Работник отличился при выполнении конкретного задания? Имеет особые достижения на трудовом поприще? Это можно и нужно отметить, а точнее поощрить. Негосударственные предприятия сами устанавливают, как, когда и за счет каких средств поощрять работников. И все же нюансы есть.
Зачем мне орден? Я согласен на медаль… и прочие поощрения
Отметим, что главный трудовой закон рассматривает поощрение за добросовестный труд как определенный метод для обеспечения надлежащей трудовой дисциплины (ст. 140 КЗоТ). Было бы замечательно, если бы он предлагал и конкретный перечень мер поощрения. Но этот вопрос оставлен на откуп работодателям.
Единственное, где законодатель четко высказался относительно возможных способов поощрения работников, — это поощрения за особые трудовые заслуги. В частности, «трудовой пряник» в таком случае может выражаться в виде ордена, медали, почетной грамоты, нагрудных значков, предоставлением почетного звания и звания лучшего работника в этой профессии (ст. 146 КЗоТ). Как правило, такие вознаграждения являются государственными, однако можно вводить такие формы поощрений и на хозрасчетных предприятиях.
Но «не словом единым» может быть поощрен работник… Добросовестные работники могут надеяться на преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания (путевки в санатории и дома отдыха, улучшение жилищных условий и т. п.). Кроме того, такие работники имеют преимущество при продвижении по службе (ст. 145 КЗоТ).
К работникам предприятий могут применяться любые виды поощрений, содержащиеся в утвержденных трудовыми коллективами Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 143 КЗоТ). Напомним, что такие Правила предприятие разрабатывает самостоятельно. А ориентиром служат «бородатые» Типовые правила № 213 (которые все еще действуют).
Так, за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения можно применять следующие поощрения (п. 21 Типовых правил № 213):
— объявление благодарности;
— выдача премии;
— награждение ценным подарком;
— награждение почетной грамотой;
— занесение в Книгу почета, на Доску почета.
Кстати, этот перечень не является исчерпывающим — работодатель вправе дополнять его.
Понятное дело, что поощрения не применяются по мановению волшебной палочки — тут не обойтись без документального оформления.
Под чью дудку?
Систему поощрений и правила их применения прописывают в коллективном договоре (ст. 97 КЗоТ). Кроме того, вопросы поощрений могут регламентироваться и другими внутренними актами предприятия. Их оформляют как приложение к коллективному договору: Положение о системе оплаты труда, Положение о премировании.
Иначе говоря, поощрения, разработанные на предприятии, определяют в его внутренних документах. В них приводят информацию о поощрениях относительно:
— их видов, а также размеров, если речь идет о материальных поощрениях;
— случаев их применения;
— источников финансирования.
Заметьте: к разработке мер поощрения работников нужно подойти взвешенно. Копировать чей-то опыт нежелательно, поскольку то, что работает у других, может, совсем не подойти вам в виду специфики деятельности.
Действуем правильно
На законодательном уровне порядок внедрения поощрений не прописан. Как правило, «старт» дает непосредственный руководитель работника. Он готовит докладную записку на имя руководителя предприятия, в которой отмечает деловые качества и трудовые успехи конкретного сотрудника.
Руководитель предприятия принимает такой «пас». Он может согласиться с поощрением или отказать в нем. При этом помните о требовании ч. 1 ст. 144 КЗоТ: поощрения применяются собственником или уполномоченным им органом совместно или по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации предприятия. Таким образом, во внутреннем документе необходимо указать конкретные случаи, когда решения о поощрении принимают совместно с профсоюзом, а когда — по согласованию с ним. Например, объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком применяются администрацией по согласованию с профсоюзом, а награждение почетной грамотой и занесение в Книгу почета (на Доску почета) — совместно с ним. Кстати, такой порядок применения поощрений предусматривают Типовые правила № 213.
Если руководитель предприятия согласен на поощрение работника, то после всех согласовательных процедур с профсоюзом он издает приказ (распоряжение) о поощрении.
Венчает сей процесс — торжественное объявление о поощрении. И это не прихоть, а норма КЗоТ (ч. 2 ст. 144 КЗоТ). Да и «человеческий фактор» тут важен.
Не забудьте сделать запись о поощрениях и награждениях в трудовой книжке работника. Для этих целей предназначены разделы «Сведения о поощрениях» или «Сведения о награждениях». Например, указывают: «Нагороджена почесною грамотою за професіоналізм та високі досягнення у праці». Но имейте в виду: в трудовые книжки не вносят сведения о премиях, которые предусмотрены системой оплаты труда или выплата которых носит регулярный характер (п. 2.24 Инструкции № 58).
Напоследок отметим, что на нормативно-правовом уровне не запрещено применение к одному работнику сразу нескольких видов поощрений.
Меры поощрения не применяют в течение всего периода действия дисциплинарного взыскания, примененного к работнику
Как видите, поощрение работников — дело несложное и не всегда измеряется денежной суммой. А если учесть «человеческий фактор» — то еще и благодарное.
выводы
-
Виды поощрений, применяемые на предприятии, оговариваются в Правилах внутреннего трудового распорядка.
- Записи о поощрениях и награждениях вносят в трудовую книжку работника. Исключение — сведения о премиях, которые предусмотрены системой оплаты труда или выплата которых носит регулярный характер.