Темы статей
Выбрать темы

Обновленная нормативка по РРО: наконец-то дождались!

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Приказ Минфина Украины от 21.01.2016 г. № 13*

* Текст документа см. на с. 30.

Комментируемым приказом (далее — приказ № 13) утверждены в новой редакции:

1) Положение о форме и содержании расчетных документов (далее — Положение № 13);

2) Порядок подачи отчетности, связанной с использованием КУРО (РК)**;

** Соответственно книги учета расчетных операций и расчетные книжки.

3) форма Отчета об использовании КУРО (РК) (форма № ЗВР-1) и Инструкция по его заполнению.

Документы, перечисленные в пп. 2 и 3, понадобятся лишь в апреле, когда придется подавать соответствующую отчетность за март. Причем эта отчетность теперь никак не затрагивает пользователей РРО — она предназначена как раз для тех, кто РРО на законных основаниях не применяет, а использует КУРО и РК.

Поэтому сосредоточимся в нашем комментарии исключительно на самом приказе № 13 и Положении № 13. Собственно, для большинства пользователей РРО ничего архиреволюционного в них нет, но отдельным категориям обязательно нужно ознакомиться с тем, что написано ниже.

вывод документа


Розничные торговцы, осуществляющие реализацию подакцизных товаров, указывают в кассовом чеке отдельной строкой размер ставки акцизного налога, общую сумму такого налога по всем указанным в чеке товарам, в начале строки печатается название такого налога

Это, без сомнения, самая громкая бомба новой РРО-нормативки (см. п. 2 разд. II Положения № 13). Как всегда, взорвалась она неожиданно, хотя это событие ГФСУ анонсировала еще в начале прошлого года. И вот наконец свершилось — когда вы будете читать эти строки, приказ № 13 уже вступит в силу (см. «Офіційний вісник України» от 11.03.2016 г. № 18). То есть реквизит «Акцизный налог» отныне стал обязательным реквизитом фискального кассового чека на товары (услуги)*** (по форме № ФКЧ-1 — см. приложение 1 к Положению № 13).

*** А заодно фискального кассового чека выдачи средств, расчетной квитанции и упрощенной расчетной квитанции (см. п. 2 разд. III, пп. 3, 4 разд. IV Положения № 13).

К чему это обязывает розничных торговцев? Собственно говоря, ни к чему. Откуда такой либеральный вывод, спросите вы? Дело в том, что субъекты хозяйствования, которые еще в прошлом году посчитали нужным отражать в чеках «розничный» акциз (не важно, по какой причине — то ли чтобы не спорить с налоговиками, то ли чтобы нормализовать свой «рознично-акцизный» учет и отчетность), будут пробивать такие чеки и дальше. Им достаточно лишь сверить их форму с новыми требованиями и при необходимости внести соответствующие коррективы.

А те, кто этого еще не сделал, со вступлением в силу приказа № 13 получили официальную отсрочку. Причем без указания конкретных сроков ее окончания. К тому же обязанность позаботиться о правильной форме кассового чека теперь перенесена на производителей кассовых аппаратов. Именно они должны выпустить такие версии внутреннего программного обеспечения (ПО) РРО, которые позволяли бы выделять в чеке «розничный» акциз.

До тех пор пока такое ПО от производителей РРО не появится, торговцы надежно защищены от любых притязаний налоговиков. Ведь п. 5 приказа № 13 гласит, что требования к форме и содержанию фискальных кассовых чеков в части отражения других налогов, кроме НДС, не распространяются на расчетные документы, печатаемые РРО, версии внутреннего ПО которых включены в Госреестр РРО до дня вступления в силу этого приказа.

Кстати, конкретных сроков для производителей приказ № 13 тоже не устанавливает. В таких условиях мы рекомендовали бы розничным торговцам следить за каждым обновлением Госреестра РРО, проверяя, не внесена ли в него новая версия ПО для того или иного кассового аппарата. И если такая новинка в Реестре появилась — незамедлительно уточнять в своем ЦСО, реализована ли в ней возможность выделять акциз. Если да, то тут же предоставлять в ЦСО свои кассовые аппараты для обновления их внутреннего ПО. Если это вовремя не сделать, то из-за отсутствия в чеке хотя бы одного из обязательных реквизитов такой документ не будет приниматься как расчетный ( п. 3 разд. І Положения № 13).

Обратите внимание: п. 2 разд. II Положения № 13 обязывает в том же порядке, что и акцизный налог, выделять в чеке другие налоги. О каких налогах тут идет речь? Прежде всего можно вспомнить «мобильный» пенсионный сбор и туристический сбор — налоговики их всегда хотели видеть в чеке РРО отдельной строкой. Но действительно ли о них говорит эта норма (и только ли о них), мы утверждать не беремся. Ведь как ни крути, но это все-таки не налоги (хотя взимание, скажем, туристического сбора и урегулировано НКУ).

В любом случае послабление п. 5 приказа № 13, о котором мы упоминали выше, распространяется, кроме акцизного налога, и на эти самые «другие налоги». Таким образом, пока производители РРО не выпустят новую версию ПО, беспокоиться нечего — неотражение других налогов в чеке все это время остается нештрафоопасным.

вывод документа


Положение № 13 иначе, чем прежде, урегулировало форму чека в тех случаях, когда расчеты проводятся с использованием платежных карточек

Отныне в случае применения при проведении расчетов с использованием платежной карточки через платежный терминал, соединенный или объединенный с РРО, кассовый чек должен дополнительно содержать обязательные реквизиты, перечень которых приведен в п. 6 разд. II Положения № 13.

Надо сказать, что особой новости в этом нет — и раньше если вы принимали платежные карточки, то в кассовом чеке при таком расчете требовалось печатать несколько дополнительных реквизитов. Теперь же их перечень существенно расширился, а те, что были прежде, немного видоизменились. Поэтому есть смысл обратиться в ЦСО и привести с его помощью форму чека к новым требованиям.

вывод документа


Названия товаров (услуг) в фискальном чеке ПТКС — дополнительный (но не обязательный!) реквизит чека

Вопросы, связанные с фискализацией программно-технических комплексов самообслуживания (ПТКС) с 01.01.2016 г., мы обсуждали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 65, с. 24. Первый из них — отсутствие формы фискального чека ПТКС — с появлением Положения № 13 уже решен (см. приложение 5). Но он-то как раз самый простой.

Второй вопрос — указывать или нет в таком чеке перечень товаров, за которые осуществляется перевод денежных средств через ПТКС — тоже как будто решен. По крайней мере, на бумаге. Как следует из п. 2 разд. VI Положения № 13, названия товаров (услуг) — дополнительный (!) реквизит чека ПТКС. Применяется он, если перевод предназначен для оплаты приобретаемых товаров (услуг), а также если это предусмотрено правилами (регламентом) получателя средств. В таком случае обеспечивается печать в разделе названия товаров (услуг) всего перечня товаров (услуг) и их стоимости.

Таким образом, если покупатель оплачивает через ПТКС товары, заказанные у продавца по счету (договору, спецификации к нему), то вроде как в чеке они должны быть. Но обязательно ли, если такой реквизит — дополнительный? И возможно ли это технически? Ведь финучреждение, осуществляющее перевод, не знает и не может знать такой информации. Увы, но Положение № 13 об этом умалчивает.

Кроме того, осталось непонято, как реализовать режим предварительного программирования товаров в ПТКС. Да и есть ли вообще хоть одно такое фискализированное (т. е. внесенное в Госрестр РРО) устройство? Как видите, вопросов стало еще больше. Поглядим, смогут ли их разрулить налоговики в своих разъяснениях…

Теги РРО
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше