов у него всегда какое-то будет. Такая вот выходит «передвижная касса» с карманом (или барсеткой) вместо сейфа ☺…

Однако в свете такого определения достаточно сложно утверждать, что у ФЛП «кассы» в понимании Положения № 637 нет

А у ФЛП, применяющих РРО, «кассой» в понимании Положения № 637 будет считаться касса РРО.

Заметим, что этот момент — формального наличия кассы — весьма важен для применения к ФЛП штрафов за неоприходование (несвоевременное оприходование) наличности (о чем расскажем в одном из следующих номеров нашего издания).

Кассовая книга. Кассовую книгу ФЛП вести не обязаны. В конце абзаца четвертого п. 4.2 Положения № 637 прямо прописано, что предприниматели кассовую книгу не ведут.

Лимит кассы и сроки сдачи наличных. Здесь — тоже свобода. В п. 2.7 Положения № 637 указано, что предпринимателям лимит остатка наличности в кассе на конец дня и сроки сдачи наличной выручки не устанавливаются. Этот факт подтвержден и главными налоговиками (см. п.п. 2.5.26 в «РРО-обзорном» письме ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572).

Отсутствие лимита в свое время спасало предпринимателей от санкций за превышение предельных сумм расчетов, однако сейчас в этой части «штрафная» ситуация иная — об этом подробнее читайте в следующих публикациях на данную тему.

Целевое использование наличных. Положение № 637 не содержит также никаких ограничений на целевое использование наличных, снятых ФЛП со своего текущего счета (или находящегося в его «кассе-кармане»). При этом ФЛП может не указывать конкретную цель снятия наличных со своего текущего счета. Например, Госкомпредпринимательства в своем письме от 31.05.2007 г. № 3903 отмечает, что Положение № 637 не содержит обязательного условия относительно указания цели использования наличности при снятии средств с текущего счета ФЛП.

В то же время конкретная цель снятия денег, которая, возможно, будет указана ФЛП в чеке на снятие наличных, для «налично-контрольных» целей значения иметь не должна.

Внесение наличной выручки на текущий счет. Положение № 637 не содержит для ФЛП нормы об обязательности и сроках внесения наличной выручки на текущий счет. Пункт 5 Положения № 637, посвященный, в частности, срокам сдачи наличной выручки в банк, упоминает только предприятия, а под этот термин согласно п. 1.2 Положения № 637 подпадают только юридические лица и их обособленные подразделения. То есть ФЛП этот термин не охватывает. Для них предусмотрен специальный термин — «предприниматель».

Поэтому, независимо от того, открыт у ФЛП текущий счет в банке или нет, вносить наличную выручку в банк он не обязан

Итак, ФЛП не устанавливаются ни лимит кассы, ни сроки сдачи наличности (не путать со сроками возврата подотчетных сумм наемными работниками), не ограничиваются цели использования наличных. Таким образом, наличная выручка у ФЛП может храниться в любом размере и любое количество дней — сдавать ее в банк не обязательно.

Оформление наличных операций

Кассовые документы. Обязаны ли ФЛП применять кассовые документы?

По мнению НБУ, не обязаны. Например, о том, что обязательность оформления приходных кассовых ордеров по Положению № 637 касается исключительно юридических лиц, см. в письме НБУ от 22.11.2005 г. № 11-113/3961-11591. В нем, в частности, указывается, что в соответствии с пунктом 4.2 Положения № 637 частные предприниматели кассовую книгу не ведут, а требование об оформлении кассовых операций приходными и расходными кассовыми ордерами (гл. 3 Положения № 637) касается только юридических лиц (предприятий).

В то же время этот вывод не столь однозначен да и письмецо старовато…* В отличие от неведения ФЛПэшниками кассовой книги, этот вопрос Положением № 637 не затронут. То есть там четко не указано, что ФЛП не могут оформлять приходные/расходные кассовые ордера на прием/выдачу наличности в кассу/из кассы.

* Хотя о неоформлении ФЛП приходных и расходных кассовых ордеров НБУ вскользь упоминает также в ответе на 3 вопрос в своем письме от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354 (см. его в «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 9, с. 68).

На практике некоторые ФЛП применяют для оформления своих наличных операций действующие формы приходного и расходного кассового ордера — типовые формы № КО-1 и КО-2 соответственно (приложения 2 и 3 Положения № 637)**. Естественно, для этой цели немного их творчески доработав. То есть заменив в ПКО «главного бухгалтера» на собственно «ФЛП» или на его счетовода, а в РКО — если у ФЛП нет счетовода — вообще упразднив подпись «главбуха» (либо сам ФЛП расписывается и за него, и за руководителя).

** Далее по тексту для удобства мы называем эти кассовые документы ПКО (КО-1) и РКО (КО-2).

Так, в п. 4.8 Методрекомендаций № 210*** налоговики на этот счет указывают, что для ФЛП не установлено специальных правил подписи расходных ордеров, а в п. 3.4 Положения № 637 говорится о руководителе и главном бухгалтере предприятия. А поэтому подпись этих документов частным предпринимателем является обязательной. В этом (действующем) документе налоговиков подтверждается право ФЛП на оформление наличных операций с помощью РКО (и ПКО).

*** Методические рекомендации относительно порядка проведения проверок по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования кассовой дисциплины, полноты оприходования выручки от реализации товаров (услуг), утвержденные приказом ГНАУ от 23.04.2009 г. № 210.

В то же время бывает, что на практике контролеры при проверках придираются, если в качестве документов, подтверждающих расход наличных на всевозможные приобретения у контрагентов из числа ФЛП, проверяемый предъявляет ПКО. Мотивируют это тем, что, мол, ФЛП не имеют права их выписывать, а посему этот документ не может подтверждать расходы…

Особо наглые из фискалов еще и пытаются инкриминировать в таких ситуациях бесплатное получение товаров (работ, услуг) со всеми вытекающими налоговыми «радостями».

Если вы с таким столкнетесь на практике — «отшивайте» проверяющих ссылкой на их же «родной» вышеупомянутый специальный норматив, где по данному поводу изложено мнение их старших, более компетентных, товарищей*.

* Кроме того, поскольку нормативно данный вопрос четко не урегулирован, то при возникновении подобной проблемы, помимо упомянутых Методрекомендаций, не помешает напомнить проверяющим содержание п.п. 4.1.4 и п. 56.21 НКУ. Эти нормы обязывают фискалов (и судей) «развернуть» ситуацию в пользу плательщика.

Ведь из того же п. 4.8 Методрекомендаций № 210 следует, что налоговики вообще считают обязательным оформление ФЛП приходных и расходных кассовых ордеров

Они прямо указывают, что частные предприниматели не обязаны вести кассовую книгу, хотя приходные и расходные кассовые документы они должны оформлять. Из текста данного пункта Методрекомендаций № 210 очевидно, что под такими документами налоговики имеют в виду именно кассовые ордера.

Справедливости ради отметим, что в категории 109.15 Базы знаний имеется действующая консультация противоположного по смыслу содержания. Правда, она касается только ФЛП-единщиков. Там налоговики указывают, что частные предприниматели — плательщики единого налога, которые осуществляют наличные расчеты с покупателями, не ведут кассовую книгу и не выписывают приходные кассовые ордера.

В общем, мы считаем, что применение предпринимателями ПКО и РКО нормативы не ограничивают, но все плюсы и минусы от такого применения ФЛП должны оценивать самостоятельно…

Следующую нашу публикацию на тему «налоФОПии» мы посвятим различным видам документов, которыми ФЛП могут оформлять получение/расходование наличных средств.

выводы

  • Мы склоняемся к тому, что «касса» в понимании Положения № 637 у ФЛП все-таки имеется. Это, в частности, может иметь значение для целей применения к ФЛП штрафов за неоприходование (несвоевременное оприходование) наличности.

  • Для ФЛП цели расходования наличных не ограничиваются, лимит остатка наличности в кассе на конец дня и сроки сдачи наличной выручки не устанавливаются.

  • По нашему мнению, применение ПКО и РКО для ФЛП нормативно не ограничено.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц