У вас праздник? А у нас для вас подарок!

В избранном В избранное
Печать
Белова Наталья, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Февраль, 2015/№ 13
— Мария Ивановна! Мы вот отмечаем, а Вы не забыли, что на следующей неделе?
— А что на следующей неделе?
— У нашего любимого бизнес-партнера ООО «Каравелла» тоже юбилей — десять лет со дня основания.
— Ой, Тарас Богданович! А текст поздравления?! А подарок?! Нужно столько успеть…
— Мария Ивановна, спокойно! Текст уже готов:
«Надежные партнеры и добрые друзья!
Примите в ваш прекрасный юбилей
От нашей фирмы искреннее поздравленье!
Ваш креативный, дружный коллектив как чародей!
И нам работать с вами — просто наслажденье!
Расправьте парус, следуйте мечте!
И пусть попутный ветер
Вам принесет стабильность и успех,
А нашей крепкой дружбе — продолженье!»
— Отлично! Осталось купить подарок….

Дарить подарки так же приятно, как и получать, правда? Причем не только близким и друзьям, но и деловым партнерам. Тем более когда такой важный повод — юбилей компании.

Уверены, вы хорошо изучили вкусы своего парт­нера и приобрели для него то, что нужно: элегантный, красивый презент, который подчеркивает ваше душевное тепло и почтение, выражает надежду на плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество.

Теперь самое время правильно отразить стоимость покупки в учете предприятия. Ибо праздник праздником, а учет для бухгалтера — по расписанию. Эту задачу мы вместе с вами, дорогие коллеги, сейчас и решим.

Учет у дарителя

Когда вы дарите партнеру подарок, то выказываете свое стремление поддерживать с ним крепкие и долговременные деловые связи. Ведь не секрет, что хороший бизнес начинается с хороших отношений.

И вы, конечно, рассчитываете, что ваши вложения (моральные и материальные) станут залогом новых взаимовыгодных соглашений и, в конечном счете, приведут к росту финансового благополучия компании. Так что маленький (или не очень маленький ☺ подарок вполне может стать залогом большого дохода.

Здесь налицо желание сформировать или поддержать у контрагента положительное мнение о компании, а это не что иное, как реклама. Поэтому можно смело утверждать: затраты на покупку подарка для бизнес-партнера — это расходы на рекламу.

Подтвердить рекламный характер мероприятия вам легко поможет соответствующий приказ руководителя предприятия.

Бухгалтерский учет. Затраты на покупку подарка (независимо от его стоимости) как рекламные включаем в расходы на сбыт. На это ориентирует п. 19 П(С)БУ 16. Отражаем их на счете 93 «Расходы на сбыт».

Делаем это в том периоде, в котором подарок передали получателю (составили отчет о проведении рекламной акции)

Хотя, если рекламная окраска мероприятия вам не импонирует, отразите эту операцию в учете как бесплатную передачу товара. Тогда стоимость покупки на основании п. 20 П(С)БУ 16 включите в прочие операционные расходы (Дт 949  Кт 20).

Обрадуем: и в том, и в другом случае учетный результат от вручения подарка одинаков — расходы есть, а дохода нет. Это потому, что не соблюдаются критерии признания дохода, установленные П(С)БУ 15: нет ни увеличения актива, ни уменьшения обязательства. Но мы все же советуем вам присмотреться к «рекламному» варианту. Почему, вы поймете дальше.

Налог на прибыль. С 1 января 2015 года объект обложения налогом на прибыль зависит от финансового результата до налогообложения, определенного в финотчетности согласно НП(С)БУ или МСФО. То есть основа для расчета налогооблагаемой прибыли — показатели финотчетности. Этому нас учит п.п. 134.1.1 НКУ.

Так что вы можете смело уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на стоимость подарка. И самое интересное — без всяких ограничений и привязки к хоздеятельности! Вот это да! Прямо-таки «безлимитный тариф»! ☺

Правда, тем плательщикам, у которых доход за 2015 год превысит 20 млн грн., придется немного поморочить голову: по итогам года бухгалтерский финрезультат откорректировать на разницы, рассчитанные согласно разд. ІІІ НКУ. Будьте спокойны: к нашей ситуации эти разницы никакого отношения не имеют. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 6, с. 7.

А что, если подарок любимому партнеру вы подарили еще в прошлом году? Как эту операцию показать в налоговоприбыльной декларации за 2014 год*? Тут поблажек никаких — поступаем по старым правилам, которые действовали до 01.01.2015 г. Подробно вспомнить о них вам поможет «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 91.

* Актуально только для «годовиков». Им нужно подать годовую декларацию по налогу на прибыль не позднее 2 марта 2015 года. А «квартальщики» должны были сделать это не позднее 9 февраля 2015 года.

НДС. При приобретении товаров, которые вы потом передадите партнеру в виде подарка, можете отразить налоговый кредит по НДС (п. 198.3 НКУ).

Когда будете дарить презент, отразите налоговые обязательства по НДС. Причем двойные:

— первые налоговые обязательства — ввиду факта поставки. Ведь бесплатная передача как раз вписывается в это понятие (п.п. 14.1.191 НКУ). Важно: размер НДС-обязательств должен быть не ниже минимальной планки, т. е. в нашем случае не ниже цены приобретения (п. 188.1 НКУ). Хотите вручить презент «подконтрольному» лицу? Тогда налоговые обязательства рассчитайте по трансфертным правилам согласно ст. 39 НКУ. И только если вы собираетесь подарить товар, который подпадает под льготу, НДС-обязательства будут равны нулю. В подтверждение облагаемой операции составьте налоговую накладную и зарегистрируйте ее в ЕРНН — с 1 февраля 2015 года это нужно сделать обязательно. Хотя, если вы это своевременно не сделаете, штрафные санкции, установленные ст. 1201 НКУ, вам не грозят, потому что касаются они только тех налоговых накладных, которые выдаются покупателям (см. письмо ГФСУ от 19.01.2015 г. № 1403/7/99-99-19-03-01-17) ☺;

— вторые налоговые обязательства — для компенсации «входного» НДС. Это условие п. 189.1 и п.п. «г» п. 198.5 НКУ. Здесь тоже придется составить налоговую накладную и зарегистрировать ее в ЕРНН (без финсанкций за нерегистрацию). Хотя, если на «входе» налоговый кредит вы не отражали, то со вторыми налоговыми обязательствами возиться незачем.

Получше обстоят дела с вручением подарка в рекламных целях

Тут налицо использование товара в хоздеятельности. Поэтому вам, к счастью, светят только одни налоговые обязательства: не ниже минимальной планки согласно п. 188.1 НКУ. Теперь вы понимаете, почему мы советуем оформить операцию дарения в рекламном ключе? Чтобы уберечь вас от лишних трат.

Ну вот, с «подарочными» налогово-бухгалтерскими последствиями у дарителя мы разобрались. А как отражает у себя подарок предприятие-получатель? Давайте посмотрим.

Учет у юбиляра

Бухгалтерский учет. Стоимость подарка, который можно классифицировать как запасы, предприятие-именинник отражает в составе прочего операционного дохода отчетного периода (Кт 718 «Доход от безвозмездно полученных оборотных активов»). Оценивают полученное по справедливой стоимости с учетом сопутствующих расходов (п. 12 П(С)БУ 9).

А вот стоимость бесплатно полученного актива, который можно считать объектом основных средств, сразу (при получении) в доход не включайте. На сумму, равную справедливой стоимости этого актива (абз. первый п. 10 П(С)БУ 7), увеличьте собственный капитал (Дт 15 «Капитальные инвестиции» — Кт 424 «Безвозмездно полученные необоротные активы»).

И только потом, после ввода объекта в эксплуатацию (Дт 10 «Основные средства» — Кт 15), одновременно с начислением амортизации ежемесячно признавайте доход от его использования (Кт 745 «Доход от безвозмездно полученных активов») — в сумме, пропорциональной начисленной амортизации.

Правда, Минфин в письме от 17.11.2003 г. № 31-04200-04-5/5570 предлагал стоимость необоротных активов, полученных бесплатно, в состав капитальных инвестиций не включать и на счете 15 не отражать. Он советовал обобщать тут информацию только о расходах на доставку таких объектов, установку, монтаж и другие затраты, связанные с их доведением до состояния, пригодного для использования.

Однако мы рекомендуем применять счет 15 для формирования первоначальной стоимости основных средств, полученных бесплатно, как и при традиционном приобретении за деньги. А уже после ввода в эксплуатацию зачислять их на соответствующие субсчета счета 10.

Знайте: бесплатное получение объекта основных средств увеличивает обязательства по уплате налога на прибыль в бюджет. Текущий налог на прибыль признают изменением собственного капитала, если налоги возникают по операциям, отраженным на счетах собственного капитала (п. 4 П(С)БУ 17).

Поэтому причитающуюся к уплате от этой операции сумму налога на прибыль покажите записью: Дт 424 — Кт 641.

Налог на прибыль. Как мы уже сказали выше, налогооблагаемую прибыль предприятие определяет, ориентируясь на бухгалтерский финрезультат.

А это значит, что стоимость полученного подарка увеличивает у юбиляра объект обложения налогом на прибыль, ведь она попадает в бухгалтерский доход. Происходит это сразу, если подарок отнесли к запасам, или по мере начисления амортизации — если к основным средствам. Да-да, не удивляйтесь. Амортизировать бесплатно полученные основные средства НКУ больше не запрещает! Поэтому без боязни начисляйте на них амортизацию по бухгалтерским правилам. Ее сумма поможет вам уменьшить налогооблагаемую прибыль по результатам года.

Единственное, помните: субъекту хозяйствования с доходом за 2015 год более 20 млн грн. надо будет по итогам года откорректировать бухучетный финансовый результат на разницы, рассчитанные согласно разд. ІІІ НКУ.

НДС. Получение подарка не влечет за собой никаких НДС-последствий для виновника торжества.

Он не имеет права на «входной» НДС по подаренному активу

Обусловлено это тем, что налоговый кредит состоит из сумм начисленного/уплаченного НДС (п. 198.3 НКУ), а при бесплатном получении ценностей такой уплаты/начисления нет.

Предлагаем «на десерт» пример.

Пример. Предприятие, чтобы поздравить своего бизнес-партнера с 10-летним юбилеем со дня его основания, приобрело в художественном салоне картину. Ее стоимость — 12000 грн. (в том числе НДС 20 % — 2000 грн.). Операцию дарения решили представить как рекламную акцию.

Эти операции стороны в своем учете отражают так (см. с. 22):

 

Порядок учета подарка

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

Учет у дарителя

1

Перечислена продавцу предоплата за картину

371

311

12000

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты

641/НДС

644

2000

3

Получена картина от продавца

209

631

10000

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644

631

2000

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

12000

6

Передан партнеру подарок в рекламных целях

93

209

10000

7

Начислены налоговые обязательства по НДС исходя из цены приобретения подарка

93*

641/НДС

2000

8

Отнесены на финансовый результат:

— стоимость подарка

791

93

10000

— сумма начисленных налоговых обязательств по НДС

791

93*

2000

* Хотя не будет ошибкой, если вы примените в данном случае субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

Учет у получателя

1

Получен подарок

152

424

12000

2

Начислен текущий налог на прибыль со справедливой стоимости бесплатно полученного объекта основных средств (12000 грн. х 18 % : 100 %)

424

641/ННП

2160

3

Передан полученный подарок в эксплуатацию

109

152

12000

 

— Ну вот, Тарас Богданович, подарок для любимого ООО «Каравелла» мы купили и даже узнали, как его учесть.

— Да, Мария Ивановна, оказалось все легко и просто! Теперь посмотрим, что у нас с украшением офиса и организацией фуршета. А то ведь так много гостей ждем на наш юбилей. Хочется, чтобы все было на высшем уровне. Варвара Степановна, как у нас дела на этом фронте?

— Все отлично, Тарас Богданович! Постарались на славу. Только гляньте, какая красота!

выводы

  • Затраты на покупку подарка для бизнес-партнера имеет смысл рассматривать как расходы на рекламу.

  • В налоговоприбыльном учете расходы на приобретение подарка отражаем без всяких ограничений и привязки к хоздеятельности.

  • Стоимость подарка в учете получателя — это доход.
Теги подарок
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить