Темы статей
Выбрать темы

Заказали визитные карточки: есть ли НДФЛ?

редактор Вороная Наталья, налоговый эксперт Чернышова Наталья
Возникает ли объект обложения НДФЛ при выдаче работодателем визитных карточек для работников, на которых указаны, в частности, логотип, реквизиты субъекта хозяйствования и личные данные конкретного работника?

Согласно п.п. «є» п.п. 14.1.54 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), доход с источником его происхождения из Украины — любой доход, полученный резидентами или нерезидентами, в том числе от любых видов их деятельности на территории Украины (включая выплату (начисление) вознаграждения иностранными работодателями), ее континентальном шельфе, в исключительной (морской) экономической зоне, в том числе, но не исключительно, доходы в виде заработной платы, прочих выплат и вознаграждений, выплаченных в соответствии с условиями трудового и гражданско-правового договора.

Дополнительные блага — средства, материальные или нематериальные ценности, услуги, другие виды дохода, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога налоговым агентом, если такой доход не является заработной платой и не связан с выполнением обязанностей трудового найма или не является вознаграждением по гражданско-правовым договорам (соглашениям), заключенным с таким плательщиком налога (кроме случаев, прямо предусмотренных нормами разд. IV НКУ) (п.п. 14.1.47 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

В соответствии с п.п. «е» п.п. 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 НКУ в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включается доход, полученный таким плательщиком как дополнительное благо (кроме случаев, предусмотренных ст. 165 Кодекса) в виде стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), определенной по правилам обычной цены, а также суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально предназначенной для такого плательщика налога.

Статьей 1 Закона Украины от 3 июля 2004 года № 270/96-ВР «О рекламе», определяющего принципы рекламной деятельности в Украине и регулирующего отношения, которые возникают в процессе производства, распространения и потребления рекламы, определено, что реклама — это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении таких лица или товара.

Если дополнительные блага предоставляются не в денежной форме, сумма налога объекта налогообложения исчисляется по правилам, определенным п. 164.5 ст. 164 НКУ (п.п. 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 НКУ).

Учитывая изложенное, визитные карточки, изготовленные для работников, на которых указаны, в частности, логотип, реквизиты субъекта хозяйствования и личные данные конкретного работника, являются дополнительным благом, полученным плательщиком налогов от работодателя, и их стоимость включается в общий налогооблагаемый месячный доход, из которого удерживается налог по ставке, установленной п. 167.1 ст. 167 НКУ (15 и/или 20 %).

По материалам категории 103.02 БЗ

комментарий редакции

Именные визитки — не роскошь, а средство рекламы предприятия

В наше время визитки имеет каждый деловой человек. Нередко ими обеспечивает именно работодатель. А знаете ли вы, что при выдаче визиток своим работникам вам, возможно, придется иметь дело с НДФЛ? Да-да, именно этого мнения придерживаются налоговики в комментируемом разъяснении. Они приравнивают выдачу работникам визиток, на которых указаны, в частности, логотип, реквизиты субъекта хозяйствования и личные данные конкретного работника, к предоставлению им дополнительного блага в соответствии с п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ. Но верны ли их суждения? Нам так не кажется. По нашему мнению, считать полученные от работодателя визитные карточки дополнительным благом нельзя.

Обратимся к определению дополнительного блага в НКУ (оно приведено в комментируемом разъяснении). Так, допблагом считаются доходы, выплачиваемые налогоплательщику налоговым агентом, если они не являются зарплатой и не связаны с выполнением обязанностей трудового найма. Однако получение визиток, в которых указаны сведения о работодателе, как раз можно связать с выполнением трудовых обязанностей.

Заметим: ранее налоговики признавали, что визитка — это рекламный продукт. И в таком подходе, безусловно, присутствовала логика. Ведь визитка служит для привлечения потенциальных контрагентов/клиентов/покупателей к субъекту хозяйствования через его представителя — работника, которому выданы визитные карточки. Скорее всего, визитки выдаются именно тем лицам, в чьи обязанности входят поиск и привлечение таких контрагентов/клиентов/покупателей. Вряд ли визитками будут «вооружать» бухгалтера или, например, слесаря предприятия. Зачем человеку знать данные бухгалтера предприятия, если он хочет, скажем, приобрести у такого предприятия товар? Ему нужны контакты скорее менеджера по продажам. Логично? К тому же сам работник никаких выгод от получения визитных карточек не получает. Передавая кому-либо свою визитку, он действует в интересах работодателя, информируя ее получателя о субъекте хозяйствования. А информация о самом работнике приводится в качестве контактной. То есть она указывает на представителя субъекта хозяйствования, к которому следует обратиться в том или ином случае. Если работник оставил визитную карточку потенциальному покупателю, не исключено даже, что обслуживать последнего будет совсем другой сотрудник (по причине болезни, отпуска, увольнения работника, вручившего визитную карточку). Ну и в чем здесь выгода (благо) для работника?

Конечно, человек может использовать такие визитки и в повседневной жизни. Например, чтобы не писать свой номер телефона новому знакомому, он может просто передать ему свою визитную карточку с нужным номером телефона на ней. Но это скорее исключение. Априори предназначение такой карточки иное. А проследить, кому она фактически была выдана, просто невозможно. Поэтому по умолчанию следует считать, что визитная карточка с указанием сведений о предприятии, выданная работнику, будет использована в рамках его трудовой деятельности.

Однако, судя по тому, что налоговики последовательно придерживаются своего фискального мнения, изложенного в комментируемом разъяснении*, доказывать необлагаемость выданных работникам именных визитных карточек придется, скорее всего, в суде. Для подкрепления своих «защитных» аргументов не помешает издать приказ об изготовлении именных визитных карточек тем или иным работникам (с указанием в нем фамилий таких работников) для их использования в рамках исполнения трудовых обязанностей.

* Аналогичная позиция публиковалась в журнале «Вестник Министерства доходов и сборов Украины», 2014, № 9, с. 10.

А чтобы и вовсе избежать судебной тяжбы, советуем выдавать работникам корпоративные визитные карточки, которые содержали бы информацию только о субъекте хозяйствования, без данных о конкретных работниках. В связи с тем, что такие карточки будут использоваться неперсонифицированно, путь к обложению НДФЛ будет закрыт.

Еще один вариант увильнуть от НДФЛ — оформить выдачу визиток как предоставление подарка. Тогда стоимость визиток в пределах 50 % МЗП (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, можно не облагать НДФЛ (п.п. 165.1.39 НКУ). В 2015 году необлагаемая часть подарков составляет 609 грн. То есть стоимость выданных работнику визиток, скорее всего, впишется в необлагаемую сумму.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше