Темы статей
Выбрать темы

Проверка соцстраха нам не страшна — к ней готовы мы всегда

Белова Наталья, налоговый эксперт
Хоть проверка и является неотъемлемой частью работы бухгалтерии, но каждый раз перед ее началом у бухгалтера, каким бы высоким ни был его профессиональный уровень, сердце начинает биться чаще. Ничего удивительного, ведь любая проверка — это экзамен, а любой экзамен — это стресс. Самый простой способ справиться с этой проблемой — вооружиться знаниями. Вы ожидаете проверяющих из Фонда социального страхования, но не знаете, как подготовиться к их встрече? Мы вам сейчас об этом подробно расскажем, и пусть процедура контроля пройдет у вас комфортно и без нервов.

Наверняка, уважаемые коллеги, вы знаете, что еще в 2015 году была запущена процедура реорганизации фондов социального страхования. По плану она должна завершиться к середине 2016 года. На данный момент уже даже зарегистрирован Фонд социального страхования Украины. Однако любая пертурбация — дело непростое и долговременное. Поэтому пока реорганизационные вопросы до конца не «утрясены», «старички»-фонды продолжают выполнять все возложенные на них функции, в том числе и проверять страхователей.

В каких именно случаях и как часто представители еще действующего ФВПТ* могут приходить на проверку? Какие данные и документы они могут инспектировать? Может ли предприятие обжаловать решение проверяющих? Давайте, друзья, вместе найдем ответы на эти вопросы.

* Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности.

Можно ли дать проверяющим из ФВПТ от ворот поворот?

Контролирующим органам в 2015 и 2016 годах запрещено проверять субъектов хозяйствования с объемом дохода за прошлый год до 20 млн грн. (см. п. 3 разд. II Закона № 71). Исключение — проверки:

— с разрешения КМУ;

— по заявке самого хозсубъекта;

— по решению суда;

— в соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса Украины.

Означает ли это, что малодоходные субъекты хозяйствования могут не опасаться незваных гостей из ФВПТ вплоть до 01.01.2017 г.?

Нам, как и вам, этого очень бы хотелось. Однако ФВПТ, к сожалению, настроен по-другому.

Так, исполнительная дирекция Запорожского областного отделения ФВПТ на своем официальном сайте разместила разъяснения исполнительной дирекции ФВПТ, предоставленные ей в письме от 16.09.2015 г. № 2.4-17-1481. В этих разъяснениях ФВПТ настаивает на том, что ограничения на проведение проверок контролирующими органами, введенные Законом № 71, в 2015 и 2016 годах не касаются проверок, осуществляемых органами Фонда. А все потому, что они якобы не относятся ни к органам госнадзора (контроля), ни к контролирующим органам по администрированию налогов, сборов и платежей (см.: http://www.fse.gov.ua/fse/control/zap/uk/publish/article/83116).

Действительно, законодатель в  п. 3 разд. II Закона № 71 использовал понятие «контролирующие органы», но не уточнил, какие именно. Суды в своих решениях пришли к выводу, что требования этой нормы Закона № 71 касаются всех без исключения контролирующих органов, а не только ГФСУ (см. определение ВАСУ от 06.10.2015 г. по делу № к/800/42400/15).

При этом на сегодняшний день остается действующим постановление КМУ от 13.08.2014 г. № 408, в котором среди госинспекций и контролирующих органов упомянут в том числе и ФВПТ.

Так что, если у вас хватит храбрости дать соцстраховцам от ворот поворот, можете попробовать.

Однако знайте: согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона № 1105

ФВПТ наделен правом приостанавливать выплаты в случае отказа или препятствования со стороны работодателя в проведении проверки

Кроме того, приостановлением выплат грозит выявление фактов предоставления страхователем Фонду недостоверных сведений или нарушение порядка использования средств Фонда. Поэтому лучше «проверочный» вопрос с ФВПТ решить мирно.

И тут вам полезно будет знать, что в целях контроля сотрудники ФВПТ, кроме Закона № 1105, руководствуются Инструкцией № 29 и  Порядком № 30 в части, не противоречащей этому Закону (см. письмо Исполнительной дирекции ФВПТ от 09.04.2015 г. № 2.4-17-705).

Что нужно знать о проверках?

Пожаловать к страхователю представители ФВПТ могут с плановой или внеплановой проверкой.

Уточним, что плановая проверка — это проверка, предусмотренная планом-графиком контрольно-ревизионной работы органа Фонда. Соответственно внеплановая проверка — это проверка, которая таким планом-графиком не предусмотрена и проводится при наличии определенных оснований (о них расскажем ниже).

Приступить к проверочным мероприятиям ревизоры вправе, только если соблюдены такие требования:

— проверяющие должны иметь при себе служебное удостоверение и направление на проверку (в двух экземплярах — для предприятия-страхователя и для ФВПТ) по форме, приведенной в приложении 2 к Инструкции № 29. Один экземпляр направления страхователя попросят подписать и подошьют к делу;

— о плановой проверке субъект хозяйствования должен быть предупрежден заранее — не менее чем за 10 календарных дней до начала мероприятия;

— проверяющие по требованию страхователя должны расписаться в Журнале проверок, если таковой ведется на предприятии;

— свой визит инспекторы могут совершать только в рабочее время предприятия, установленное правилами внутреннего распорядка, с ведома его руководителя и в присутствии главного бухгалтера (бухгалтера) или уполномоченного руководителем лица;

— плановая проверка должна проводиться без нарушения требований к периодичности плановых проверок (подробнее о периодичности проведения проверок расскажем ниже);

— внеплановые проверки могут проводиться исключительно по основаниям, перечисленным в п. 3.6 Инструкции № 29 и п. 3.7 Порядка № 30 (подробнее о них тоже скажем ниже).

Если хотя бы одно из приведенных условий не соблюдается, предприятие вправе не допускать сотрудников органа ФВПТ к проверке

А если страхователь все-таки допустит проверяющих-нарушителей к проверке? Тогда впоследствии ему уже не удастся сослаться на несоблюдение «гостями» указанных требований как на основание освобождения от ответственности за выявленные в ходе проверки нарушения. К такому выводу подводят, в частности, постановление ВАСУ от 02.03.2011 г. № К-21684/07 и определение ВАСУ от 12.07.2011 г. № К-23406/08.

Органы ФВПТ проводят проверки по местонахождению страхователя. Вместе с тем страхователь может предложить сделать это и в помещении рабочего органа Фонда. Его инициатива найдет отклик, если он предоставит проверяющим все необходимые документы (п. 2.1 Инструкции № 29).

Продолжительность проведения проверки устанавливается с учетом объема работ, которые предстоит выполнить в ходе нее, и количественного состава проверяющих. Однако в любом случае она не может превышать (п. 3.10 Инструкции № 29 и п. 3.9 Порядка № 30):

— при плановой проверке — 15 рабочих дней (страхователей — субъектов малого предпринимательства (далее — «малыши») — 5 рабочих дней);

— при внеплановой — 10 рабочих дней (страхователей-«малышей» — 2 рабочих дней).

Что проверяет ФВПТ?

При проверке ФВПТ обратит внимание на (см. п. 3.12 Инструкции № 29 и разд. IV Порядка № 30):

— факт устранения нарушений, выявленных предыдущими проверками;

— состояние задолженности по страховым средствам;

— полноту и своевременность возврата страховых средств;

— правомерность назначения и выплаты пособий застрахованным лицам;

— правильность расчета среднедневной заработной платы для оплаты периодов временной нетрудоспособности и отпуска в связи с беременностью и родами;

— правомерность заявления и использования страховых средств, которые поступили от органов Фонда;

— правомерность выдачи и использования путевок на санаторно-курортное лечение работниками и членами их семей, а также правильность ведения их учета, своевременность уплаты их частичной стоимости;

— соблюдение требований нормативно-правовых актов Фонда в отношении оздоровления и вне­школьного обслуживания детей;

— правильность составления отчетности по средствам Фонда и своевременность ее предоставления в органы Фонда;

— работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации;


— соблюдение порядка бухгалтерского учета поступления и использования средств Фонда, в том числе соблюдение порядка ведения кассовых операций по этим средствам;

— наличие документов, которые подтверждают правомерное использование страховых средств и их использование по целевому назначению.

Какие документы понадобятся при проверке?

К сожалению, ни Порядок № 30, ни Инструкция № 29 не дают конкретного ответа на этот вопрос.

Однако отсутствие конкретики не должно помешать вам подготовиться к проверке должным образом. Как правило, проверяющие просят предоставить:

— расчетно-платежные ведомости;

— листки нетрудоспособности и справки о средней зарплате с основного места работы, если больничные (пособие по беременности и родам) начисляли работнику-совместителю;

— заявления-расчеты на финансирование;

— расходные документы на проведенные выплаты и перечисления;

— акты расследования несчастных случаев непроизводственного характера (при наличии);

— данные о движении по субсчету 378 «Расчеты с государственными целевыми фондами»;

— ведомости выдачи подарков и свидетельства о рождении детей, которым предоставлялись подарки;

— документы, на основании которых назначалось пособие на погребение (копии свидетельств о смерти застрахованного лица (члена семьи застрахованного лица), оригиналы извлечений из Госреестра актов гражданского состояния, выдаваемого отделом РАГС (оригинал справки для получения пособия на погребение — если госрегистрация смерти проводилась исполнительным органом сельского, поселкового, городского (кроме городов областного значения) совета));

— журналы учета путевок в санаторно-курортные заведения и в детские заведения оздоровления;

— справки для получения соцстраховских путевок, выданные лечебным учреждением;

— кассовые документы об уплате частичной (полной) стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, оплаченных за счет средств Фонда;

— протоколы заседания комиссии (решения уполномоченного) по социальному страхованию.

А еще понадобятся документы (протокол, приказ) о создании комиссии по общеобязательному социальному страхованию и об избрании ее председателя

Составить их грамотно вам поможет Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации, утвержденное постановлением ФВПТ от 23.06.2008 г. № 25.

Могут также попросить показать справки по форме ОК-7 для проверки правильности исчисления страхового стажа по принятым работникам, другие документы, подтверждающие страховой стаж работника.

Так что лучше заблаговременно позаботьтесь о наличии всех подтверждающих документов.

Плановая проверка: когда и как?

Как мы сказали выше, плановую проверку орган ФВПТ может провести при условии, что он письменно уведомил об этом страхователя не позднее чем за 10 календарных дней до начала этого мероприятия. Такое уведомление по форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции № 29, ФВПТ направляет страхователю заказным письмом с уведомлением о вручении или передает под подпись руководителю, главному бухгалтеру (бухгалтеру) или уполномоченному лицу либо в виде телефонограммы (п. 3.4 Инструкции № 29 и п. 3.5 Порядка № 30).

В уведомлении значатся:

— даты начала и окончания проведения проверки;

— наименование страхователя;

— наименование органа ФВПТ, который проводит проверку.

Плановые проверки соцстраховцы проводят по итогам отчетного периода, в котором осуществлялось финансирование получателей страховых средств. При этом согласно п. 3.2 Инструкции № 29 и п. 3.2 Порядка № 30

проверке подлежат документы за отчетные периоды текущего года и предыдущих лет, за которые проверка не осуществлялась

Интересно, как часто органы ФВПТ могут проверять страхователей? Периодичность проведения плановых проверок установлена п. 3.3 Инструкции № 29. Она зависит от нескольких критериев, а именно от:

— наличия (отсутствия) расходов и задолженности по средствам ФВПТ на 01.01.2011 г. и в следующих отчетных периодах;

— численности работников.

Посмотрите на рисунке, как органы ФВПТ определяют периодичность проведения плановых проверок при наличии у страхователя расходов по средствам ФВПТ.

img 1

Периодичность проведения плановых проверок

Внеплановая проверка: какие основания?

Несмотря на то, что внеплановая проверка носит такое название, да и проводится без предварительного уведомления страхователя, она не происходит «с бухты-барахты».

Проверяющие постучатся в вашу дверь, только если на то будут причины, перечисленные в п. 3.6 Инструкции № 29 и п. 3.7 Порядка № 30. Вот они:

1) подача предприятием письменного заявления в соответствующий орган ФВПТ о проведении проверки по собственному желанию;

2) выявление недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, сметах и других документах, которые подтверждают поступление и расходование средств, поданных предприятием в орган ФВПТ;

3) обращение физлиц и юрлиц о нарушении предприятием законодательства по вопросам, находящимся в компетенции органов ФВПТ;

4) неподача предприятием отчетности в орган ФВПТ в установленный срок без уважительных причин, а также письменных пояснений о причинах, которые помешали подать такую отчетность;

5) несвоевременный возврат или возврат не в полном объеме остатка неиспользованных средств Фонда;

6) начало процедуры реорганизации или ликвидации юрлица, закрытие его обособленного подразделения, прекращение деятельности, связанной с предоставлением социальных услуг, финансируемых за средства Фонда;

7) выявление во время проверки у предприятия фактов, которые свидетельствуют о нарушении требований законодательства относительно правомерного (целевого) использования средств Фонда у другого получателя средств Фонда;

8) подача предприятием жалобы о нарушении законодательства должностными лицами органа Фонда во время плановой или внеплановой проверки либо жалобы на решение органа Фонда при необходимости документального подтверждения изложенных в жалобе сведений в случае, если жалобщик ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки;

9) необходимость подтверждения в период финансирования получателя страховых средств (соц­услуг), а также наличия и количества лиц, которым предоставляются эти услуги, в случаях, предусмотренных условиями финансирования, и договоров о предоставлении таких услуг;

10) требование правоохранительных органов или решение суда;

11) невыполнение предприятием условий договоров о предоставлении социальных услуг;

12) выявление органом Фонда высшего уровня нарушений, допущенных в ходе проверки органом низшего уровня.

На проведение внеплановой проверки орган ФВПТ издает приказ, в котором и приводит «проверочное» основание.

Это же основание должно фигурировать и в направлении на проверку

Важно! В ходе проверки инспекторы выясняют только те вопросы, которые собственно стали основанием для ее проведения. Хотя в «добровольном» и «ликвидационном» случаях, а также при несвое­временной подаче отчетности проверка вполне может быть сплошной (п. 3.7 Инструкции № 29).

Финал проверки: что в итоге?

Венцом проверки, проведенной органом ФВПТ, служит соответствующий Акт. Его проверяющие составляют в двух экземплярах (один — для страхователя, второй — будет храниться в органе ФВПТ). Акт подписывают в последний день проверки должностное лицо ФВПТ, руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) предприятия, а также председатель комиссии по соцстрахованию. Подписи должны стоять на каждой странице Акта с указанием на последней странице общего количества страниц (п.п. 3.13.4 Инструкции № 29, п. 5.1 Порядка № 30).

Если должностные лица предприятия-страхователя от подписи отказались, то проверяющие из ФВПТ составят Акт (также в двух экземплярах). Затем в течение трех рабочих дней один экземпляр Акта отказа от подписи и его получения вместе с Актом проверки ФВПТ направит страхователю заказным письмом.

А если страхователь не согласен с отдельными сведениями, указанными в Акте? Он может подписать Акт проверки с возражениями. Возражения оформляют в письменном виде, как приложение к Акту проверки, и направляют в ФВПТ отдельным документом в течение 10 календарных дней со дня подписания Акта. В свою очередь, ФВПТ рассматривает их и в течение 20 календарных дней предоставляет письменный ответ.

Интересно, как развиваются события, если в ходе проверки ревизоры установили неправомерное (нецелевое) использование страховых средств и/или неполный, несвоевременный их возврат в бюджет Фонда? Тогда руководитель органа ФВПТ (или его заместитель) в течение 20 календарных дней после подписания Акта проверки принимает Решение о возврате указанных средств и применении к страхователю финсанкций (далее — Решение 1) (п. 4.1 Инструкции № 29, п. 5.6 Порядка № 30). Его вручают страхователю под подпись или направляют ему по почте с уведомлением о вручении (п. 4.4 Инструкции № 29, п. 5.10 Порядка № 30). Решение 1 должно быть выполнено в течение 10 дней со дня, следующего за днем его получения (за счет собственных средств страхователя).

А что будет, если эти суммы предприятие в установленный срок не перечислит или перечислит не полностью? Тогда Фонд примет Решение о применении финсанкций уже за несвоевременный или неполный возврат средств (Решение 2). Его направляют страхователю в течение 20 календарных дней со дня окончания срока, установленного для выполнения Решения 1.

О выполнении Решений следует уведомить соответствующий орган ФВПТ.

Суммы средств, которые подлежат возврату ФВПТ, а также суммы причитающихся финсанкций отразите в стр. 14 Отчета по форме № Ф4-ФВПТ з ТВП.

Срок давности в случае взыскания штрафных санкций, предусмотренных Законом № 1105, а также других видов задолженности перед ФВПТ не применяется

На это указывает ч. 2 ст. 17 Закона № 1105.

Также имейте в виду: кроме финсанкций за нарушение законодательства о соцстраховании, ФВПТ вправе налагать административные санкции. Подробнее ознакомиться с видами таких санкций вам поможет таблица ниже.

Виды санкций за нарушение законодательства о соцстраховании

1

2

3

4

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативно-правовой акт

1

2

3

4

Финансовые санкции

1

Нарушение порядка использования страховых средств ФВПТ

Возмещение страхователем в полном объеме неправомерно израсходованной суммы страховых средств и/или стоимости предоставленных социальных услуг

Абзац первый ч. 6 ст. 15 Закона № 1105

Штраф в размере 50 % суммы средств, использованных с нарушением установленного порядка

2

Несвоевременный возврат или возврат не в полном объеме страховых средств

Штраф в размере 10 % несвоевременно возвращенных или возвращенных не в полном объеме страховых средств

Абзац второй ч. 6 ст. 15 Закона № 1105

Пеня в размере 0,1 % несвоевременно возвращенных страховых средств за каждый день просрочки платежа

Абзац третий ч. 6 ст. 15 Закона № 1105

3

Несвоевременное перечисление штрафных санкций, отраженных в Решении 1 (см. п. 1 данной таблицы)

Пеня в размере 0,1 % таких сумм за каждый день просрочки платежа

Абзац третий ч. 6 ст. 15 Закона № 1105

Административная ответственность

4

Нарушение порядка использования страховых средств, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное предоставление или непредоставление установленной отчетности, предоставление недостоверной отчетности по использованию страховых средств

Штраф на должностных лиц страхователя и физлиц, использующих наемный труд, в размере от 136 до 255 грн.

Ч. 1 ст. 1655 КоАП

5

Совершение действий, указанных в п. 4 этой таблицы, лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за те же правонарушения

Штраф на должностных лиц страхователя и физлиц, использующих наемный труд, в размере от 170 до 340 грн.

Ч. 2 ст. 1655 КоАП

6

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ФВПТ в проведении проверок использования страховых средств

Штраф на должностных лиц страхователя в размере от 136 до 255 грн.

Ч. 1 ст. 18823 КоАП

7

Совершение действий, указанных в п. 6 данной таблицы, лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за то же правонарушение

Штраф на должностных лиц страхователя в размере от 170 до 340 грн.

Ч. 2 ст. 18823 КоАП

Как обжаловать решение ФВПТ по результатам проверки?

Предприятие вполне может обжаловать решение органа ФВПТ по материалам проверки, если считает, что он:

— неправильно определил сумму страховых средств, использованных неправомерно, и финсанкций;

— принял какое-либо другое решение, которое противоречит законодательству о соцстраховании, или выходит за рамки его компетенции.

В таком случае субъект хозяйствования, руководствуясь разд. VII Инструкции № 29 и разд. VI Порядка № 30, в письменной форме обращается в этот орган с жалобой о пересмотре решения.

Жалоба должна содержать:

— название документа;

— дату составления;

— обратный адрес;

— обжалуемые пункты решения и обоснование их изменения или отмены;

— подпись руководителя (его заместителя).

Подать жалобу нужно в течение 10 календарных дней со дня получения решения органа ФВПТ

Если она будет подана позже этого срока, Фонд рассматривать жалобу не будет, о чем сообщит страхователю письменно.

После рассмотрения жалобы руководитель (заместитель руководителя) органа ФВПТ примет решение о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в удовлетворении. Это решение будет направлено страхователю по почте с уведомлением о вручении или вручено его руководителю (уполномоченному лицу) под подпись в течение 20 календарных дней после получения жалобы.

Хотя при необходимости срок рассмотрения жалобы может быть продлен и сверх установленного 20-дневного срока, но он не должен превышать 60 календарных дней. О продлении срока ФВПТ известит страхователя до истечения стандартных 20 календарных дней.

Не отчаивайтесь, если орган ФВПТ примет решение о полном либо частичном отказе в удовлетворении жалобы. У вас есть право в течение 10 календарных дней со дня получения этого решения обратиться с повторной жалобой в вышестоящий орган Фонда (соблюдая 10-дневный срок для каждого случая обжалования и 20-дневный срок для ответа на жалобу) или в суд в установленном законодательством порядке.

Подача и первичной, и повторной жалоб приостанавливает сроки уплаты страховых средств и финсанкций до того момента, пока вышестоящий орган ФВПТ не примет решение или пока не вступит в силу судебное решение.

Может случиться и так, что в результате рассмотрения жалобы ФВПТ увеличит суммы страховых средств, подлежащих возврату, и суммы надлежащих к уплате финансовых санкций. В таком случае ранее направленные решения ФВПТ не отзывает, а на сумму увеличения направляет страхователю отдельное решение.

Такую увеличенную сумму придется перечислить Фонду в обычный 10-дневный срок или обжаловать по стандартной процедуре.

Намотайте на ус: повторные жалобы один и тот же орган ФВПТ от одного и того же страхователя по одному и тому же вопросу, если этот вопрос был решен по существу, не рассматривает (п. 7.2 Инструкции № 29, п. 6.7 Порядка № 30).

Ну вот, теперь вы знаете все «проверочные» секреты и сможете встретить ревизоров в любой момент во всеоружии. Пусть проверка пройдет у вас легко и спокойно!

выводы

  • О плановой проверке субъект хозяйствования должен быть предупрежден заранее — не менее чем за 10 календарных дней до начала мероприятия.

  • Срок проведения плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней («малышей» — 5 рабочих дней), а внеплановой — 10 рабочих дней («малышей» — 2 рабочих дней).

  • За нарушение порядка использования страховых выплат, несвоевременный или неполный их возврат должностные лица предприятия могут поплатиться админштрафом.

  • Предприятие вправе подать жалобу на решение органа ФВПТ по материалам проверки в течение 10 календарных дней со дня получения обжалуемого решения.

Документы статьи

  • КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях.
  • Закон № 71 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII.
  • Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.
  • Инструкция № 29 — Инструкция о порядке проведения проверок страхователей…, утвержденная постановлением правления ФВПТ от 22.12.2010 г. № 29.
  • Порядок № 30 — Порядок проведения проверок получателей средств ФВПТ…, утвержденный постановлением правления ФВПТ от 22.12.2010 г. № 30.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше