Покупаем ОС за деньги: отражаем в учете

В избранном В избранное
Печать
Белова Наталья, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Сентябрь, 2015/№ 75
Приобретение основных средств за денежные средства — пожалуй, самый распространенный вариант поступления таких материальных ценностей на предприятие. Давайте выясним, как документально оформляют такое поступление и как отражают его в учете.

Оформляем покупку ОС документально

Приобретают объекты основных средств (далее — ОС) за деньги на основании договора купли-продажи.

Подтверждением покупки служат первичные документы (чеки, накладные, акты приемки-передачи, таможенные декларации и т. д.).

Поступившие на предприятие ОС не остаются без внимания. Чтобы контролировать их наличие и использование по назначению, оформляют Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств типовой формы № О3-1, утвержденной приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.

Такой Акт составляют в одном экземпляре на каждый отдельный объект. Делает это приемная комиссия, которую руководитель предприятия назначил своим приказом.

После оформления Акт вместе с приложенной к нему технической документацией передают в бухгалтерию. Его подписывает главный бухгалтер и утверждает руководитель предприятия или уполномоченное на это лицо.

Заметьте: если предприятие покупает объект ОС, который уже был в эксплуатации, то на основании Акта по форме № ОЗ-1 в бухучете оно может отразить и сумму износа этого объекта, начисленную до его покупки.

В строительно-монтажных организациях для оформления передачи, установки и пуска строительных машин и последующего их демонтажа и передачи машинопрокатной базе используют Акт об установке, пуске и демонтаже строительной машины типовой формы № ОЗ-5, утвержденной приказом № 352 (ср. 025069200). Этот Акт составляют в двух экземплярах.

Дата составления Акта по форме № ОЗ-1 или № ОЗ-5 считается датой зачисления объекта ОС на баланс предприятия.

Для индивидуального учета каждого объекта ОС применяют Инвентарную карточку учета основных средств типовой формы № О3-6, также утвержденной приказом № 352.

Учитываем приобретение ОС

Бухгалтерский учет. Приобретенные за денежные средства ОС зачисляют на баланс предприятия по первоначальной стоимости, которая включает в себя расходы, перечисленные в п. 8 П(С)БУ 7 (см. с. 14).

Когда предприятие приобретает ОС, оно осуществляет капитальные инвестиции. Поэтому все связанные с этим процессом расходы оно изначально накапливает на:

— субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств»

или

— субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов».

Вот так формируется первоначальная стоимость объекта ОС.

При передаче (вводе) в эксплуатацию объекта ОС суммы с кредита субсчета 152 или 153 списывают в дебет соответствующего субсчета счета 10 «Основные средства» или 11 «Прочие необоротные материальные активы».

Такой особый порядок учета покупки ОС обусловлен тем, что фактическое поступление объекта на предприятие — это лишь начальный этап процесса его приобретения. Ведь в ходе подготовки объекта к эксплуатации у субъекта хозяйствования вполне могут возникать еще и другие расходы.

Эти дополнительные расходы тоже накапливают на субсчете 152 или 153 и точно так же включают в первоначальную стоимость объекта ОС

Поэтому хоть собранные на субсчете 152 или 153 расходы уже и считаются активом, но полноправным объектом ОС они становятся только после списания в дебет счета 10 или 11.

Со следующего месяца после ввода объекта в эксплуатацию на него начинают начислять амортизацию ( п. 29 П(С)БУ 7).

Налог на прибыль. Вы наверняка уже хорошо знаете, что с 01.01.2015 г. объект обложения налогом на прибыль зависит от финансового результата, определенного в финансовой отчетности согласно НП(С)БУ или МСФО ( п.п. 134.1.1 НКУ).

Так, у малодоходных плательщиков (с доходом за прошлый год (начиная с 2015 года) менее 20 млн грн.) налоговый учет ОС — зеркальное отражение бухгалтерского учета. А вот высокодоходные плательщики (и малодоходники-добровольцы), кроме бухгалтерского, должны вести еще и отдельный налоговый учет ОС в порядке, предусмотренном п. 138.3 НКУ. Данные налогового учета им понадобятся для того, чтобы откорректировать бухгалтерский фин­результат на амортизационные разницы.

Эти разницы могут проявиться у вас из-за:

— разного срока полезного использования. Если в бухучете предприятию по таким срокам предоставлена полная свобода действий, то в налоговом учете сохраняются минимально допустимые сроки использования объектов ( п.п. 138.3.3 НКУ);

— несовпадения критериев отнесения к ОС. Дело в том, что высокодоходные плательщики подпадают под действие п.п. 14.1.138 НКУ и в налоговом учете необоротных активов должны применять стоимостный критерий в 6000 грн. (без НДС). А вот в бухучете они могут установить любую другую планку;

— отличия в подходах к учету непроизводственных ОС. На непроизводственные ОС НКУ, как и прежде, не разрешает начислять амортизацию ( п.п. 138.3.2 НКУ), в то время как в бухгалтерском учете никаких запретов по этому поводу нет;

— добавления к финрезультату 30 % стоимости покупок у неприбыльщиков в случаях, прописанных в п.п. 140.5.4 НКУ.

Однако само приобретение ОС и формирование их первоначальной стоимости к таким разницам не приводят, будьте спокойны. Поэтому отложим разговор о разницах до следующего раза, когда будем рассматривать вопросы эксплуатации ОС.

НДС. Плательщик НДС, который покупает объект ОС у другого плательщика НДС, увеличивает свой налоговый кредит на сумму «входного» НДС по этому объекту, независимо от того, с какой целью планирует использовать приобретенное ( п. 198.3 НКУ).

Важно лишь, чтобы такой налоговый кредит подтверждала налоговая накладная, составленная продавцом и зарегистрированная в ЕРНН ( п. 201.10 НКУ).

Датой увеличения налогового кредита является дата осуществления первого из событий ( п. 198.2 НКУ):

— либо дата перечисления предоплаты за объект ОС,

— либо дата его получения.

Тот, кто надумал использовать приобретенные ОС в нехозяйственных или в необлагаемых операциях, ранее отраженный налоговый кредит компенсирует налоговыми обязательствами по НДС. Этого требует п. 198.5 НКУ (подробнее см. с. 17).

Начисленные «компенсирующие» НДС-обязательства в зависимости от того, в каком отчетном периоде принято решение изменить направление использования ОС:

— либо увеличивают первоначальную стоимость ОС, использованных в нехозяйственной/необлагаемой деятельности, — если решение принято сразу,

— либо направляются в расходы отчетного периода — если решение принято в следующих отчетных периодах.

При нехоз/необъектном/необлагаемом использовании ОС, которые приобретены без НДС, налоговые обязательства не начисляйте. Это совет от ГФСУ (см. письмо от 07.08.2015 г. № 29163/7/99-99-19-03-02-17).

Пример. Предприятие за денежные средства приобрело грузовой автомобиль стоимостью 180000 грн. (в том числе НДС 20 % — 30000 грн.).

Эту операцию в своем учете оно отражает так:

Приобретение ОС за денежные средства в нацвалюте

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Дт

Кт

1. Приобретение объекта ОС на условиях последующей оплаты

1

Получен от поставщика автомобиль

152

631

150000

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при условии регистрации налоговой накладной в ЕРНН)

641/НДС

631

30000

3

Уплачены платежи, связанные с регистрацией автомобиля в органах ГАИ

377

311

600

4

Отнесены на увеличение первоначальной стоимости автомобиля расходы на регистрацию

152

377

600

5

Введен в эксплуатацию автомобиль (150000 грн. + 600 грн.)

103

152

150600*

* С месяца, следующего за месяцем ввода объекта ОС в эксплуатацию, по нему начинает начисляться амортизация.

6

Перечислены средства в оплату стоимости приобретенного автомобиля

631

311

180000

2. Приобретение объекта ОС на условиях предварительной оплаты

1

Перечислена предоплата за автомобиль

371

311

180000

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при условии регистрации налоговой накладной в ЕРНН)

641/НДС

644

30000

3

Получен от поставщика автомобиль

152

631

150000

4

Списана сумма отраженного ранее налогового кредита по НДС

644

631

30000

5

Произведен зачет задолженностей

631

371

180000

6

Уплачены платежи, связанные с регистрацией автомобиля в органах ГАИ

377

311

600

7

Отнесены на увеличение первоначальной стоимости автомобиля расходы на регистрацию

152

377

600

8

Введен в эксплуатацию автомобиль (150000 грн. + 600 грн.)

105

152

150600*

* С месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, по нему начинает начисляться амортизация.

выводы

  • Хотя собранные на субсчете152 или 153 расходы уже и считаются активом, но полноправным объектом ОС становятся только после списания в дебет счета 10 или 11.

  • Предприятие увеличивает свой налоговый кредит на сумму «входного» НДС по приобретенному объекту ОС, независимо от того, с какой целью планирует его использовать.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить