Темы статей
Выбрать темы

Предоставление субсидий: нет пределов совершенству

Александра Ольховская, эксперт по вопросам оплаты труда Ксения Бондаренко, эксперт по социальным вопросам
Разговоры об оформлении субсидии не утихают. Это вполне понятно — повышенные тарифы, к со- жалению, никто не отменял, а субсидия помогает их «потянуть» и сохранить семейный бюджет. Вы уже знаете, что с 01.05.2015 г. действует упрощенная процедура по предоставлению такой льготы (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 28, с. 22). При ее апробации в реальных условиях выявили недостатки. Правительство приняло их во внимание и поспешило устранить негативные моменты. Что из этого вышло? Поговорим прямо сейчас — в предложенной статье.

Тема для разговора — постановление КМУ «Об упрощении порядка назначения и предоставления населению жилищных субсидий» от 26.06.2015 г. № 475 (далее — постановление № 475). Им был откорректирован механизм предоставления субсидий для уплаты ЖКУ, определенный Положением о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденным постановлением КМУ от 21.10.95 г. № 848 (далее — Положение № 848). Обновленные правила заработали с 11.07.2015 г. Самые «хитовые» из них мы рассмотрим далее.

Дополнительный доход — не препятствие для назначения субсидии

С 11.07.2015 г. отменена норма п.п. 6 п. 5 Положения № 848. Напомним, что в этом подпункте речь шла об отказе в назначении субсидии, если при выборочном обследовании материально-бытовых условий домохозяйства государственным социальным инспектором выяснялось, что кто-либо из зарегистрированных в жилом помещении лиц имеет дополнительный доход, не указанный в декларации о предоставлении субсидии: от сдачи в наем (аренду) жилого помещения (дома) или его части, от неоформленных трудовых отношений, от содержания скота, птицы, других животных, народных промыслов, использования имеющейся сельскохозяйственной техники, грузового автомобиля, микроавтобуса.

Если лицо получает хотя бы один из перечисленных видов дохода (например, доход от сдачи в аренду квартиры), подтвержденный документально (например, имеется оформленный договор о предоставлении в аренду квартиры), то оно должно указать этот доход в декларации о предоставлении субсидии.

Расчет субсидии — по количеству фактически зарегистрированно-проживающих лиц

Порядок № 848 и ранее, как вариант, предусматривал оформление субсидии на основании количества зарегистрированных лиц, которые фактически проживают в жилом помещении. Такой «бонус» применяли в случае одновременного выполнения двух условий: есть «добро» от комиссии* об этом + в жилом помещении используют индивидуальные средства измерения.

* Имеется в виду решение районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации и исполнительных органов городского, районного в городе совета или созданной ими комиссии.

А вот с 11.07.2015 г. для расчета субсидии по указанным параметрам требование об использовании индивидуальных средств измерения более не актуально. Главное в таком деле: количество зарегистрированных лиц в доме (квартире), фактически проживающих в нем < количества зарегистрированных лиц в жилом помещении + есть соответствующее решение комиссии (абзац третий п. 7 Положения № 848). Более того, обновленным порядком предоставления субсидии предусматривается: на основании упомянутого решения комиссии предприятия — производители/исполнители ЖКУ не будут начислять плату за услуги на лиц, которые зарегистрированы, но фактически не проживают в жилом помещении.

Доходы, которые не включаются в совокупный доход для назначения субсидии

Исчисление дохода семьи — важнейшее дело в определении права на субсидию. То, что самые распространенные виды дохода (зарплаты, пенсии) принимают участие в таком расчете, не вызывало сомнения. А вот при взгляде на менее распространенные выплаты возникали вопросы — указывать или нет их в декларации о предоставлении субсидии и учтут ли их в совокупном доходе для определения суммы субсидии.

Основным ориентиром в определении видов доходов, которые не учитывают при исчислении субсидии, является п. 8 Положения № 848 (см. схему на с. 22 этого номера).

Порядок определения размера дохода для предпринимателя-единоналожника

С определением дохода таких категорий предпринимателей возникали недоразумения, которые в конце концов решены. Теперь для них разработан порядок подсчета размера дохода, который учитывают в совокупном доходе домохозяйства для определения субсидии. В таком случае отталкиваются от размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица в месяцах, за которые определяется совокупный доход для назначения субсидии. Такой показатель составляет: для физических лиц — единоналожников I группы один прожиточный минимум в соответствующих месяцах, для физических лиц — единоналожников II группы два прожиточных минимума в соответствующих месяцах, для физических лиц — единоналожников III группы три прожиточных минимума в соответствующих месяцах.

Размер дохода не нужно приводить в декларации о назначении субсидии

Для оформления субсидии гражданин должен подать (в общем случае) только два документа: заявление и декларацию по формам, приведенным в приложениях 1 и 2 к постановлению КМУ от 28.02.2015 г. № 106. Заполнение раздела о доходах декларации — настоящее испытание. Что же, те из пользователей ЖКУ, которые будут заполнять декларацию после 11.07.2015 г., — сохранят свои нервы! Дело в том, что с указанной даты применяется форма декларации в редакции постановления № 475. Она, как и ранее, содержит раздел о доходах, но с существенным улучшением.

Важно! В обновленной декларации о назначении субсидии не нужно указывать размер полученного дохода

В разделе II обновленной декларации о назначении субсидии необходимо лишь прописать вид полученного дохода и источник выплаты. И все! Далее специалисты органа соцзащиты населения самостоятельно запросят информацию о размере дохода, полученного гражданином, и сумме уплаченного из него НДФЛ в ГФС, ПФУ, фондах соцстрахования, высших учебных заведениях.

Если же лицо получало доходы, сведения о которых отсутствуют в перечисленных органах, но которые принимают во внимание при расчете субсидии, оно должно вместе с декларацией подать справку о доходах (см. раздел на с. 22).

Внимание! Декларации, поданные по старой форме, органы соцзащиты населения рассмотрят в общем порядке. А вот с 11.07.2015 г. подавать декларации нужно в редакции постановления № 475. Кстати, бланки заявления и декларации по обновленной форме снова должны разослать до сентября и ноября 2015 года. Так сказано в п. 3 постановления № 475.

Наш пример заполнения раздела II декларации см. далее. Прежде чем вы на него взглянете, поделимся своими впечатлениями: заполнять его без указания о размере дохода — намного быстрее и легче. Теперь в общем случае не нужно обращаться к источнику выплаты, чтобы узнать о размере дохода. А это существенная экономия времени!

Пример. Семья желает воспользоваться субсидией на основании доходов, полученных в 2014 году. В квартире зарегистрированы и фактически проживают: Максименко Т. О. — получает зарплату и алименты на ребенка, Максименко В. С. — предприниматель-единоналожник I группы, Коваль А. С. — студентка высшего учебного заведения, Стус П. А. — пенсионер.

Прізвище, ініціали

Відомості про доходи

Вид доходу

Найменування організації, де отримує дохід (для фізичних осіб — підприємців —
група платника єдиного податку)

Максименко Т. О.

Заробітна плата

Товариство з обмеженою відповідальністю «Люкс»

Максименко Т. О.

Аліменти на дитину

Коваль С. І.

Максименко В. С.

Дохід від підприємницької дільності

Фізична особа — платник єдиного податку I групи

Коваль А. С.

Стипендія

Харківський національний університет міського господарства ім. О. М. Бекетова

Стус П. А.

Пенсія

Управління ПФУ в Київському районі м. Харкова

Доходы берем за 12 месяцев либо
за 3 месяца

В общем случае для оформления субсидии в декларации указывают доходы за предыдущий календарный год. То есть при оформлении субсидии в 2015 году в декларации указывают доходы, полученные в 2014 году. Но есть и исключение из этого правила.

Обратите внимание! С 11.07.2015 г. по желанию граждан субсидия для уплаты ЖКУ может быть назначена на основании доходов, полученных за 3 календарных месяца, предшествующих месяцу, с которого назначают субсидию

До этой даты существовал вариант по расчету субсидии исходя из доходов за 6 календарных месяцев.

Важно! Если для исчисления субсидии берутся доходы за 3 календарных месяца, то размер пенсии учитывают на уровне месяца, который предшествовал месяцу назначения субсидии.

Основания для пересчета субсидии

Осталась норма об автоматическом расчете органом соцзащиты населения субсидии на следующий период для домохозяйств, которые пользовались такой льготой в предыдущем периоде.

Вместе с тем теперь в п. 14 Положения № 848 расширены случаи, когда орган соцзащиты населения осуществляет пересчет субсидии. До внесения последних изменений такой пересчет осуществляли: при изменении цен и тарифов на услуги, на оплату которых назначена субсидия; в случае установления КМУ нового размера расходов граждан на оплату ЖКУ; при законодательных изменениях в части предоставления отдельным гражданам льгот на оплату ЖКУ; в случае получения уточняющих данных о доходах лиц; когда дата начала отопительного сезона, принятая решением исполкома местного совета, отличается от даты начала отопительного сезона, предусмотренного порядком для назначения субсидии (это основание откорректировано последними изменениями, но по сути оно использовалась и раньше).

С 11.07.2015 г. к этим основаниям для пересчета субсидии добавились еще такие: получение уточняющих данных о составе лиц, зарегистрированных в жилом помещении, и об обеспеченности граждан жилой площадью и коммунальными услугами; проведение пересчета размера платы за ЖКУ в случае их непредоставления либо предоставления не в полном объеме.

Внимание! Обратиться за назначением субсидии можно в любой месяц года. В таком случае субсидия на оплату ЖКУ рассчитывается с месяца обращения за ее назначением на 12 месяцев.

Ответственность за недостоверно указанные данные

С 11.07.2015 г. в случае представления документов для назначения субсидии с недостоверными данными либо несообщения о существенных изменениях в них гражданин должен вернуть субсидию в одинарном размере (п. 20 Положения № 848). До последних изменений предусматривалась более высокая ответственность за такие нарушения — возврат субсидии в двойном размере.

Справка о доходах: когда и как заполнять

Как мы уже выяснили, для оформления субсидии подают только два документа: заявление и декларацию. Работники обращались к своим работодателям с просьбой выдать им справки для оформления субсидии. В общем случае они были им необходимы для заполнения графы о размере дохода раздела II декларации. Поэтому работодатель вполне мог выдать справку о доходах в произвольной форме.

Но в отдельных случаях для реализации права на такую льготу предоставление справки о доходах (вместе с другими документами) — обязательное требование для начисления субсидии. Тут работодателям понадобится официально утвержденная форма справки. До недавнего времени форма этой справки оставалась в редакции, не адаптированной к современному механизму предоставления субсидии. Поэтому на практике работодатели выдавали справку о доходах в произвольной форме + в ситуации, когда для назначения субсидии учитывали доходы за 6 календарных месяцев, прикрепляли официально утвержденную справку в редакции приказа Минтруда от 27.08.2004 г. № 192.

Заметим, что с 11.07.2015 г. прилагать справку о доходах к заявлению и декларации о назначении субсидии необходимо, в частности, в следующих случаях:

— субсидию назначают на основании доходов за 3 месяца;

— лицо получало доходы, на основании которых рассчитывают субсидию, сведения о которых отсутствуют в ГФСУ, ПФУ, фондах соцстраха, высших учебных заведениях.

Теперь работодатель должен выдавать только справку для оформления субсидии в редакции приказа Минсоцполитики от 05.06.2015 г. № 591, действующей с 14.07.2015 г. Именно в ней предусмотрена графа для отражения суммы НДФЛ, удержанного из дохода.

img 1

Теги субсидии
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше