Электронную цифровую подпись (далее — ЭЦП) сегодня используют почти все. Тем более, что для многих это обязательно: в частности, для НДС- ников (п. 201.15 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, далее — НКУ), крупных и средних предприятий (п. 49.4 НКУ) и т. п. Что с ней делать после того, как юрлицо ликвидировано?
Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним, что электронная подпись — это обязательный реквизит любого электронного документа (ст. 6 Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV). Одним из видов такой подписи как раз и является ЭЦП.
Налагают ее при помощи личного ключа (доступен только подписанту), а проверяют при помощи открытого ключа (доступен субъектам отношений в сфере ЭЦП, в том числе налоговикам и прочим госорганам, с которыми осуществляется обмен электронными документами). При этом ЭЦП приравнивается к собственноручной подписи/печати, но лишь при условии, что (ст. 3 Закона Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV, далее — Закон № 852):
1) ЭЦП подтверждена с использованием усиленного сертификата ключа при помощи надежных средств цифровой подписи;
2) во время проверки использовался усиленный сертификат ключа, действующий на момент наложения ЭЦП;
3) личный ключ подписанта отвечает ключу, указанному в сертификате.
Как видите, по общему правилу, применять усиленные сертификаты открытых ключей при использовании ЭЦП обязательно. К слову, именно они, как правило, и составляют предмет соответствующих договоров с центрами сертификации ключей.
В связи с этим учтите: прекращение юрлица — собственника ключа является основанием для немедленной отмены усиленного сертификата ключа (ст. 13 Закона № 852). После этого использовать ЭЦП будет невозможно. При этом заметьте: с этой целью вам стоит уведомить центр сертификации ключей, с которым вы заключили соответствующий договор (тем более, что подобную обязанность может содержать и сам договор). Никаких других действий вам осуществлять не нужно.
И еще одно: для наложения ЭЦП, как правило, используют так называемые надежные средства ЭЦП. В их роли чаще всего выступают CD-диски или Flash-накопители. Что с ними делать? По общему правилу, в договорах прописывают, что такие объекты бесплатно передаются клиенту. Как поступить с ними после расторжения договора — дело сугубо ваше. Но, чтобы избежать недоразумений, диски лучше уничтожать, а Flash-накопители — уничтожать или форматировать.