Вряд ли. Напомним, что п. 291.6 НКУ запрещает единоналожнику неденежные формы расчетов за отгруженные им товары (выполненные работы, предоставленные услуги). А в нашем случае выходит, что за предоставленные единоналожником услуги по аренде помещения он не получит деньги. А нарушение неденежной суммы расчетов чревато:
— во-первых, налогообложением дохода по ставке 15 % ( п.п. 3 п. 293.4 НКУ);
— во-вторых, потерей права находиться на упрощенной системе налогообложения ( п.п. 4 п.п. 298.2.3 НКУ).
Что касается позиции налоговиков, то они прогнозируемо против взаимозачета (см. консультацию в БЗ, подкатегория 108.01.01). И навряд ли есть, в чем с ними здесь поспорить...
Поскольку теперь единоналожник является второгруппником — возможно, он опасается принять оплату за предоставленные арендные услуги живыми деньгами. Не будет ли это предоставлением услуг общесистемщику, что запрещено исходя из п.п. 2 п. 291.4 НКУ?
Но здесь можно воспользоваться консультацией из БЗ, подкатегория 107.04. В ней налоговики позволяют оставаться на упрощенной системе перво- и второгруппникам, которые в отчетном периоде получили доход от запрещенных видов деятельности за работы, выполненные во время пребывания на общей системе. Только обложить эти доходы нужно по ставке 15 %.
Поэтому и в нашем случае единоналожник может остаться на упрощенной системе, получив доход за деятельность, запрещенную второгруппникам. Так как фактически он эту деятельность осуществлял находясь на третьей группе, а теперь только получает деньги. И такая тенденция к толкованию норм НКУ существует уже достаточно давно.