Тарифы на гортранспорт и НДС-льгота: ложная тревога?..

В избранном В избранное
Печать
Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2015/№ 44
Из года в год, еще с докодексных времен и по сей день пассажирские перевозки гортранспортом — автобусом, маршруткой, троллейбусом, трамваем и метро (кроме такси) — не облагаются НДС. А может, не облагаЛИСЬ? Сомнения эти порождены недавними изменениями нормативки, регулировавшей полномочия органов власти, в частности, в этой сфере деятельности. Давайте разберемся.
НДС на проезд

Сразу же (на всякий случай) успокоим горпассажироперевозчиков — неплательщиков НДС: вас эти смутные сомнения абсолютно не касаются! По обыкновению плюйте и дальше на НДС-обложение своей выручки…☺

Да и плательщикам НДС — перевозящим пассажиров автомобильным транспортом в пригородном и междугородном сообщении — тоже нет повода волноваться, но по другой причине: их услуги по-прежнему НДС облагаются (письмо ГНСУ от 15.02.2013 г. № 3826/7/15-3317). Кстати, облагаются наравне с внутриукраинскими грузоперевозками.

Из-за чего же весь сыр-бор? Смотрите…

«Че там у… гортранспортников?» ☺

Прежде всего цитируем узловой льготирующий п.п. 197.1.8 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), согласно которому освобождаются от налогообложения операции

поставки услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), тарифы на которые регулируются в установленном законом порядке

Так вот, тревогу у горпассажироперевозчиков — плательщиков НДС — вызвало недавнее (вступившее в силу 06.05.2015 г.  с даты опубликования) постановление КМУ от 25.03.2015 г. № 240, согласно которому из утвержденного постановлением КМУ от 25.12.96 г. № 1548 перечня полномочий областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, исполнительных органов Львовского и Криворожского городских советов исключены полномочия по регулированию (установлению) тарифов на перевозку пассажиров и стоимости проездных билетов в городском пассажирском транспорте — метрополитене, автобусе, трамвае, троллейбусе (который работает в обычном режиме движения).

Ход мысли пессимистов такой: для применения льготы по НДС согласно п.п. 197.1.8 НКУ обязательно (письмо ГНСУ от 15.02.2013 г. № 3826/7/15-3317) соблюдение двух условий: (1) услуги по перевозке пассажиров оказываются в пределах населенного пункта и (2) тарифы на такие перевозки утверждены уполномоченным органом. А, мол, поскольку полномочия у последнего теперь отобрали, значит, применять эту льготу сейчас, дескать, нельзя… ☹

И что же, как говорится в старом анекдоте: «Ну, ужас… Но не «Ужас! Ужас! Ужас!..»? ☺

Льгота стоит и стоять будет!

Без паники! Обращаем ваше внимание только на одно (предпоследнее) слово из цитируемого п.п. 197.1.8 НКУ — «в установленном ЗАКОНОМ порядке». Обойдемся без намеков: акцент на том, что именно «законом», а не «законодательством».

Давайте же обратимся к профильным ЗАКОНАМ. Во-первых: согласно ч. второй ст. 3 Закона Украины «О транспорте» от 10.11.94 г. № 232/94-ВР государственное управление (регулирование) деятельностью транспорта осуществляется, в частности, путем реализации тарифной политики. Аналогичную норму содержит ч. третья ст. 5 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-ІІІ. Что же касается трамваев-троллейбусов и метро, то в  ч. 3 ст. 8 Закона Украины «О городском электрическом транспорте» от 29.06.2004 г. № 1914-IV прерогатива устанавливать тарифы на проезд на этих видах транспорта прямо закреплена за местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления! Во-вторых, согласно ч. 1 ст. 6 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 507-VI органы местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной ценовой политики в пределах полномочий, определенных ЗАКОНОМ. Что значит законом? А то, что никто не отменял действие п.п. 2 п. «а» ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280), в котором среди прочих названы — внимание! — ПОЛНОМОЧИЯ исполнительных органов городских (сельских, поселковых) советов по установлению в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на транспортные услуги!

При этом под «порядком и пределами» здесь, судя по всему, имеются в виду только установление методики расчетов и бюрократических процедур, но никак не собственно самих полномочий! ☺

Это наше мнение подкрепляется еще и тем фактом, что фискалы, к их чести, формулируют свою позицию относительно правомерности применения НДС-льготы, установленной п.п. 197.1.8 НКУ, со ссылкой именно на ст. 28 Закона № 280 (см. письмо ГНСУ от 02.02.2012 г. № 4303/3/15 3314 и консультацию из подкатегории 101.29.06 БЗ). И этому можно найти очевидное объяснение, которое послужит вам убойным аргументом против возможных посягательств на вашу горпассажироперевозочную НДС-льготу! Что интересно — найти его можно именно в злосчастном постановлении КМУ от 25.12.96 г. № 1548, а конкретно — в абзаце втором п. 1:

Полномочия, указанные в приложении, не распространяются на тарифы, которые устанавливаются исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов в соответствии со статьей 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»

Давайте еще раз внимательно посмотрим на исключенный абзац первый п. 13 Полномочий № 1548. Формально его исключение «типа» лишило полномочий областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации, исполнительные органы Львовского и Криворожского городских советов (что за бредовая избирательность?)… Но ведь очевидно же, что тех субъектов, полномочия которых определены ст. 28 Закона № 280, это не касается!

Короче: абзаца нет, а полномочия есть! ☺

Еще короче: НДС-льгота есть!*

* Правда, вызывает вопросы подход киевских чиновников, которые считают, что их якобы лишили «транспортно-ценовых» полномочий. Хотя на самом деле это не совсем так — КГГА как исполнительный орган Киевсовета по-прежнему наделена ими в силу ст. 28 Закона № 280. А значит, и в Киеве с НДС-льготой ничего не произошло.

Другими словами, на основании указанных разъяснений фискалов льготой согласно п.п. 197.1.8 НКУ можно пользоваться и дальше.

Надеемся, что фискалы поддержат нашу позицию. ☺ Вывод: сохранение полномочий исполнительных органов местных советов на установление тарифов на транспортные услуги, а также использование именно этого аргумента в разъяснениях налоговиков на тему НДС-льготы согласно п.п. 197.1.8 НКУ не дают оснований сомневаться в правомерности ее дальнейшего применения.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить