Дата билета не совпадает с датой в приказе о командировке

В избранном В избранное
Печать
редактор Вороная Наталья, налоговый эксперт Чернышова Наталья
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2015/№ 67
Будет ли считаться дополнительным благом наемного работника, направленного в командировку, возмещенная работодателем стоимость билета, если даты на нем и в приказе о командировке не совпадают?

Согласно п.п. 165.1.11 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), в общий месячный (налогооблагаемый) доход плательщика налога не включаются средства, полученные плательщиком налога на командировку или под отчет и рассчитанные согласно п. 170.9 ст. 170 НКУ, а также суммы компенсационных выплат в иностранной валюте, которые выплачиваются в соответствии с законом работникам дипломатической службы, направленным в долгосрочную командировку.

В соответствии с п. 8 разд. I Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98 г. № 59 (с изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция), днем выбытия в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства с места постоянной работы командированного работника, а днем прибытия из командировки — день прибытия транспортного средства к месту постоянной работы командированного работника. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем выбытия в командировку считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее — следующие сутки. Если станция, пристань, аэропорт расположены за пределами населенного пункта, где работает командированный работник, в срок командировки засчитывается время, которое нужно для проезда к станции, пристани, аэропорту. Аналогично определяется день прибытия командированного работника к месту постоянной работы.

Дата на транспортном билете (выбытия транспортного средства с места постоянной работы командированного работника) должна совпадать с датой выбытия работника в командировку согласно приказу о командировке. Дата на транспортном билете (прибытия транспортного средства к месту постоянной работы командированного работника) должна совпадать с датой прибытия работника из командировки согласно приказу о командировке.

Инструкция является обязательной для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств. Другие предприятия и организации данный документ могут использовать в качестве вспомогательного (справочного).

Согласно п.п. «г» п.п. 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 НКУ в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включается доход, полученный плательщиком налога как дополнительное благо (кроме случаев, предусмотренных ст. 165 НКУ) в виде стоимости суммы денежного или имущественного возмещения любых расходов или потерь плательщика налога, кроме обязательно возмещаемых в соответствии с законом за счет бюджета или освобождаемых от налогообложения согласно данному разделу.

Таким образом, стоимость билета, в котором дата прибытия/выбытия не совпадает с приказом о командировке наемного работника, но возмещенная работодателем, будет считаться дополнительным благом плательщика налога и включаться в состав его общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода.

По материалам категории 103.17 БЗ

комментарий редакции

Может, в приказе что-то подправить?

Итак, в комментируемом разъяснении налоговики рассмотрели ситуацию, когда работник после возвращения из командировки предоставил работодателю в числе подтверждающих расходы документов транспортный билет, в котором дата отправления (прибытия) транспортного средства не совпадает с датой выбытия такого работника в командировку (прибытия из нее), указанной в приказе о командировке. Свой вывод контролеры основывают на абзаце втором п. 8 разд. І Инструкции № 59. В нем, напомним, говорится, что дата на транспортном билете должна совпадать с датой выбытия работника в командировку (прибытия из нее) в соответствии с приказом о командировке. В связи с этим, по мнению фискалов, при несовпадении дат работодатель не должен оплачивать стоимость билета. Если работодатель все же решит оплатить стоимость проезда по такому транспортному билету, то, как считают фискалы, компенсированная сумма будет являться дополнительным благом работника и включаться в его общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

Мы с такой категоричной позицией не согласны. Объясним почему.

Во-первых, как подметили сами налоговики в рассматриваемом разъяснении, Инструкция № 59 является обязательной только для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, полностью или частично содержащихся (финансируемых) за счет бюджетных средств. Для хозрасчетных предприятий она служит лишь как вспомогательный (справочный) документ. Поэтому правилу тождественности дат они могут не следовать.

Во-вторых, из ст. 121 КЗоТ не следует, что возмещение работодателем расходов на проезд зависит от соответствия дат выбытия работника в командировку (его возвращения к месту постоянной работы), указанных в приказе и на транспортном билете.

В-третьих, от того, что работник выбыл в командировку (прибыл из нее) в другой день, нежели указанный в приказе о командировке, общая сумма расходов на проезд не увеличивается (как, к примеру, это происходит с расходами на проживание). Эти расходы предприятие все равно понесло бы.

И уж совсем абсурдным выглядит требование налоговиков в ситуации, когда работник выполнил задание в командировке раньше, чем это предполагалось. Неужели он не может вернуться до окончания срока командировки, указанного в приказе? Сложно оспорить тот факт, что более раннее возвращение сократит расходы предприятия на выплату суточных и возмещение стоимости проживания работника в другом населенном пункте.

Таким образом, мы считаем, что компенсация работнику стоимости проезда, подтвержденной транспортным билетом, не должна включаться в доход работника и облагаться НДФЛ, даже если дата выбытия (прибытия) на таком билете не совпадает с датой в приказе о командировке.

Другое дело — суточные. Их выплачивают за дни нахождения в командировке, включая дни выбытия и прибытия. При этом днем выбытия в командировку считается день отправления транспортного средства с места постоянной работы командированного лица, а днем прибытия из командировки — день прибытия транспортного средства к месту постоянной работы командированного работника (абзац первый п. 8 разд. І Инструкции № 59). То есть здесь у налоговиков больше оснований придраться к «билетным» датам. Ведь если работник согласно транспортному билету выбыл в командировку позже (прибыл раньше), чем указано в приказе, за «лишние» дни в приказе суточные согласно Инструкции № 59 выплачиваться не должны. Не исключено, что налоговики воспротивятся выплате суточных и за дни, когда работник выбыл в командировку раньше (прибыл позже), чем указано в приказе. Основанием им может служить все то же несовпадение дат на билете и в приказе (абзац второй п. 8 разд. І Инструкции № 59).

Поэтому, чтобы не давать лишнего повода для претензий контролеров, лучше такие ситуации не допускать. И если работник выехал в командировку раньше (позже), поскольку не смог купить билет на необходимую дату, или был вынужден задержаться в командировке по уважительной причине, не забудьте внести соответствующие изменения в приказ о командировке или издать приказ о продлении ее срока.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить