Темы статей
Выбрать темы

Исполнительное производство по-новому: что день грядущий нам готовит?

Амброзяк Наталья, юрист
5 октября 2016 года вступил в силу новый Закон об исполнительном производстве*. На что следует обратить внимание? О самом интересном сейчас расскажем.

* Закон Украины «Об исполнительном производстве» от 02.06.2016 г. № 1404-VIII.

Добровольно-принудительно

Первое и самое резонансное — исключение срока для добровольного исполнения после открытия исполнительного производства.

Остались в прошлом времена, когда исполнитель выносил постановление об открытии производства, в котором оповещал о возможности добровольного исполнения судебного решения в определенный срок (не более 7 дней). Согласно новой редакции Закона об исполнительном производстве

с вынесением постановления начинается исполнение решения в принудительном порядке

В таком случае должник автоматически «попадает» как минимум на исполнительный сбор, который благополучно увеличит сумму его бремени. Правда, размер сбора теперь определяется несколько по-иному. Он составляет 10 % от суммы, которая фактически была взыскана с должника, или от стоимости имущества, переданного взыскателю.

Технически у должника будет время добровольно выполнить решение суда, чтобы избежать уплаты исполнительного сбора и затрат на производство. А именно: время от момента вступления в законную силу (принятия) решения до вынесения того самого постановления об открытии исполнительного производства. При этом для освобождения от сбора на момент открытия производства частичное исполнение решения суда «не катит». ☺ Только в полном объеме (ч. 9 ст. 27 Закона об исполнительном производстве).

Собственно говоря, все зависит от того, насколько быстро выдадут взыскателю исполнительные документы на руки и с какой скоростью он будет бежать до ближайшего исполнителя. ☺

К слову,

срок для предъявления исполнительных документов к принудительному исполнению увеличили с одного до трех лет

Напомним: этот срок исчисляется с момента вступления в законную силу (принятия по некоторым категориям дел) решения суда.

Исполнять решения нынче дорого, господа

Затормозить взыскателя может необходимость уплаты авансового взноса на исполнительное производство. Это обязательное условие для его открытия. Для имущественных требований цена вопроса — 2 % от суммы, которая подлежит взысканию, но не более чем 10 минимальных заработных плат (МЗП). Для неимущественных требований — одна МЗП для физлиц и две МЗП для юрлиц.

«За кадром» остается вопрос, какой размер МЗП использовать: по состоянию на 1 января года, в котором платим, или текущую МЗП. Скорее всего, здесь рассчитываем размер аванса исходя из размера МЗП на момент уплаты этого взноса. В качестве примера можно вспомнить другие нормативные акты, где таким же образом, т. е. без привязки к «первоянварской» МЗП, упоминается способ расчета какой-либо выплаты (например, размер минимального страхового взноса по ЕСВ).

Идем дальше. Освобождаются от внесения авансового взноса взыскатели по следующим категориям дел:

(1) о взыскании зарплаты, восстановлении на работе и тех, которые возникают из других трудовых правоотношений;

(2) обо всем, что касается пенсионных, социальных выплат (в том числе детям войны), соцуслуг, помощи, защиты, льгот;

(3) о возмещении ущерба, причиненного увечьем или иным ущербом здоровью, а также смертью;

(4) об алиментах;

(5) о взыскании имущественного и/или морального вреда, причиненного вследствие уголовного преступления.

Также от авансового взноса освобождаются госорганы, инвалиды войны, инвалиды I и II групп, законные представители детей-инвалидов и недееспособных инвалидов I и II групп, граждан, относящихся к 1 и 2 категориям чернобыльцев (ч. 2 ст. 26 Закона об исполнительном производстве).

Самостоятельно — дешевле

Еще одно новшество Закона об исполнительном производстве (см. ст. 7) — взыскатель может самостоятельно направить исполнительный документ работодателю должника — «виновника торжества». Правда, это касается только периодических платежей. Выгода как для взыскателя, так и для должника очевидна. В данном случае исполнение решения суда не является принудительным. Таким образом, взыскатель избавляется от необходимости делать авансовый взнос, а должник уплатит только основную сумму долга, без исполнительного сбора и затрат на исполнительное производство. Достаточно направить на предприятие исполнительный документ и заявление, с указанием реквизитов банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, и Ф. И. О. взыскателя плюс реквизиты документа, удостоверяющего его личность.

При наличии задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей или возражения должника против ее объема взыскатель может предъявить исполнительный документ для принудительного исполнения

Об этом идет речь в ч. 3 ст. 7 Закона об исполнительном производстве.

Единый реестр должников (ЕРД)

Это новшество вступит в силу лишь с 5 января 2017 года, но на его нюансы уже следует обратить пристальное внимание. Предупрежден — значит вооружен!

Ст. 9 Закона об исполнительном производстве налагает дополнительные обязанности на нотариуса, регистраторов и органы, регистрирующие имущество, в случае если должник внесен в ЕРД и отсутствует арест исполнителя на средства или имущество должника. А именно: отказывать в совершении регистрационных действий. Кроме того, в день обращения должника эти субъекты обязаны сообщить указанной в ЕРД госисполнительной службе или частному исполнителю об имуществе, за отчуждением которого он обратился. В свою очередь, исполнитель при получении такого сообщения обязан принять решение о наложении ареста на имущество в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, и направить соответствующее постановление нотариусу, органам, регистрирующим имущество.

Если с момента внесения в ЕРД до применения ареста, о котором мы говорили выше, должнику все-таки удастся заключить сделку по поводу такого имущества, что привело к невозможности удовлетворения требований взыскателя за счет такого имущества — это станет основанием для признания такой сделки недействительной ( ч. 4 ст. 9 Закона № 1404-VIII).

Информация о должнике в ЕРД включается одновременно с вынесением постановления об открытии исполнительного производства. Таким образом,

если в отношении вас открыто исполнительное производство, то провести какую-либо сделку, которая требует госрегистрации или участия нотариуса, будет затруднительно

Если не сказать - невозможно.

И да! Реестр будет в широком доступе на сайте Минюста.

Частные исполнители

Еще одним «подарком» Закона об исполнительном производстве является появление частных исполнителей. При этом получается интересная ситуация. С одной стороны, уже действует Закон Украины «Об органах и лицах, выполняющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» от 02.06.2016 г. № 1403-VIII (далее — Закон № 1403-VIII). С другой стороны, нормы Закона об исполнительном производстве, касающиеся частных исполнителей, вступят в силу только с 5 января 2017 года. То есть, по сути, полноценно действовать такие субъекты пока не могут. Но это только пока...

В случае привлечения частного исполнителя сбор с должника не взимается. Казалось бы, преимущество! Но не стоит торопиться с выводами. Вместо этого придется компенсировать вознаграждение «частника». Не говоря уже о ставших традиционными суммах — авансовом взносе и затратах на исполнительное производство, не покрытых авансированием. Вознаграждение состоит из основного и дополнительного. Основное вознаграждение взыскивают с должника**. Оно устанавливается в виде: (1) фиксированной суммы (для решений неимущественного характера) и/или (2) процента от суммы, подлежащей взысканию, или стоимости имущества, которое подлежит передаче по исполнительному документу (ст. 31 Закона № 1403).

** См. постановление КМУ от 08.09.2016 г. № 643.

Работать частные исполнители будут по округам. Округа совпадают с границами областей, АРК, а также гг. Киева и Севастополя. Правда, и принимать дела они будут на основании положений о подведомственности, предусмотренных Законом об исполнительном производстве. Так, согласно ч. 2

ст. 24 частный исполнитель принимает к исполнению исполнительные документы по месту проживания (местонахождению — для юрлиц) должника или по месту нахождения имущества. Исполнительные действия в рамках производства, открытого «частником» в исполнительном округе, он может выполнять по всей территории Украины.

Преимущество в том, что количество частных исполнителей в одном округе пока ничем не ограничивается. Хочется верить, что чем больше исполнителей, тем более эффективным и оперативным будет исполнение решений.

Следует отметить, что «частники» смогут браться далеко не за все дела. Ч. 2 ст. 5 Закона об исполнительном производстве предусматривает ограничения по категориям решений. Так, они не смогут исполнять, в частности, решения:

(1) об отбирании и передаче ребенка, установлении свиданий или устранении помех в свидании с ним;

(2) в которых должником являются госорганы, госпредприятия;

(3) в которых взыскателем являются государство, госорганы;

(4) по поводу гос- или коммунального имущества;

(5) о выселении/вселении физлиц;

(6) о конфискации имущества.

Этими категориями перечень не ограничивается.

Кроме того, для частного исполнителя предусматриваются дополнительные основания для возврата исполнительного документа без принятия к исполнению:

1) если на момент подачи взыскателем заявления о принудительном исполнении решения количество дел о взыскании периодических платежей, зарплаты, задолженности физлиц по оплате жилищно-коммунальных услуг, восстановлении на работе превышает 20 % от общего количества исполнительных документов, которые находятся на исполнении частного исполнителя;

2) в иных случаях, предусмотренных законом.

Благо, законотворцы сжалились над несчастным взыскателем и предусмотрели его право оспорить решение о возврате исполнительного документа и направить последний другому частному исполнителю или органу госисполнительной службы.

Также по заявлению взыскателя исполнительный документ может быть передан от одного частного исполнителя другому/соответствующему органу госисполнительной службы или от органа госисполнительной службы — «частнику». Порядок данной процедуры определяет Минюст.

Какая еще декларация?!

Кроме всего прочего, введена дополнительная обязанность для должника подавать декларацию о доходах и имуществе (как для физических, так и для юридических лиц). Она направляется исполнителю в течение пяти рабочих дней со дня открытия исполнительного производства. Об этом заботливо должен напомнить последний в постановлении об открытии производства. Не забыли законодатели, естественно, пригрозить должнику ответственностью. Форма декларации утверждена приказом Минюста от 29.09.2016 г. № 2832/5 (приложения № 1, № 2).

Восстановление на работе

Как и раньше, такие решения подлежат немедленному исполнению. Но Закон об исполнительном производстве (ст. 65) все же устанавливает кое-какие особенности.

После вынесения постановления об открытии исполнительного производства исполнитель не позднее третьего рабочего дня проверяет выполнение решения должником.

Решение о восстановлении на работе считается выполненным со дня издания соответствующего приказа (распоряжения) и внесения записи в трудовую книжку взыскателя (ч. 2 ст. 65 Закона об исполнительном производстве)

В случае невыполнения в этот срок решения без уважительных причин исполнитель штрафует должника, дает три дня на выполнение решения и предупреждает об уголовной ответственности. Если и на следующий день после истечения срока, указанного выше, должник не восстановит на работе взыскателя — исполнитель направляет органу досудебного расследования сообщение о совершении должником уголовного преступления и закрывает исполнительное производство.

Ответственность

Санкции за нарушение законодательства в сфере исполнительного производства солидно «поправились». Ст. 75 Закона об исполнительном производстве предусматривает за неисполнение без уважительных причин в установленный исполнителем срок его решения и решения о восстановлении на работе штраф:

— на должника — физическое лицо — в размере 1700 грн.;

— на должностных лиц — 3400 грн.;

— на должника — юридическое лицо — 5100 грн.

Для сравнения: санкции за это правонарушение составляли: для физлиц — 170 грн. — 340 грн., для должностных лиц — 340 грн. — 680 грн., для юрлиц — 680 грн. — 1020 грн.

В случае повторного неисполнения решения должником без уважительных причин исполнитель в том же порядке налагает на него штраф в двойном размере и обращается в органы досудебного расследования с сообщением о совершении уголовного преступления.

Ст. 76 Закона об исполнительном производстве отсылает нас к КоАП и УК. В частности, ст. 18813 КоАП предполагает ответственность за:

— невыполнение требований частного/госисполнителя об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве;

— несвоевременную подачу или неподачу отчетов об отчислении зарплаты и иных доходов должника, неподачу или подачу недостоверных данных о доходах и имущественном состоянии должника, неподачу по требованию исполнителя декларации о доходах и имуществе (по Закону об исполнительном производстве) или указание в ней неправдивых сведений;

— несообщение должником о смене места проживания (местонахождения, места работы, получения доходов); неявку по вызову частного/госисполнителя.

В таком случае штраф составляет 850 грн. — 1700 грн. Ранее — 340 грн. — 1190 грн.

Ст. 18813 КоАП в части деятельности частных исполнителей вступает в силу с 5 января 2017 года.

В свою очередь, УК, как и прежде, встречает нас целой плеядой статей, которые так или иначе связаны с исполнительным производством. Среди них неисполнение судебного решения ( ст. 382), незаконные действия относительно имущества, к которому применен арест, имущества в залоге или имущества, которое описано или подлежит конфискации ( ст. 388), уклонение от уплаты алиментов ( ст. 164).

Санкции УК предлагает разнообразные. Например, ч. 1 ст. 382 УК (умышленное неисполнение или уклонение от исполнения судебного решения) предполагает штраф от 500 до 1000 нмдг (8500 грн. — 17000 грн.) или лишение свободы сроком до трех лет.

В целом, изменения процедуры исполнительного производства, как видите, достаточно глобальные. Но как сложится практика применения нового Закона об исполнительном производстве, в наших реалиях спрогнозировать сложно. В любом случае, по мере возникновения каких-либо проблем будем решать их с вами сообща.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше