Как произвести удачное впечатление: стратегии самопрезентации

В избранном В избранное
Печать
Зимовин Алексей, практикующий психолог
Налоги и бухгалтерский учет Апрель, 2016/№ 33
«Ну что, друзья, скажите, как думаете, мне удалось произвести на них впечатление?» — наверное, такой вопрос задавал после своего выступления, знакомства с важными партнерами, переговоров и встреч каждый человек. Нам очень важно нравиться другим людям, выглядеть в их глазах компетентными и статусными. Как этого добиться? Используйте стратегии самопрезентации!

Самопрезентация — управление тем впечатлением, которое вы производите на людей.

Как понравиться. Почти все мы хотим нравиться другим, завоевать их симпатию, расположить к себе. Тем более, что дивиденды от такого поведения всегда есть. Недаром многочисленные научные исследования показывают (что бы там ни говорили о равенстве и справедливости), что физически привлекательным людям чаще делают скидки в магазинах, завышают оценки в учебных заведениях, гаишники отпускают их без штрафов. Но чтобы понравиться окружающим, не обязательно иметь модельную внешность. Достаточно просто вызвать правильное впечатление. Как же это сделать?

«Кукушка хвалит петуха за то…». Мы не случайно процитировали классика, а чтобы проиллюстрировать простейшую стратегию самопрезентации, направленной на то, чтобы расположить окружающих к себе. Чтобы понравиться другим, нужно показать, что они нравятся вам. Комплимент, похвала, лесть — отличный способ понравиться. Главное, конечно, чтобы они были все-таки достаточно искренними. Сразу добавим: хотя люди всегда замечают, когда кто-то льстит другому, и, конечно, относятся к этому негативно, в ситуации, когда льстят им, они склонны «развешивать уши» и радоваться, насколько они замечательные. Так уж устроен человек…

Следующая стратегия самопрезентации, которая позволяет расположить к себе окружающих, называется «нахождение сходств». Найдите что-то, что объединяет вас с человеком или группой людей, которым вы хотите понравиться. В слове «общение» корень «общ». Для того, чтобы построить эффективное общение, в котором вы будете нравиться собеседнику, нужно найти с ним что-то общее: интересы, вкусы, привычки, принципы, точки зрения и т. д. Вы заметили, что у собеседника фотография кошки в кошельке. А у вас дома любимый кот. Используйте это не только как тему для разговора, но и как возможность сблизиться. Всем нравятся те люди, которые похожи на них самих. Вот такая простая психологическая закономерность.

Есть и третий прием. Люди любят скромных. Это значит прежде всего то, что рассказывать о своих успехах и достижениях направо и налево вовсе не стоит. Хвалить себя желательно либо в ситуациях, когда это регламентировано ситуацией общения (к примеру, собеседование создано именно для того, чтобы рассказать, какой вы замечательный), либо губами других людей. Окружающие больше доверяют не тому мнению, которое вы сами сложили о себе, а тому, что говорят о вас другие люди. Так что, если вы хотите произвести приятное впечатление, запаситесь одним-двумя (главное — не переборщить) хвалителями, которые в нужный момент скажут: «Да, Иван Иванович у нас самый ценный сотрудник, на нем все держится», «Анна Петровна — самый лучший специалист в этой сфере» и т. п.

Итак, мы обсудили самые эффективные стратегии расположения окружающих к себе: выражение симпатии другим, нахождение сходств и скромность. Они работают как в той ситуации, когда вы разговариваете с кем-то один на один, так и в той, когда вы выступаете публично. Чтобы вызвать расположение аудитории, нужно найти то, что вас объединяет, то, что близко и вам, и слушателям, похвалить их немного, при этом если и рассказывать о своих достижениях, то сдержанно и по факту. Например, презентация «Я — самый лучший специалист в этой области» вызывает недоверие и отторжение. Презентация «Я — начальник отдела такого-то, уже 10 лет занимаюсь этим вопросом, написал об этом около 50 статей» сильнее опирается на факты, скромнее, хотя и не скрывает профессиональных успехов представляемого, т. е. в целом более удачна.

Двигаемся дальше.

Как выглядеть компетентным. Создать у окружающих впечатление собственной компетентности, профессионализма, знаний позволяют следующие стратегии.

Чтобы убедить кого-то в своей компетентности, нужно ее продемонстрировать. Как люди демонстрируют компетентность? Они способны подробно рассказать о том вопросе, в котором разбираются, при этом употребляют специальную терминологию, приводят примеры из собственной практики. Итак, хотите, чтобы вам поверили, что вы специалист в чем-то? Показывайте это самим стилем ведения беседы. Стоит лишь только подчеркнуть еще раз важность примера. Еще каких-то 50 — 100 лет тому назад людей очаровывали теоретические рассуждения, способность человека говорить много и непонятно. Сегодня умный (читай: компетентный) не тот, кто говорит сложно, а тот, кто говорит понятно. Для этого и используются примеры, практические ситуации, разбор проблем и т. д. «А вот у меня еще такой случай был…» — прекрасный способ начать презентовать свою компетентность.

Следующий принцип — заявите о своей компетентности. И нет, это опять же не значит, что стоит кричать на весь мир: «Я — самый лучший специалист в этом городе/стране/мире». Как мы уже писали выше, когда говорили о цели завоевать расположение другого, также и чтобы получить признание компетентным, важно, рассказывая о себе, опираться на факты. Их не нужно преуменьшать, излишняя скромность также неудачна, как и недостаточная, но и всякий высказанный в адрес самого себя комплимент должен быть подкреплен примером. Даже когда вы говорите, например, на собеседовании, что стрессоустойчивы, желательно сразу подкрепить это историей из жизни. «Вспоминается ситуация: мы работали двое суток без сна. Все были вымотаны. Сотрудники начали ругаться. Но я собрался с силами, рассказал смешной анекдот, мы посмеялись, и всем стало лучше».

Еще одна стратегия. В самом общем виде, когда человек компетентен, т. е. эксперт в своем вопросе, он востребован, а значит, занят. Поэтому, если вы хотите показать свою компетентность — показывайте свою занятость. Отвечая по телефону, просите подождать минутку. Планируя встречи с кем-то, раскрывайте ежедневник. Сообщайте другим о том, что сейчас у вас очень много дел, но вы обязательно найдете время для них, например, в такой-то день и т. д.

Еще один важный атрибут компетентности — записи. Как показали исследования психологов, человек, который ведет записи по ходу встречи, совещания, выступлений и т. д., выглядит более компетентным, чем тот, кто этого не делает.

Вот так. Для того, чтобы стать действительным профессионалом, нужны годы подготовки, постоянное самообразование и самосовершенствование. Но всего этого окружающие могут и не заметить, если человек не может себя правильно подать.

На этом все. До встречи!

P. S. Мучает какой-то психологический вопрос? Задайте его практикующему психологу и прочтите ответ на страницах газеты «Налоги и бухгалтерский учет». Пишите на e-mail: a.zimovin@id.factor.ua

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить