Мы считаем, что не нужно, и вот почему.
Порядок налогообложения дивидендных выплат регулируется пп. 136.1.12 и 153.3.6 НКУ. Так, в общем п.п. 136.1.12 сказано, что дивиденды, полученные налогоплательщиком от других налогоплательщиков (в случаях, предусмотренных п. 153.3 НКУ), не учитываются при определении объекта налогообложения. Специальный п.п. 153.3.6 уточняет это правило: юридические лица — резиденты не включают полученные дивиденды в состав доходов, за исключением дивидендов, полученных от нерезидентов. Выходит, что дивиденды с источником выплаты у резидента не пополняют доходы и не учитываются при исчислении объекта налогообложения. Это правило распространяется, в частности, на дивиденды, полученные от плательщиков ФСН.
К сожалению, у налоговиков на этот счет иное мнение. Они акцентируют свое внимание главным образом на п.п. 136.1.2 и делают вывод о нераспространении его освобождающего действия на дивиденды, полученные от плательщиков ФСН. Причина в том, что плательщики ФСН не имеют статуса плательщиков налога на прибыль и не уплачивают авансовый взнос при выплате дивидендов. Такие разъяснения встречались в письме Миндоходов от 20.06.2014 г. № 14644/7/99-99-19-02-02-17, а также в консультации, опубликованной в подкатегории 102.15 БЗ . Правда, тут необходимо добавить, что вышеупомянутое письмо уже утратило силу. Хотелось бы надеяться, что отмена письма свидетельствует об изменении позиции контролеров, несмотря на существующую консультацию в Базе знаний.
На мысль о том, что налоговики могут смягчиться и больше не выступать за увеличение доходов при получении дивидендов в подобной ситуации, наводит и письмо Министерства доходов и сборов Украины от 21.08.2013 г. № 5105/10/06-2-20. В нем четко указано, что дивиденды, полученные от институтов совместного инвестирования (далее — ИСИ), которые не являются плательщиками налога на прибыль, не учитываются в составе дохода*. Ну а поскольку дивиденды, полученные от плательщика ФСН, ничем не отличаются от дивидендов, полученных от ИСИ, данное письмо полезно взять на заметку. Оно может пригодиться, если споры с контролерами все же возникнут. Так же будет не лишним обратить внимание на тот факт, что статус эмитента (как неплательщика налога на прибыль) не может быть основанием для выводов об увеличении налогооблагаемых доходов, поскольку п.п. 136.1.2 в увязке с более специальным п.п. 153.3.6 НКУ таких условий не выдвигает.
* К сожалению, позиция налоговиков по этому вопросу неустойчива. Так, в вышеупомянутой консультации из категории 102.15 БЗ сделаны противоположные выводы о том, что дивиденды, полученные от ИСИ, учитываются их получателем в составе дохода. Аргументы все те же: ИСИ не являются плательщиками налога на прибыль и не уплачивают «дивидендный» авансовый взнос.
Что же касается авансового взноса, то обязанность по его начислению и уплате на плательщиков ФСН не распространяется (абз. 3 п.п. 153.3.2 НКУ). А требования о том, что подобная обязанность должна быть переложена на плечи получателя дивидендов, НКУ вообще не содержит.