Темы статей
Выбрать темы

Как предпринимателю на общей системе учесть расходы

Хмелевская Оксана, налоговый эксперт
Для ФЛП-общесистемщика очень важно правильно определить состав расходов и отразить их суммы в учете. О том, каким затратам повезло повлиять на сумму чистого дохода, а каким — нет, вы узнаете в этой статье.

Общие принципы учета расходов

Начнем с основных правил учета расходов для ФЛП-общесистемщиков. Расходы должны быть:

1) связаны с хозяйственной деятельностью ( п. 177.2 НКУ);

2) фактически понесены, т. е. оплачены (отражаем по кассовому методу);

3) документально подтверждены ( п. 177.2 НКУ);

4) непосредственно связаны с доходом ( п. 177.4 НКУ).

Все остальные платежи не уменьшают налогооблагаемый доход предпринимателя. Но оставим пока в стороне то, чему нет места в расходах, и поговорим о платежах, которые их формируют.

Состав расходов ФЛП-общесистемщика

Перечень платежей предпринимателя, которые могут уменьшить его налогооблагаемый доход, приведен в пп. 177.4.1 — 177.4.4 НКУ. Каждый из этих подпунктов объединяет в себе определенный «набор» расходов. Далее расскажем о каждом из них.

Подпункт 177.4.1 НКУ дает право предпринимателям, занимающимся торговлей, отразить в расходах закупочную стоимость товаров, приобретенных для реализации. Производственникам — стоимость сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, которые войдут в себестоимость его продукции. То же самое касается подрядчиков или исполнителей.

Кроме того, в расходах можно отразить стоимость топлива и электроэнергии, строительных материалов, запасных частей, тары и тарных материалов, вспомогательных и прочих материалов, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов (продукция, товар и т. п.).

Как и ранее, учесть их (записать в графе 6 Книги учета доходов и расходов, далее — Книга УДР) вы сможете только после того, как будет получен доход от реализации готовой продукции, товаров, работ, услуг. Прямая связь понесенных расходов с полученным доходом должна быть налицо.

Пример. 03.03.2016 г. предприниматель купил партию товара за 1000 грн. (оплатил поставщику). А 18.03.2016 г. этот товар был продан (получена оплата от покупателя) за 2000 грн. На какую дату отражать расходы на покупку товара?

Ответ прост: на 18.03.2016 г. Ведь такие

расходы можно записать в Книгу УДР только после того, как будет получен связанный с ними доход

А раз доход поступил 18 марта, значит, и запись о расходах в графе 6 Книги УДР (1000 грн.) должна появиться 18.03.2016 г.

Предположим, вы получили предоплату от покупателя (отразили ее сумму в доходах) и только потом закупили нужный ему товар у поставщика (например, при торговле под заказ). Можно ли в таком случае включить в расходы авансовые платежи, не дожидаясь, пока товар фактически поступит? Да, ведь главное правило такое: «расходы отражаем на момент получения дохода», по кассовому методу.

То же самое в ситуации, когда предприниматель оплатил товары поставщику и сразу же договорился об их продаже (получил оплату за них от своего покупателя). Уплаченный аванс можно записать в расходы. При этом не важно, что физически товары пока что лежат на складе у первоначального поставщика.

Кроме того, если вы оплатили товары (работы, услуги) в прошлом году, а доход от их реализации поступил в текущем, то вы не теряете право отнести их стоимость на расходы (консультация в категории 104.05 БЗ).

Обратите внимание! Не включается в расходы ФЛП на общей системе стоимость приобретенной недвижимости и/или транспортных средств, т. е. имущества, на которое право собственности оформляют на физлицо, а не на ФЛП.

Подпункт 177.4.2 НКУ главный по расходам на оплату труда. Он дает право включить в состав предпринимательских расходов суммы основной и дополнительной заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат, которые выплачиваются (предоставляются) наемным работникам в связи с отношениями трудового найма. Кроме того, в расходы можно включить оплату первых пяти дней временной нетрудоспособности работников за счет ФЛП.

Также в расходах найдется место выплаченным вознаграждениям за выполненные работы (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам, любым другим оплатам в денежной или натуральной форме, установленным по договоренности сторон.

Важно! Нет места в предпринимательских расходах суммам материальной помощи, которая освобождена от налогообложения в соответствии с разд. IV НКУ. Не попадут в расходы суммы пособия в связи с временной нетрудоспособностью, в том числе и в связи с беременностью и родами, которые выплачиваются за счет средств фонда соцстраха.

Расходы на оплату труда наемных работников отражайте в графе 7 Книги УДР в день выплаты (в «грязной» (начисленной) сумме).

Подпункт 177.4.3 НКУ позволяет включить в расходы суммы ЕСВ (по ставке 22 %), начисленного на зарплату работников (в графе 7 Книги УДР), а также ЕСВ, уплаченный предпринимателем «за себя», т. е. с чистого дохода по итогам года (в графу 8 Книги УДР). Отражают такие расходы в день уплаты ЕСВ.

Суммы НДФЛ и ВС, удержанных с зарплаты работников, отдельно в расходы не включают, так как они уже попали в расходы в составе «грязной» зарплаты

Кроме того, не попадает в расходы НДФЛ «за себя» (авансовые платежи и окончательный расчет по итогам года), а также военный сбор.

А вот суммам уплаченных налогов, сборов (кроме, конечно, суммы ЕСВ) и расходам, понесенным в связи с приобретением лицензий, других специальных разрешений, выданных госорганами для осуществления хоздеятельности, места в предпринимательских расходах нет (см. разъяснение в подкатегории 104.05 БЗ).

Важно! У плательщиков НДС суммы «входного» НДС не включаются в расходы ( п. 177.3 НКУ). Тем не менее они при соблюдении требований НКУ формируют налоговый кредит и тем самым уменьшают сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

Нельзя отнести в расходы суммы акцизного налога, включенного в стоимость приобретенных товаров или других материальных ценностей (см. консультацию в категории 104.05 БЗ).

Расходный п.п. 177.4.4 НКУ включил в себя прочие административные, общепроизводственные, сбытовые расходы предпринимателя.

В этот список попадают расходы на:

1) командировки работников (при документальном подтверждении). Причем без каких-либо ограничений по видам и сумме суточных. Правда, не забудьте о лимитах на включение сумм суточных в необлагаемый доход работников для НДФЛ и военного сбора (275,60 грн. — по Украине, 1033,50 грн. — за границей).

О расходах ФЛП на собственные деловые поездки/командировки в НКУ умолчали. Налоговики также хватаются за этот пробел и говорят, что права на расходы у ФЛП на общей системе по суммам средств, потраченным в личной командировке, нет (консультация в подкатегории 104.05 БЗ). Но из этой непростой ситуации есть выход. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 43, с. 40;

2) услуги связи. К таким услугам относят почту, телеграф, телефон, телефакс, мобильную связь и Интернет;

3) рекламу;

4) оплату расчетно-кассового обслуживания;

5) оплату аренды. Очевидно, что такая возможность предусмотрена при аренде как транспорта, так и недвижимости;

6) ремонт и эксплуатацию имущества, используемого в хозяйственной деятельности. По этой статье в расходах окажутся суммы на оплату счетов за коммунальные услуги. А вот для расходов на страхование имущества, используемого в хоздеятельности, или его охрану зажгли красный свет (консультации в категории 104.05 БЗ). Кроме того, ФЛП не могут уменьшать выручку на суммы амортизации основных средств и нематериальных активов;

7) транспортировку готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и прочие услуги, связанные с ней;

8) стоимость приобретенных у ФЛП и юрлиц услуг, которые прямо связаны с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг.

Обратите внимание! В расходах может оказаться стоимость канцелярского оборудования и прочих малоценных необоротных материальных активов (консультации в категории 104.05 БЗ).

Учтите: в ГФСУ считают, что предприниматели не могут относить в расходы суммы арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности, так как это обязательный (налоговый) платеж (письмо от 21.04.2015 г. № 3701/М/99-99-17-02-02-14). Правда, в отличие от налоговиков, Комитет ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики придерживается иного мнения. Он сделал ставку на арендную природу платы за государственную (коммунальную) землю и не видит помех для ее включения в расходы (письмо от 10.11.2015 г. № 04-27/10-1784).

Авансовые оплаты за услуги, в том числе за аренду, попадут в расходы, в графу 8 Книги УДР, после того как они будут понесены

Дело в том, что это косвенные расходы, которые нельзя связать с конкретными единицами реализованного товара или объемами предоставленных услуг.

Важно! Все расходы должны быть подтверждены документально. Какие документы подтверждают понесенные расходы, в том числе при покупках через сеть Интернет? Платежное поручение, приходный кассовый ордер, квитанция, фискальный чек, акт закупки (выполненных работ, предоставленных услуг), распечатка о движении средств от банковского учреждения с указанием данных контрагентов и стоимости товаров (работ, услуг), кассовый чек и другие документы, подтверждающие факт оплаты товаров, работ, услуг (разъяснение в категории 104.05 БЗ).

Обратите внимание: первичные документы должны иметь следующие обязательные реквизиты:

— название документа (формы);

— дату и место составления;

— название предприятия (ФЛП), от имени которого составлен документ;

— содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

— должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

выводы

  • Расходы предпринимателей должны быть оплачены, подтверждены документально, связаны с хоздеятельностью.
  • При формировании расходов предпринимателю следует руководствоваться п. 177.4 НКУ.
  • Предприниматель может отразить в составе расходов сумму ЕСВ, уплаченного «за себя». А вот НДФЛ и ВС «за себя» в расходах места нет.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше