Темы статей
Выбрать темы

Случаи обязательного проведения инвентаризации

редактор Вороная Наталья и налоговый эксперт Чернышова Наталья

С 1 января 2015 года порядок и сроки проведения инвентаризации в общем случае регулирует Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879 (далее — Положение № 879).

Проведение инвентаризации обеспечивает руководитель предприятия. Именно он обязан создать необходимые для этого условия, определить объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации ( п. 4 Положения № 879).

Но не все зависит от руководителя. Существуют случаи, когда проводить инвентаризацию нужно обязательно. Приведем их в таблице.

Случаи обязательной инвентаризации

№ п/п

Случаи обязательного проведения инвентаризации

Норма Положения № 879

Когда проводить

1

Перед составлением годовой финансовой отчетности

Абзац второй п. 7

Ежегодно до даты баланса

В этом случае проводят сплошную инвентаризацию всех видов активов и обязательств предприятия независимо от их местонахождения. Кроме того, инвентаризируют активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах. При этом должны соблюдаться сроки

проведения инвентаризации, установленные п. 10 Положения № 879.

Инвентаризировать недвижимость можно 1 раз в 3 года.

Инвентаризацию инструментов, приборов, инвентаря (мебели) можно проводить ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех этих объектов в течение 3 лет.

При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц. Инвентаризацию книжных памятников проводят ежегодно.

2

Передача имущества госпредприятия или бюджетного учреждения в аренду, приватизация имущества госпредприятия, преобразование госпредприятия, передача госпредприятия (его структурных подразделений) или бюджетного учреждения в сферу управления другого органа управления, кроме передачи в пределах одного органа управления, в других законодательно предусмотренных случаях

Абзац третий п. 7

На дату передачи

3

При смене материально ответственных лиц, а также смене руководителя коллектива (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более половины его членов или по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) материальной ответственности

Абзац четвертый п. 7

На день приема-передачи дел

Такую инвентаризацию проводят в объеме активов, которые находятся на ответственном хранении.

4

При установлении фактов хищения или злоупотреблений, порчи ценностей

Абзац пятый п. 7

На день установления таких фактов

В этом случае объем инвентаризации определяет руководитель предприятия.

5

По судебному решению или на основании соответствующим образом оформленного документа органа, который по закону имеет право требовать проведения инвентаризации. Например, при проверке органом ГФСУ ( п.п. 20.1.9 НКУ)

Абзац шестой п. 7

В срок, указанный в документе соответствующего органа, но не ранее дня получения предприятием такого документа

В этом случае проводят инвентаризацию тех объектов, которые указаны в документе органа, требующего ее проведения.

6

В случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия

Абзац седьмой п. 7

На день после окончания таких явлений

Объем проведения инвентаризации определяет руководитель предприятия.

7

В случае прекращения предприятия

Абзац восьмой п. 7

Перед составлением промежуточного ликвидационного баланса

В этом случае проводят сплошную инвентаризацию всех видов активов и обязательств предприятия независимо от их местонахождения. Кроме того, инвентаризируют активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах.

8

В случае перехода на составление финансовой отчетности по международным стандартам

Абзац девятый п. 7

На дату такого перехода

9

При получении отказа поставщика удовлетворить претензию о недогрузке товаров или при получении от покупателя претензии о недогрузке товаров

П. 9

На дату получения претензии (отказа поставщика удовлетворить претензию)

Производится выборочная инвентаризация тех товаров, на которые заявлены такие претензии.

Предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или территории проведения АТО, проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для ее проведения, тогда, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий. Они обязаны провести инвентаризацию по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете соответствующего отчетного периода.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше