В форме № 1ДФ ошибка в налоговом номере физлица

Ушакова Лилия, эксперт по вопросам оплаты труда
Суть спора
Она знакома многим работодателям. При заполнении Налогового расчета по форме № 1ДФ налоговый агент неверно указал налоговый номер* работника. Ошибка была выявлена после окончания предельного срока подачи формы № 1ДФ и исправлена через уточняющий Налоговый расчет.
По выявленному факту подачи формы № 1ДФ с недостоверными сведениями и ошибками налоговый орган направил налоговому агенту уведомление-решение на сумму 1020,00 грн. — штрафные (финансовые) санкции по НДФЛ.
Не соглашаясь с принятым контролерами уведомлением-решением, налоговый агент обжаловал его в суде.

* Идентификационный номер или регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов — физлица.

Позиция налоговиков

Позиция налоговиков базируется на положениях п. 119 НКУ. Он дает право контролерам привлекать к финансовой ответственности плательщика налога за подачу формы № 1ДФ с недостоверными сведениями или с ошибками, если такие недостоверные сведения или ошибки привели к:

— уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств плательщика налога;

и/или

— изменению налогоплательщика.

Исправление ошибки в налоговом номере как раз влечет за собой изменение плательщика налога.

Решение дела судом

Суды всех трех инстанций поддержали налогового агента. По их мнению, налоговики имеют право налагать штраф по п. 119.2 НКУ за предоставление с недостоверными сведениями или с ошибками Налогового расчета по форме № 1ДФ только в случае, когда такие ошибки или недостоверные сведения привели к занижению налоговых обязательств по такому налогу.

Мнение редакции

Для начала давайте разберемся, почему же налоговые органы и суды в рассматриваемой здесь ситуации пришли к разным выводам.

Пунктом 119.2 НКУ предусмотрен штраф в размере 510 грн. (а за повторное нарушение в течение года — 1020 грн.) за целый ряд нарушений, связанных с Налоговым расчетом по форме № 1ДФ. Это:

— непредоставление формы № 1ДФ;

— предоставление формы № 1ДФ с нарушением установленных сроков;

— предоставление формы № 1ДФ не в полном объеме;

— предоставление Налогового расчета по форме № 1ДФ с недостоверными сведениями либо с ошибками при условии, что такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств плательщика налога и/или изменению плательщика налога.

Причем штрафы по п. 119.2 НКУ не должны применяться налоговиками, если недостоверные сведения или ошибки в Налоговом расчете по форме № 1ДФ были выявлены налоговым агентом при проведении перерасчета по п. 169.4 НКУ и исправлены через уточняющий расчет.

Исправление ошибки, допущенной в форме № 1ДФ в регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов — физлица (идентификационном номере), прокравшейся в форму № 1ДФ, ведет к изменению плательщика налога. Причем такая ошибка не может быть выявлена при проведении перерасчета по НДФЛ. Ведь при перерасчете налоговый агент перепроверяет правильность удержания сумм НДФЛ, а не правильность отражения налоговых номеров плательщиков налога.

На этом основании налоговики делают следующий вывод (см. также разъяснение в категории 103.26 БЗ). Если налоговый агент подает уточняющий Налоговый расчет по форме № 1ДФ, чтобы внести изменения в налоговый номер наемного работника, то на такого налогового агента налагается штраф в размере 510 (1020) гривень.

А что же суды? Разобраться с рассматриваемым здесь решением ВАСУ нам поможет еще одно определение, вынесенное им 27.10.2014 г. по делу № 826/10931/13-а*. В нем более четко прослеживается логика рассуждений суда. Построена она на анализе ст. 109 НКУ. В этой статье дано определение налогового правонарушения. Им считаются, в частности, противоправные деяния (действие или бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов и/или их должностных лиц. То есть

* http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/41210479.

налоговое правонарушение — это деяние, которое посягает на важные для государства общественные отношения

Налоговый агент с помощью уточняющей формы № 1ДФ исправил ошибку, допущенную в налоговом номере плательщика налога. Причем в результате таких действий сумма налогового обязательства не изменилась. Ведь налоговое обязательство не было занижено.

Учитывая это, суд делает вывод: своими действиями налоговый агент не нанес вреда интересам государства, в частности госбюджету. Следовательно, его действия не являются противоправными и не подпадают под определение налогового правонарушения. Итог: налоговый орган безосновательно принял налоговое уведомление-решение о применении к налоговому агенту штрафных санкций, по п. 119.2 НКУ.

Конечно же, решение суда не может не радовать налоговых агентов. Но есть одно «но». Как мы уже с вами выяснили выше, положения п. 119.2 НКУ дают право контролирующим органам применять к предприятиям (предпринимателям) штраф 510 (1020) грн., в случае если они в форме № 1ДФ неверно указали налоговый номер физлица. Ведь его исправление приводит к смене плательщика налога.

Естественно, что таким правом налоговики будут пользоваться. А значит, оспаривать вынесенные ими налоговые решения-постановления придется через суд (причем скорее всего придется пройти через все три «круга» суда — от первой до кассационной инстанции).

Кроме того, не следует сбрасывать со счетов тот факт, что ошибки в налоговых номерах не дают возможности контролирующим органам верно определить состав и размер доходов, начисленных налогоплательщикам. В свою очередь, такие ошибки впоследствии могут привести к потерям бюджетных средств. Например, ошибка налогового агента в налоговом номере не позволит верно определить фактический доход физлица. И вот уже такому физлицу насчитана субсидия, хотя он на нее права не имеет.

Поэтому столь категоричных выводов, какие привел здесь суд, мы бы не делали. Но если вы уже попали в подобную ситуацию, то комментируемое судебное решение может сослужить вам добрую службу.

 

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2016 года г. Киев К/800/984/15

Высший административный суд Украины <...>, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального главного управления Миндоходов <...> на определение Киевского апелляционного административного суда от 16.12.2014 и постановление Окружного административного суда города Киева от 17.09.2014 по делу <...> по иску Публичного акционерного общества «У» к Межрегиональному главному управлению Миндоходов <...> о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений, установил:

Материалами дела установлено, что 29.04.2013 за 1 квартал 2013 года был подан налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (ф. № 1-ДФ), регистрационный номер <...>, с недостоверными сведениями, а именно ошибкой в идентификационном номере физического лица, которая в дальнейшем была исправлена подачей уточняющего расчета 11.07.2013 <...>.

В соответствии с п. 109.1 ст. 109 Налогового кодекса Украины налоговыми правонарушениями являются противоправные деяния (действия или бездействие) плательщиков налогов, налоговых агентов и/или их должностных лиц, а также должностных лиц контролирующих органов, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных данным Кодексом и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Согласно пп. 111.1, 111.2 ст. 111 НК Украины за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются следующие виды юридической ответственности: финансовая; административная, уголовная. Финансовая ответственность за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства устанавливается и применяется согласно данному Кодексу и другим законам. Финансовая ответственность применяется в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени.

Неподача, подача с нарушением установленных сроков, подача не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, суммах удержанного с них налога, если такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств плательщика налога и/или к изменению плательщика налога — влекут за собой наложение штрафа в размере 510 гривень. Те же действия, совершенные плательщиком налогов, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, — влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 гривень.

Таким образом, из системного анализа указанных норм видно, что наложение штрафа за подачу с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, суммах удержанного с них налога возможно в случае, когда такие ошибки или недостоверные сведения привели к занижению налоговых обязательств по такому налогу.

В то же время доказательства о факте занижения ПАО «У» налоговых обязательств по налогу с доходов физических лиц при рассмотрении дела налоговым органом не предоставлены, а следовательно, не доказан факт нарушения истцом п. 119.2 ст. 119 НК Украины.

Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу о беспочвенности принятия ответчиком налоговых уведомлений-решений <...>.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше