Темы статей
Выбрать темы

На руках лишь квитанция № 1: считается ли декларация поданной?

Смердов Виталий, налоговый эксперт
Мы подали декларацию, квитанцию № 1 получили. Но из-за сбоя в программном обеспечении квитанция № 2 так и не поступила. Подскажите, смогут ли нас в таком случае привлечь к ответственности за неподачу декларации?

По сути, вопрос в том, достаточно ли квитанции № 1, чтобы считать декларацию поданной? Он встречается часто, правда, в разных вариациях*. И ответ на него, как правило, один — да, достаточно. Предлагаем посмотреть, как мы пришли к этому выводу.

* К примеру, на нашей «горячей линии» как-то спрашивали: быть ли штрафу, если декларацию подавали предельной датой и квитанция № 1 пришла в этот же день, а квитанция № 2 — уже на следующий?

Подавать налоговикам декларации — одна из базовых обязанностей налогоплательщика ( п.п. 16.1.3 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, далее — НКУ). При этом, учитывая электронную специфику вопроса, напомним, что декларация будет считаться принятой налоговиками при соблюдении двух условий ( п. 49.9 НКУ):

1) есть квитанция о получении декларации;

2) от налоговиков не поступило уведомления об отказе в приеме декларации (его могут направить в течение 5 рабочих дней после получения декларации**).

** Заметьте: если налоговики нарушат этот срок, то признать декларацию непринятой уже не смогут (см. постановление Запорожского окружного админсуда от 22.12.2014 г. по делу № 808/7907/14).

Но что это за квитанции/уведомления? Ответ находим в Инструкции по подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233 (далее — Инструкция № 233). По сути, это квитанции № 1 и № 2. Первая подтверждает факт получения налоговиками декларации (причем датой и временем ее предоставления вами считаются дата и время, зафиксированные в такой квитанции, — п. 7.7 Инструкции № 233), вторая — факт ее приема/неприема.

Теперь возвращаемся к вопросу. Есть квитанция № 1, но нет квитанции № 2. Это означает, что:

1) декларацию вы подали и налоговики ее получили (подтверждается квитанцией № 1),

2) и вам при этом не пришло уведомление о ее приеме/неприеме (ввиду отсутствия квитанции № 2).

Как видите, в этом случае оба условия приема декларации из п. 49.9 НКУ соблюдены. Поэтому такая декларация должна считаться принятой. Правда, не исключаем, что налоговикам подобный подход может не понравиться. В таком случае дополнительным подспорьем будет то, что согласно п. 120.1 НКУ штрафуют именно за неподачу/несвоевременную подачу декларации (это, кстати, отвечает и обязанностям плательщика согласно п.п. 16.1.3 НКУ), а в нашем случае она подана это подтверждает квитанция № 1.

Но, увы, налоговики могут не пойти на попятную. Как быть, если они все же решат применить штраф по п. 120.1 НКУ? Вариантов немного: или платить, или обжаловать их налоговое уведомление-решение — в административном или судебном порядке. Итог административного обжалования предсказать сложно. А вот в части обжалования судебного есть все шансы получить хорошее для себя решение. Дело в том, что суды, как и мы, делают упор на упомянутом п. 7.7 Инструкции № 233 (см., в частности, постановление Киевского окружного административного суда от 25.07.2014 г. по делу № 810/3683/14, постановление Хмельницкого окружного административного суда от 22.12.2014 г. по делу № 822/4948/14). Причем их взгляды не меняются даже тогда, когда после истечения предельных сроков для подачи декларации налоговики высылали квитанции № 2 о неприеме (см. постановление Житомирского апелляционного административного суда от 31.10.2013 г. по делу № 817/2789/13-а).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше