Темы статей
Выбрать темы

«Чернобыльский» отпуск и отпуск участникам боевых действий: комбинировать нельзя! Пока что...

Белевцова Людмила, эксперт по вопросам оплаты труда
Письмо Минсоцполитики от 18.08.2016 г. № 454/13/116-16

вывод документа


Работник-чернобылец категории 1 или 2, который одновременно является участником боевых действий/инвалидом войны, должен выбрать вид отпуска, которым он желает воспользоваться по основному месту работы в календарном году: «чернобыльский» или «боевой»

img 1

В комментируемом письме речь идет о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска лицам, отнесенным к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы ( п. 22 ч. 1 ст. 20 и п. 1 ч. 1 ст. 21 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII, далее — Закон № 796), и о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска участникам боевых действий/инвалидам войны ( ст. 772 КЗоТ, ст. 162 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, далее — Закон № 504).

В центре внимания вопрос: может ли работник, отнесенный к категории 1 или 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы и одновременно являющийся участником боевых действий/инвалидом войны (при наличии документов, подтверждающих указанные статусы), по основному месту работы воспользоваться «чернобыльским» и «боевым» дополнительными отпусками в течение одного календарного года?

Почеркнем: вопрос актуален только для комбинирования таких отпусков по основному месту работы работника. Дело в том, что по совместительству «чернобыльский» дополнительный отпуск не предоставляется (письмо Минсоцполитики от 18.05.2011 г. № 164/13/116-11). Так что априори работник-чернобылец, являющийся участником боевых действий/инвалидом войны, по совместительству может воспользоваться лишь дополнительным отпуском как участник боевых действий/инвалид войны.

А что же основные работники?

Лицам, отнесенным к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, предоставляется дополнительный отпуск с сохранением зарплаты продолжительностью 14 рабочих дней (16 календарных дней) на год. Этот отпуск определен как компенсация и льгота для работников-чернобыльцев категорий 1 и 2 ( ст. 20 и 21 Закона № 796). Участникам боевых действий, инвалидам войны, статус которых определен Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII (далее — Закон № 3551), предоставляется дополнительный отпуск с сохранением зарплаты продолжительностью 14 календарных дней в год ( ст. 772 КЗоТ, ст. 162 Закона № 504). При этом п. 12 ч. 1 ст. 12 и п. 17 ч. 1 ст. 13 Закона № 3551 указанный отпуск для участников боевых действий и инвалидов войны определен как льгота.

Отметим, что «чернобыльский» дополнительный отпуск и дополнительный отпуск бойцам не являются ежегодными отпусками, а значит, их предоставление привязано к календарному году. Об этом моменте сказано в комментируемом письме.

При этом в рассматриваемом разъяснении Минсоцполитики делает упор на ст. 60 Закона № 796. Озвучим ее. «Лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, которые имеют одновременно право на другие льготы и компенсации, предусмотренные законодательством Украины, предоставляются по их выбору льготы и компенсации в соответствии с одним из законов Украины»*.

* В такой редакции ст. 60 Закона № 796 изложена Законом Украины от 28.12.2014 г. № 76-VIII и действует с 01.01.2015 г.

Как уже было отмечено, «чернобыльский» отпуск определен как компенсация и льгота, а отпуск «бойцам» — как льгота. По мнению Минсоцполитики, указанные льготы являются однотипными. Опираясь на такие моменты и ст. 60 Закона № 796, главное «трудовое» ведомство делает вывод: работник, имеющий статус участника боевых действий (инвалида войны) и одновременно являющийся пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1 или 2, имеет право на дополнительный отпуск с сохранением зарплаты согласно одному из указанных законов ( Закону № 504 или Закону № 796) по его выбору.

Свой выбор работник, к примеру, может озвучить в заявлении о предоставлении одного из указанных отпусков по основному месту работы. Если в течение календарного года работник обратится к работодателю с просьбой о предоставлении другого вида отпуска, то работодатель вправе ему отказать, ссылаясь на ст. 60 Закона № 796. То есть, если в текущем календарном году по основному месту работы работник уже воспользовался «чернобыльским» дополнительным отпуском, то работодатель может не удовлетворять его просьбу о предоставлении дополнительного отпуска как участнику боевых действий или наоборот.

Отдельно отметим, что работодателю выгоднее предоставлять именно «чернобыльский» дополнительный отпуск, поскольку оплата дней такого отпуска работодателю компенсируется из бюджета органами соцзащиты населения (в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 20.09.2005 г. № 936). При этом проблем с такой компенсацией, как правило, не возникает в отличие от компенсации дополнительного отпуска, предусмотренного ст. 162 Закона № 504 (ср. ). Да и работнику, желающему отдохнуть, «чернобыльский» дополнительный отпуск придется по душе, поскольку его продолжительность больше, чем продолжительность дополнительного отпуска как участнику боевых действий/инвалиду войны.

Вот так из-за нормативной преграды работник, являющийся одновременно пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1 или 2 и участником боевых действий/инвалидом войны, по основному месту работы может воспользоваться дополнительным отпуском, соответствующим только одному его статусу. Видимо, законодатели тоже узрели такую несправедливость: почему работник, имеющий оба указанных статуса, должен ущемляться в своем праве на дополнительные отпуска согласно ст. 20 — 21 Закона № 796 и ст. 162 Закона № 504?

Так, появился законопроект (зарегистрирован 12.08.2016 г. под № 5025), которым предполагается устранить указанную несправедливость. Во-первых, законопроект предусматривает исключение упоминания о дополнительном отпуске участникам боевых действий и инвалидам войны из п. 12 ч. 1 ст. 12 и п. 17 ч. 1 ст. 13 Закона № 3551, тем самым выведя такой отпуск из категории льгот. В таком случае ст. 60 Закона № 796 уже не будет распространяться на «боевой» отпуск. Следовательно, работник-чернобылец категории 1 или 2, являющийся участником боевых действий/инвалидом войны, сможет воспользоваться «чернобыльским» и «боевым» дополнительными отпусками. Во-вторых, для решения вопроса о финансировании дополнительного отпуска бойцам законодатели планируют вписать ст. 162 Закона № 504 в ч. 1 ст. 23 этого Закона, тем самым указав, что дополнительный отпуск участникам боевых действий и инвалидам войны оплачивает работодатель за счет средств на оплату труда (без каких-либо дальнейших компенсаций из бюджета).

Подчеркнем, что пока указанный законопроект не приобрел официального статуса, стоит прислушаться к мнению Минсоцполитики, изложенному в комментируемом письме.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше