(066) 87-010-10 Перезвоните мне
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
1/13
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Июль , 2016/№ 59

Дробить отгрузку (аванс) на несколько НН нельзя

По материалам категории 101.17 Базы знаний*

* См. на сайте ГФСУ (zir.sfs.gov.ua) в разделе «Общедоступный информационно-справочный ресурс».

висновок документа


Составление двух или более НН при получении предоплаты за товары/услуги одной суммой или одноразовой поставке товаров/услуг не соответствует НКУ и не дает возможность идентифицировать операции.

Покупатель не может отразить НК по таким НН, поскольку они не соответствуют первичным документам.

НН составляют на дату возникновения налоговых обязательств ( п. 201.1 НКУ). Обычно это первое событие: дата поступления средств от поставщика, либо дата отгрузки товара ( п. 187.1 НКУ).

При этом, согласно п. 201.7 НКУ, НН составляется на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, а также на сумму средств, которые пришли на текущий счет как предварительная оплата (аванс).

То есть НН составляется на каждую отдельную авансовую платежку/расходную накладную (ТТН)/акт выполненных работ (оказанных услуг) и четко в сумме события, ставшего причиной для начисления налоговых обязательств по НДС. Составлять под один первичный (подтверждающий поставку) отгрузочный или платежный документ несколько НН нельзя.

Важно! Для идентификации операции сумма НН должна совпадать с суммой в первичном документе. По крайней мере, по мнению ГФСУ.

Например, поставщик по одному договору выставил покупателю несколько счетов-фактур, например, три счета по 100 грн. каждый (в том числе НДС — 16,67 грн.). Покупатель по этому договору проавансировал три счета одним платежом на сумму 300 грн. (в том числе НДС — 50 грн.). В данном случае первое событие — предоплату подтверждает выписка банка в сумме 300 грн. Соответственно на дату этого события и на сумму в выписке банка должна быть составлена одна НН.

Если раздробить поступившую предоплату на три НН по 100 грн. (в том числе НДС — 16,67 грн.) каждая, то ни одна из таких НН не будет сходиться с первичным документом — выпиской банка. То есть идентифицировать такие НН будет сложно. При этом подводить их выписку под счета-фактуры неверно, ведь счет-фактура — не первичный документ, т. е. он не фиксирует факт осуществления хозяйственной операции (п. 1 ст. 9 Закона о бухучете). Соответственно, у сторон не будут выполняться и условия п. 44.1 НКУ.

Так что здесь имеет смысл прислушаться к мнению налоговиков и не дробить первособытийную поставку/аванс на несколько НН.

В обратной ситуации, когда поставок (авансов) по одному договору в течение дня несколько, налоговики не против отклониться от сформулированного ими же правила (о привязке НН к первичному документу). Они согласны с объединением объема поставки за день в одну НН (см. ОНК, утвержденную приказом ГФСУ от 16.02.2012 г. № 127). Более того, разрешают составлять одну НН, даже если в течение одного дня состоялись отгрузки (авансы) в рамках разных договоров с одним покупателем (см. письмо ГФСУ от 09.06.2016 г. № 12796/6/99-99-15-03-02-15). Правда, опять-таки, по мнению налоговиков, в таких ситуациях все зависит от условий договора (см. подкатегорию 101.19 БЗ).

Так что наш совет: составлять НН на каждое первое событие, подкрепленное первичным документом, — без дробления и обобщения! Хотя если дробление все-таки произошло, то для покупателя, на наш взгляд, не все безнадежно. Ведь ответ на вопрос: «можно или нельзя идентифицировать операцию?» содержит изрядную степень субъективизма.

отгрузка, предоплата, налоговые накладные, налоговый кредит добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье