* Из к/ф «Джентльмены удачи».
Начнем с того, что коротко напомним суть терминов, которыми будем оперировать. Итак, касса — это помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличных средств, других ценностей и кассовых документов. А лимит остатка наличных в кассе (далее — лимит кассы или еще короче — ЛК) — это предельный размер суммы наличных, которые могут оставаться в кассе во внерабочее время ( п. 1.2 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637; далее — Положение № 637).
Устанавливать ЛК должны все предприятия, которые так или иначе работают с наличными (принимают в кассу наличные средства или же выплачивают их из кассы). Исключение из этого правила составляют только:
— банки ( п. 2.7 Положения № 637);
— физлица-предприниматели ( п. 2.7 Положения № 637);
— религиозные организации (религиозные общества, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения), не осуществляющие производственной или иного вида предпринимательской деятельности ( п. 5.6 Положения № 637).
Какие поступления наличности не считаются сверхлимитными?
Прежде всего давайте вспомним, что не все суммы наличных, которые попадают в кассу, ограничиваются установленным ЛК. В частности, ограничения ЛК не распространяются на наличность ( п. 2.10 Положения № 637):
а) полученную в кассу из банка и предназначенную для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов;
б) полученную в кассу как выручка и предназначенную для выплат, относящихся к фонду оплаты труда в сумме, указанной в переданных в кассу ведомостях на выплату денег.
Наличность, предназначенная на эти нужды, по определению не считается сверхлимитной. Однако это не значит, что такую наличность можно держать в кассе всегда. Предусмотрено ограничение:
наличность на вышеуказанные выплаты можно хранить в кассе в течение трех рабочих дней**
** В некоторых случаях (в частности, для работников отдаленных обособленных подразделений предприятий железнодорожного транспорта и морских портов) наличность на указанные нужды может храниться в их кассах в течение пяти рабочих дней.
Это три дня, включая день получения наличности в банке (если наличность снята со счета), или же три дня со дня наступления сроков указанных выплат.
Наличность, находящаяся в кассе для любых других целей, должна выдаваться предприятием своим работникам в тот же день.
Какие же возможны выходы из ситуации, когда наличность, предусмотренная на цели иные, нежели указанные в п. 2.10 Положения № 637, не была выдана работникам? Здесь по крайней мере два варианта того, что делать со сверхлимитной наличностью ( п. 5.9 Положения № 637):
— сдать ее в банк не позднее следующего рабочего дня банка;
— выдать ее на хозяйственные нужды на следующий рабочий день.
Также вы можете не переживать, если сверхлимитная наличность поступила в вашу кассу в выходные и праздничные дни и вы сдали ее на следующий рабочий день в банк или в тот же день выдали для использования предприятием на хозяйственные нужды.
Ну, а теперь собственно о том, как определить ЛК.
Методы определения ЛК
Предприятие самостоятельно определяет лимит кассы на основании Расчета установления лимита остатка наличности в кассе ( приложение 8 к Положению № 637). Данный документ подписывают главный бухгалтер и руководитель предприятия (или уполномоченное им лицо).
Осуществляют расчет ЛК в порядке, описанном в гл. 5 Положения № 637. Для этого п. 5.3 этого Положения предлагает предприятию на выбор два варианта:
1) исходя из среднедневного поступления наличности в кассу;
2) исходя из среднедневной выдачи наличности из кассы.
Сводную информацию касательно нюансов применения обоих вариантов приведем в таблице.
Порядок расчета ЛК
Метод определения лимита кассы | Суть метода | Порядок расчета ЛК | ||
кто применяет | размер лимита | суммы, принимающие участие в расчете | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Исходя из среднедневного поступления наличности в кассу | ЛК рассчитывают как отношение наличных поступлений наличности за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев к количеству рабочих дней предприятия за этот трехмесячный период | (1) предприятия, сдающие наличную выручку ежедневно или на следующий день после ее поступления в кассу, или же (2) предприятия, сдающие наличную выручку раз в пять рабочих дней (в связи с отсутствием банков) | Устанавливается в размере, необходимом для обеспечения работы предприятия на начало рабочего дня, но не более размера среднедневного поступления наличности в кассу или в размерах, зависящих от установленных сроков сдачи наличной выручки и ее суммы, но не более 5-кратного размера среднедневных поступлений наличности | В расчете принимает участие наличная выручка (поступления в кассы, кроме сумм, полученных из банков). Поступления, которые входят в наличную выручку, включают ( п. 1.2 Положения № 637): 1) сумму фактически полученных наличных средств от реализации продукции (товаров, работ, услуг); 2) внереализационные поступления |
Исходя из среднедневной выдачи наличности из кассы | ЛК определяют как отношение сумм, выплаченных из кассы на различные нужды, в том числе на командировку, к количеству рабочих дней предприятия в таком периоде | ЛК устанавливают в размере не больше, чем размер среднедневной выдачи наличности (за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев) | В расчет включают выплаты наличности на хозяйственные нужды, за исключением выплат: — связанных с оплатой труда*; — пенсий; — стипендий; — дивидендов | |
* Под выплатами, связанными с оплатой труда, п. 1.2 Положения № 637 понимает выплаты, отнесенные в фонд оплаты труда, а также другие выплаты, не касающиеся фонда оплаты труда, в соответствии с Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5. |
Есть еще одно правило, прописанное в абзаце пятом п. 5.4 Положения № 637. Согласно ему предприятия, у которых соответствующий среднедневной показатель (исчисленный на основании кассовых оборотов) равен нулю или не превышает 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. не более 170 грн.), могут установить себе «минимальный» ЛК. В размере, превышающем рассчитанный среднедневной показатель, но не более 170 грн.
Таким образом, любое предприятие с небольшими (или нулевыми) оборотами (не осуществляющее наличные расчеты, а только получающее денежные средства в банке для выплаты заработной платы или выдачи под отчет на хозяйственные нужды и командировки) может установить себе ЛК на уровне 170 грн.
А что будет, если вообще не устанавливать ЛК? В таком случае ЛК считается нулевым. В этом случае вся наличность, находящаяся в кассе на конец рабочего дня и не сданная предприятием в соответствии с требованиями Положения № 637, считается сверхлимитной ( п. 5.8 Положения № 637).
Как видите, рассчитать ЛК легко. Нужно только:
— во-первых, оценить режим и специфику работы предприятия, отдаленность его от банка, объем кассовых оборотов, установленные сроки сдачи наличности, продолжительность операционного времени банка, наличие договоренности предприятия с банком на инкассацию и т. п.;
— во-вторых, избрать способ расчета ЛК из двух предлагаемых п. 5.3 Положения № 637. Ориентируйтесь на то, за счет чего в вашей кассе формируется наличный оборот. Если преимущественно за счет денежных поступлений — выбирайте первый способ, если больше наличности выдаете — второй.
— в-третьих, собственно рассчитать ЛК. Для этого возьмите показатели (или суммы поступлений, или суммы выплат) за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев, предшествующих дате установления ЛК, и разделите их на количество рабочих дней предприятия этого трехмесячного периода.
Пересмотр ЛК: право или обязанность?
Это, по-видимому, самый интересный для вас вопрос. Потому что, как показывает практика, именно в вопросе пересмотра ЛК налоговики проявляют больше всего «инициативы». Поэтому на практике пересмотр ЛК часто происходит в добровольно-принудительном порядке. Но чего, собственно, требует от предприятия действующее законодательство?
Положение № 637 говорит о пересмотре ЛК буквально в одном пункте. В соответствии с п. 5.11 этого Положения ЛК может пересматриваться в связи с изменениями законодательства Украины или при наличии соответствующих факторов объективного характера.
Среди «факторов объективного характера» законодатель называет такие факторы, как изменения в поступлениях или расходовании наличности, изменения внутреннего трудового распорядка и графиков сменности и т. п. Но заметьте:
Положение № 637 говорит о том, что установленный ЛК может быть пересмотрен, но не ставит этот пересмотр в обязанность субъектам хозяйствования
Это очень важно помнить, потому что налоговики склонны требовать пересмотра установленного ЛК, например, в связи с уменьшением поступлений в кассу. Оно и понятно для чего — чтобы увидеть в кассе «сверхлимитную» наличность и наложить на вас штрафные санкции. Однако судебные органы уже отмечали: в случае уменьшения наличных поступлений/расходов ЛК пересматривается предприятием самостоятельно, а не по чьему-то требованию, в частности и налоговых органов (см. постановление ВАСУ от 10.11.2014 г. по делу № К/9991/33605/11)*.
* См. http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/41990513.
В свою очередь, НБУ уже давно разъяснил: Положением № 637 не определено обязательное требование пересматривать установленный ЛК при сокращении за последний год оборотов по поступлениям или расходованиям наличности (см. письмо НБУ от 19.05.2006 г. № 11-113/1903-5427). Затем Нацбанк еще раз подтвердил: сокращение обращений наличности — основание пересматривать ЛК, но пользоваться этим правом или нет — прерогатива предприятия, никто не может его заставить пересматривать этот лимит (см. письмо НБУ от 01.12.2009 г. № 11-113/5438-22292).
Более того, в рассматриваемом нами вопросе у нас есть и прямая поддержка судебных органов. Так, ВАСУ в одном из своих недавних решений согласился, что пересматривать ЛК — это право, а не обязанность предприятия. На основании этого суд вынес решение в пользу предприятия и отказал налоговикам в их требовании признать превышение предприятием ЛК (см. постановление ВАСУ от 15.09.2014 г. по делу № К/9991/53976/12)**.
** См. http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/40747417.
Пересмотр ЛК может считаться обязательным, только если он вызван необходимостью соблюдать новые требования нормативно-правовых актов. На это также раньше указывал и Национальный банк (см. письма НБУ от 17.03.2005 г. № 11-113/843-2597 и от 16.11.2005 г. № 11-113/3913-11389).
Ответственность за нарушение ЛК
Положение № 637 акцентирует внимание на том, что ответственность за соблюдение его требований по установлению и расчету ЛК несут руководители предприятий. Лица, виновные в нарушении порядка ведения операций с наличностью, привлекаются к ответственности в установленном законодательством Украины порядке ( пп. 5.12, 7.3 Положения № 637).
В нашем случае идет речь о штрафных санкциях, предусмотренных ст. 1 Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95 (далее — Указ № 436). Если ваше предприятие превысит установленный ЛК, на вас будет наложен штраф в двукратном размере сумм от выявленной сверхлимитной наличности. За каждый день, в течение которого сверхлимитная наличность находилась в кассе.
Также помните: штраф за нарушение ЛК относится к административно-хозяйственным санкциям в понимании ст. 238, 239 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ) (см. Обзорное письмо ВХСУ от 24.10.2008 г. № 1776/100/13-08). А это значит, что такой штраф может быть применен к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения (ст. 250 ХКУ).
Такую же позицию в отношении штрафов за нарушение обращения наличности выразил ранее Минюст (см. письмо от 02.12.2009 г. № 870-0-2-09-22). Соглашаются с такими сроками для штрафов за нарушение обращения наличности также и судебные органы (см. постановление ВАСУ от 24.04.2014 г. по делу № К/9991/89648/11)***.
*** См. http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/38746899.
Кстати, в этом решении ВАСУ изложил противоположный вывод приведенному нами ранее. Здесь уже высшая кассационная инстанция заявляет, будто бы уменьшение поступлений в кассу обуславливало необходимость пересмотра лимита, поскольку это обстоятельство привело к такому следствию, как расхождение между предельным размером лимита, утвержденным предприятием, и суммой, поступавшей в кассу. Следовательно, как видим, борьба за лимит с налоговиками идет с переменным успехом.
Что же, на этом, по-видимому, все! Пусть вашу кассу всегда «берут» только в связи с инкассацией ☺.