120 вместо 90: НБУ все либеральнее!

В избранном В избранное
Печать
Алексей Павленко, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2016/№ 69
Письмо НБУ от 10.08.2016 г. № 22-0003/67025

висновок документа


За июль 2016 года банки не предоставляют налоговым органам информацию в случаях, если в течение этого отчетного месяца было установлено превышение 90-дневного срока расчетов без превышения 120-дневного срока

Комментируемое письмо разъясняет, как банкам следует применять постановление Правления НБУ от 28.07.2016 г. № 361 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 63, с. 3) в части нового предельного срока расчетов по внешэкономоперациям — 120 дней вместо прежних 90.

Старая практика действий НБУ и налоговиков в подобных случаях (с изменением предельных сроков таких расчетов) подводила к мысли, что ориентироваться следует на дату вступления этого постановления в силу — на 29.07.2016 г. То есть на дату, с которой фактически и был установлен новый предельный срок расчетов. Ожидалось, что НБУ в «старом духе» разъяснит, как применять это изменение к незакрытым («переходным») внешэкономоперациям. А именно: если 90 дней истекли до 29 июля, то срок до 120-ти не продлевается, если не истекли, то предельный срок расчетов по таким операциям автоматически продлевается до 120 дней.

На удивление, НБУ в комментируемом письме подошел к «переходно-сроковой» проблеме гораздо либеральнее!

«По привычке» упомянув ст. 58 Конституции Украины (в той ее части, что «нормо-смягчения» ответственности могут применяться «задним числом»), авторы письма указывают следующее.

Банки за отчетный месяц — июль 2016 года предоставляют налоговым органам информацию о просрочках во внешэкономрасчетах*, если в течение этого месяца было установлено превышение 120-дневного срока расчетов. И — не подают налоговикам такую информацию в случаях, если в течение июля было установлено превышение 90-дневного срока расчетов без превышения 120-дневного срока!

* До 10 числа следующего за отчетным месяца ( п. 5.1 Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденной постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136). То есть о комментируемом письме банки, скорее всего, узнали, когда такая информация налоговикам уже была подана…

Из этого следует: если по ВЭД-операции в июле — в том числе и в любую дату до 29 июля (!) — срок 90 дней был превышен, но не был превышен новый, 120-дневный, срок, то банк фискалам о таких фактах не должен сообщать. Следовательно, о случаях превышения в июле 90, но не превышения 120 дней, фискалы, возможно, не узнают и пеню не начислят (пока сами не придут на проверку). Ну что ж, не будем углубляться в законность такого подхода банкиров, а просто скажем им спасибо.

Однако отметим, что не все абсолютно здесь зависит от НБУ. Ведь начислением ВЭД-пени ведает ГФСУ, реакция которой на данные изменения нам пока не известна. Надеемся, она будет в том же либеральном ключе, однако на практике могут быть и перекосы «генеральной линии» НБУ.

К примеру, у предприятия 90-дневный срок был превышен до 29 июля. Но расчеты в августе не провели, вследствие чего «успешно» преодолели также и 120-дневную отметку. За июль банк на нарушителя (согласно комментируемому письму) фискалам не «настучал», но за август об этом нарушении ему уже придется известить налоговиков. Вот тут-то и встает вопрос: фискалы по акту начислят пеню с 91-го или со 121-го дня? И, заметим, если пеня будет начислена с 91-го дня, отбиваться (даже в суде) будет сложно. Ведь в такой ситуации первое нарушение предельного срока произошло в июле до 29-го числа, т. е. еще в периоде действия 90-дневного ограничения…

В общем, на все — воля фискалья, но будем надеяться на лучшее ☺ .

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить