Паутина социальных сетей: кому — мания, кому — фобия

В избранном В избранное
Печать
Зимовин Алексей, практикующий психолог
Налоги и бухгалтерский учет Февраль, 2016/№ 17
Мы живем в век, который ученые называют кризисом семьи, кризисом любовных отношений, да что там — кризисом непосредственного общения в целом. Вместе с эволюцией средств общения от обычного бумажного письма к телефону, а затем и к общению электронному, которое тоже, конечно, прошло ряд стадий развития, мы приходим, наконец, к социальной сети как яркому феномену человеческой жизни.

Сколько людей не могут начать свой день, не заглянув в одну из социальных сетей (названия намеренно перечислять не будем, чтобы не рекламировать), сколько из них отчитываются в каждом своем шаге перед виртуальным сообществом, сколько не могут уснуть, потому что сеть, на то она и сеть, не отпускает! Правда, есть и другие — те, кто такого общения избегает, считая социальные сети происками служб безопасности, бессмысленной тратой времени или просто не желая впускать в свою жизнь такое количество лишних людей. Давайте разберемся, что лежит в основе как чрезмерно активного использования социальных сетей, так и его избегания.

И прежде всего стоит ответить на простой вопрос: какую потребность удовлетворяют пользователи социальных сетей? Что приносит им использование этого навязчивого фетиша современности? Думается, никто из читателей в этом месте не удивится — исследования показывают, что основная потребность, удовлетворяемая социальной сетью, — потребность в общении. Вы наверняка знаете, что сети предоставляют и другие возможности: слушать музыку, читать, смотреть видео, но то, на чем все держится, — общение! Любому из нас с вами важно быть рядом с другим, делиться с ним своим опытом, мыслями, чувствами, принадлежать к какой-то группе. Социальная сеть позволяет делать это быстро, легко, находясь на большом расстоянии…

Но все становится еще интереснее, если копнуть чуть глубже. Личность человека, то, каким он видит себя, формируется в общении. Вначале с родителями, затем с разного рода воспитателями, позже — в подростковой группе, в профессиональных и других коллективах. Прекрасно сказал по этому поводу М. М. Жванецкий: «Хочешь узнать, какой ты, — спроси!». Но формирование и развитие личности, образа Я в обычном общении довольно длительный и сложный процесс. Человеку постоянно приходится доказывать в обществе, что он личность, что он профессионал, что он заслуживает доверия. В социальной сети всегда можно выдать желаемое за действительное! Человек формирует тот образ Я, который ему хочется транслировать, идеализированный, вычищенный…

Пожалуй, это один из факторов, которые нередко ведут к печальным последствиям, тревогам, депрессиям и даже суицидам, ведь человек осознает свое несоответствие этому выхолощенному, уплощенному идеалу, который он сам создал на социальной странице. Социальная сеть дает искусственную, граничащую с вседозволенностью и потому опасную, свободу создания образа Я. Казалось бы, весело иметь возможность быть кем угодно, опасно оказаться во власти собственного фантазма.

Еще одно. Социальная сеть позволяет эффективно влиять на других людей. Этим пользуются маркетологи, но не только. В живом общении мы получаем большое количество дополнительных сигналов — мимика, жесты, интонация, в виртуальном общении есть только текст. Мозг хватается за этот единственный источник и считает его истинным. Манипулировать в сети легче!

Подведем промежуточные итоги. Что дает социальная сеть? Во-первых, возможность быстрого, легкого, простого общения с человеком, который может находиться где угодно. Во-вторых, возможность сформировать любой образ себя и представить его другим людям. В-третьих, возможность влиять на других людей и получать от них желаемое, искажая информацию или не предоставляя ее в полном объеме. Хорошая штука, не правда ли? Не совсем.

Навязчивое, чрезмерное использование социальных сетей, а именно о таком случае мы и говорим, приводит к тому, что человек тратит слишком много времени зря, при этом получает огромное количество ненужной информации, которой он и так перегружен сегодня. Но не это самое страшное! Самое страшное, что повышение активности в социальных сетях связано с обеднением реальных отношений с людьми. Мы не говорим о причинной, направленной связи. Нередко проблемы в реальных отношениях приводят к повышению активности в сети, бывает и наоборот — вначале сеть, потом проблемы. Главное — связь есть всегда! Ведь имеющаяся у человека потребность в общении находит простой и эффективный способ удовлетворения, а вы, скорее всего, замечали, что нашим потребностям по нраву простые пути.

А что же те, кто боится пользоваться социальными сетями, избегает их? Дело снова в потребностях? Да, именно так. У этих людей потребность в общении, в принадлежности к группе выражена меньше. Более того, они других людей несколько опасаются, нуждаются в одиночестве, любят мыслить критично, формировать независимое мнение. Конечно же, социальные сети их отпугивают. Такие люди если и строят социальные контакты (даже в реальной жизни), то предпочитают глубокие, доверительные отношения с небольшим количеством избранных людей. Кого попало они в свою жизнь никогда не впустят! Тем более не будут они распахивать полы пальто, надетого на душу, и демонстрировать ее, подобно психологическому эксгибиционисту, всем желающим. Они опасаются, что любая личная информация может быть использована против них! Оберегая свою независимость, боятся они и того, что кто-то сможет контролировать их, влиять на них, даже если эти опасения и надуманны.

Итак, разговаривая о социальных сетях, мы пришли к двум фундаментальным личностным характеристикам: ориентации на социальное или на индивидуальное. Одним нужно принадлежать, быть частью, включаться, вторым — отделиться, укрыться, защититься. И то и другое важно в жизни человека, нужно ему для развития, последнее, правда, возможно только в том случае, если две ориентации соединены гармонично, сменяя друг друга в разных ситуациях…

Так что же социальные сети: великое благо, открывающее нам новые горизонты общения, которого стоит маниакально жаждать, или же ужасающая опасность, которая разрушит реальные отношения и подчинит личность воле Большого Брата, следящего за нами? Ни то, ни другое! Это просто инструмент удовлетворения потребности в общении! Достаточно простой и удобный… Подходящий для неглубоких, множественных контактов, профессиональных ли, развлекающих ли, не очень подходящий для отношений серьезных и долговременных, для общения интимного и духовного! Поэтому если автор этого текста и хотел призвать к чему-то, то только к одному — не наделяйте вещи излишним смыслом и значением (безусловного поклонения или абсолютного избегания), они этого не заслуживают.

P. S. Мучает какой-то психологический вопрос? Задайте его практикующему психологу и прочтите ответ на страницах «Налоги и бухгалтерский учет». Пишите на e-mail: a.zimovin@id.factor.ua

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить