Темы статей
Выбрать темы

Регистрация плательщиком сельхозЕН: «выкрутасы» налоговиков

Бобро Анатолий, налоговый эксперт
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы
Иль надо оказать сопротивленье?..
В. Шекспир, «Гамлет»
Этот отрывок из монолога Гамлета вспомнился нам в связи с тем, что отдельным сельхозпредприятиям «благодаря» контролерам из ГФСУ придется рассуждать над сакраментальным «быть или не быть». То есть после подачи сельхозпредприятиями деклараций сельхозЕН придется защищать свое право на применение такого вида налогообложения. Рассмотрим самые распространенные причины, по которым налоговики безосновательно не регистрируют их плательщиками этого налога.

Таких причин две:

1) задолженность по уплате ЕСВ;

2) неполное аккумулирование спецрежимного НДС на счете сельхозпредприятия.

И в первом, и во втором случае местные налоговики не желают регистрировать сельхозпредприятие плательщиком ЕН группы 4. Свою позицию они мотивируют п.п. 291.51.3 НКУ, которым установлено, что

плательщиками ЕН четвертой группы не могут быть субъекты хозяйствования, по состоянию на 1 января базового (отчетного) года имеющие налоговый долг

Исключение из этого общего правила касается безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Сразу скажем: мы категорически не соглашаемся с позицией «местных». Наша аргументация далее.

ЕСВ — не налоговый долг!

Почему? А вот смотрите.

Налоговый долг — это сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного плательщиком налогов в установленный НКУ срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства ( п.п. 14.1.175 НКУ).

В свою очередь, денежное обязательство плательщика налогов — сумма средств, которую плательщик налогов должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию, взимаемую с плательщика налогов в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности ( п.п. 14.1.39 НКУ).

Значение, в котором употребляется понятие «налоговое обязательство», регламентировано п.п. 14.1.156 НКУ. Это, в частности, сумма средств, которую плательщик налогов, в том числе налоговый агент, должен уплатить в соответствующий бюджет как налог или сбор на основании, в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством.

Таким образом, не уплаченное в срок обязательство по определенному налогу или сбору может быть налоговым долгом при совокупности таких условий:

— средства должны уплачиваться в бюджет;

— платежи должны быть определены на основании, в порядке и проведены в сроки, определенные налоговым законодательством. А точнее — НКУ.

Ни одно из указанных условий (не говоря уже об их совокупности) не может быть притянуто к ЕСВ. Ведь правовые и организационные принципы обеспечения сбора и учета ЕСВ, условия и порядок его начисления, уплаты и полномочия органа, осуществляющего его сбор и ведение учета, определены не НКУ, а Законом № 2464*.

* Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Уплата ЕСВ осуществляется на счета органов доходов и сборов, открытые в Госказначействе ( абзац первый ч. 5 ст. 9 Закона № 2464), однако средства ЕСВ не относятся к бюджетным.

В то же время отметим, что сумма ЕСВ, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в сроки, установленные данным Законом, исчисленная органом доходов и сборов в случаях, предусмотренных данным Законом, является недоимкой ( п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464).

Аналогичное мнение выражают и налоговики (см. подкатегорию 134.01 БЗ). О разграничении налоговых и ЕСВ-платежей идет речь также в подкатегории 135.04 БЗ. В ней налоговики отказываются направить ошибочно и/или излишне уплаченные суммы денежных обязательств по налогам и сборам в счет погашения долга по уплате ЕСВ, поскольку

ЕСВ не входит в систему налогообложения и не относится к источнику наполнения доходной части государственного и местных бюджетов

То, что налоговый долг и недоимка — понятия разные, наблюдаем и в консультации подкатегории 136.12 БЗ.

Однако, к сожалению, можно встретить и отождествление налоговиками таких понятий. Так, в письме № 9016** ГФСУ со ссылкой на п.п. 291.51.3 НКУ отмечает, в частности, что не могут быть плательщиками ЕН четвертой группы субъекты хозяйствования, которые по состоянию на 1 января базового (отчетного) года имеют налоговый долг (недоимку). Аналогично говорится также в письмах ГФСУ от 30.12.2015 г. № 47854/7/99-99-15-03-01-17 и от 14.02.2015 г. № 4968/7/99-99-15-03-01-17.

** Письмо ГФСУ от 28.09.2015 г. № 9016/П/99-99-15-03-01-14.

Конечно, здесь не обошлось без, мягко говоря, фантазий налоговиков. Еще раз повторяем: ни единого упоминания о недоимке в п.п. 291.51.3 НКУ нет (!)
С произвольным переводом кодексной нормы соглашаться никак нельзя. Иначе фискалы снова заведут фальшивую «песню» о запрете сельхозЕН из-за ЕСВ-задолженности.

СельхозНДС — не препятствие

Позицию налоговиков касательно ситуации с неполным аккумулированием сельхозНДС можно охарактеризовать как попытку выдать желаемое за действительное. Конечно, тон поведения для подчиненных задает уже указанное письмо № 9016. В нем ГФСУ утверждает, что не перечисленная с текущего счета на спецсчет сумма налогового обязательства по НДС в соответствии с п.п. 14.1.175 НКУ является налоговым долгом и основанием для отказа в переходе на упрощенку или в подтверждении статуса плательщика ЕН четвертой группы.

И это при том, что в мотивирующей части этого же письма № 9016 фискалы отмечают: сумма НДС, начисленная сельхозпредприятием на стоимость поставленных им сельхозтоваров/услуг, не подлежит уплате в бюджет. То есть вопреки здравому смыслу налоговики сами себе противоречат. Не повторяя приведенные ранее определения понятия «налоговый долг», «денежное обязательство», «налоговое обязательство», еще раз акцентируем, что к сумме сельхозНДС «лепить» их некстати. Ведь спецрежимные средства уплачиваются не в бюджет.

Таким образом, из буквального толкования пп. 14.1.175, 14.1.39 и 14.1.156 НКУ следует, что при отсутствии условия бюджетного направления своевременно не аккумулированные суммы НДС априори никогда нельзя назвать налоговым долгом. Это главное. Без этого, по нашему убеждению, мало считать их препятствием для получения/подтверждения статуса плательщика сельхозЕН, мотивируя только тем, что спецрежимные НДС-платежи определяются на основании, в порядке и проводятся в сроки, определенные налоговым законодательством.

Что досадно: фискальное мнение налоговиков искусственно сужает круг плательщиков сельхозЕН. И все же советуем не опускать руки (взгляните на эпиграф).

Для обращения в суд за защитой права на сельхозЕН вам предварительно следует получить от налоговиков письменный мотивированный отказ в регистрации таким плательщиком. Помните: только письменный отказ может быть обжалован вами в установленном порядке (п. 299.5 НКУ). Для получения ответа контролеров необходимо подать им соответствующее заявление (см. БЗ 108.02.06).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше