Жилищная субсидия: изучаем новые правила

В избранном В избранное
Печать
Бондаренко Ксения, эксперт по социальным вопросам
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2017/№ 49
Не так давно закончился отопительный сезон, а мы уже задумываемся о том, как будем платить за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в следующем отопительном периоде. Тем более, что с 1 мая правительство существенно откорректировало порядок предоставления субсидий на оплату ЖКУ. Что нужно знать украинским семьям о «субсидийных» нормативных новшествах? Не спешите листать интернет-страницы — ознакомьтесь со статьей! В ней мы расскажем о процедуре оформления субсидии на оплату ЖКУ с учетом новых правил.

Прежде чем перейти к делу, отметим: порядок предоставления субсидии на оплату ЖКУ по-прежнему регулируется Положением № 848*. Последние изменения в него внесены постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 300, которое вступило в силу 1 мая. Именно на новшествах в механизме оформления и предоставления субсидии, внедренных этим постановлением, мы и сосредоточимся далее.

* Утверждено постановлением КМУ от 21.10.95 г. № 848.

Транспортировка газа: будет ли покрывать субсидия?

Следует отметить, что теперь предусмотрена возможность назначения субсидии и для возмещения расходов на оплату услуг по транспортировке и распределению природного газа (дополненный п. 1 Положения № 848).

Предоставление субсидий по решению местных комиссий

С 01.05.2017 г. комиссии, созданные местными советами, могут принимать решения о назначении субсидии в случаях, не предусмотренных Положением № 848 (ср. 025069200). Финансирование таких субсидий осуществляется за счет средств местных бюджетов (п. 51 Положения № 848).

Поэтому получение субсидии, например, на усадебный дом или летнюю кухню становится реальностью. Отметим, что принимать такие решения является правом, а не обязанностью вышеуказанных комиссий.

Учет дохода для назначения субсидии: что нового

Период. Сразу отметим: с 01.05.2017 г. изменен период, за который учитываются доходы для назначения субсидии на оплату ЖКУ (изложен в новой редакции п. 12 Положения № 848). До этого в общем случае субсидия для возмещения расходов на оплату ЖКУ назначалась исходя из размера среднемесячного совокупного дохода лиц за предыдущий календарный год.

Внимание!

С 01.05.2017 г. субсидия на оплату ЖКУ назначается исходя из среднемесячного совокупного дохода лиц за четыре квартала, предшествующих месяцу, предыдущему к месяцу, с которого назначается субсидия

Пример 1. Лицо впервые обратилось с заявлением о назначении субсидии в июне 2017 года.

В таком случае при назначении субсидии учитываются доходы за период с 01.04.2016 г. по 31.03.2017 г. включительно.

Кроме того, теперь выписана норма: при осуществлении автоматического перерасчета субсидии для возмещения расходов на оплату ЖКУ на следующий период в мае для домохозяйств, получавших субсидию в предыдущем периоде, учитываются доходы за период с апреля предыдущего года по март текущего года включительно.

Пример 2. Семье рассчитывают субсидию на новый период в мае 2017 года.

В таком случае при назначении субсидии учитываются доходы за период с 01.04.2016 г. по 31.03.2017 г. (включительно).

Добавим: согласно ранее действовавшим правилам семьям, которым субсидия на оплату ЖКУ была назначена с 01.10.2016 г. по 30.04.2017 г., при очередном перерасчете размера субсидии с мая 2017 года будет приниматься во внимание доход за 2016 год. Как видите, теперь учитываются более актуальные доходы.

Обращаем внимание: при назначении субсидии на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, как и ранее, учитываются доходы за предыдущий календарный год.

Особые размеры доходов. Напомним, что для отдельных категорий граждан размер их дохода берется на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Сами эти случаи остались неизменными и прописаны в абзацах третьем — седьмом п. 12 Положения № 848.

Однако, как известно, законодательно установленный размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц изменяется в течение года. Так вот, до 01.05.2017 г. учитывался размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц по состоянию на 31 декабря года, за который учитываются доходы для назначения субсидии.

С 01.05.2017 г. применяется размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленный по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы для назначения субсидии на оплату ЖКУ.

Пример 3. Семье назначается субсидия на оплату ЖКУ с мая 2017 года. Среди членов семьи есть физическое лицо — предприниматель, избравший упрощенную систему налогообложения и являющийся плательщиком единого налога первой группы.

Для определения права на эту субсидию учитываются доходы членов семьи за период с 01.04.2016 г. по 31.03.2017 г. При назначении субсидии в мае 2017 года в совокупный доход за каждый месяц учитывается доход на уровне двух размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц по состоянию на 31.03.2017 г.**, т. е. по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы.

** Напомним, что размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц по состоянию на 31.03.2017 г. составил 1600 грн. (ст. 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» от 21.12.2016 г. № 1801-VIII).

Фактический размер доходов. Отныне предоставлено право «местным» комиссиям принимать решение об учете при назначении субсидии фактических размеров доходов для граждан (не пенсионеров), среднемесячный совокупный доход которых менее прожиточного минимума для трудоспособных граждан (согласно размеру, установленному по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы) и которые не получали хотя бы один из следующих видов дохода: пенсию; стипендию; помощь при рождении (усыновлении) ребенка; пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста; помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам; помощь по уходу за инвалидом I и II групп вследствие психического расстройства; помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам; пособие по безработице.

Напомним: чтобы дело попало на рассмотрение комиссии, необходимо сделать отметку об этом в заявлении о назначении субсидии.

Какие доходы не учитывают. Перечень доходов, которые не учитывают при назначении субсидии, дополнен помощью на детей, над которыми установлена опека или попечительство (абзац первый п. 8 Положения № 848).

Следовательно, в совокупный доход не включают:

— налог на доходы физических лиц;

— часть помощи при рождении ребенка, выплата которой осуществляется единовременно;

— часть помощи при усыновлении ребенка, выплата которой осуществляется единовременно;

— разовое вознаграждение женщинам, которым присвоено почетное звание Украины «Мать-героиня»;

— государственную социальную помощь на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;

— помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство;

— ежемесячную адресную помощь внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату ЖКУ (п. 8 Положения № 848).

Уточнения сведений о доходах. На практике бывают случаи, когда орган соцзащиты населения не может получить информацию о доходах, необходимую для проведения автоматического расчета субсидии, вследствие ошибки, выявленной в персональных данных лица при обмене информацией.

В таком случае орган соцзащиты населения уведомляет лицо о необходимости исправления ошибки и проводит расчет субсидии в течение 10 дней после подачи лицом обновленных данных и получения информации о доходах (дополненный п. 14 Положения № 848).

Субсидия и задолженность по оплате ЖКУ

С 01.05.2017 г. будет учитываться наличие просроченной свыше двух месяцев задолженности по оплате ЖКУ.

Информацию о сумме такой задолженности будут предоставлять предприятия — производители/исполнители этих услуг на запрос органа соцзащиты населения (п. 13 Положения № 848).

Обычно такие запросы делаются при определении права домохозяйства на получение субсидии (т. е. при обращении граждан за получением субсидии) и при расчете субсидии на следующий период для домохозяйств, получавших субсидию в предыдущем периоде (без обращения граждан).

При первичном назначении субсидии на оплату ЖКУ наличие задолженности по оплате ЖКУ не влияет на решение о назначении (неназначении) субсидии.

Другое дело, если осуществляют расчет субсидии ЖКУ на следующий период. Здесь в случае наличия просроченной свыше двух месяцев задолженности по оплате услуг субсидия не назначается на следующий срок, о чем орган соцзащиты населения информирует лицо.

Если в течение двух месяцев с даты информирования о неназначении субсидии ввиду задолженности оплаты за ЖКУ гражданин документально подтвердил уплату задолженности или заключение договора о ее реструктуризации, субсидия назначается с даты окончания действия предыдущей субсидии. Иначе — с месяца, в котором гражданин документально подтвердил уплату задолженности или заключение договора. Обращаем внимание, что указанный срок может быть продлен на основании решения «местной» комиссии при наличии уважительных причин (п. 14 Положения № 848).

Срок отопительного периода

Напомним: по общему правилу (п. 14 Положения № 848) субсидия на оплату ЖКУ назначается с месяца обращения за ее назначением до даты окончания отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев, и рассчитывается отдельно:

— на неотопительный сезон — с 1 мая по 30 сентября;

— на отопительный сезон — с 1 октября по 30 апреля.

С 01.05.2017 г. предусмотрено рассчитывать размер субсидии на отопительный сезон для домохозяйств, использующих природный газ или электрическую энергию для индивидуального отопления, с учетом продолжительности отопительного периода с 16 октября по 15 апреля включительно без последующего перерасчета.

Информирование граждан о назначении субсидии

Как и ранее, орган соцзащиты населения информирует гражданина о назначении (неназначении) субсидии путем отправления (выдачи) уведомления.

Теперь такие уведомления могут отправляться также электронной почтой (при наличии указанного в заявлении соответствующего реквизита) или с помощью средств мобильной связи (смс-сообщения). Кроме того, традиционно уведомление о назначении/неназначении может отправляться по почте.

Субсидия по зарегистрированному местонахождению

Местонахождение — административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в год (ст. 3 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» от 11.12.2003 г. № 1382-IV).

С 01.05.2017 г. регламентировано назначение субсидии по зарегистрированному местонахождению лица. Субсидия на оплату ЖКУ в таком случае назначается с месяца обращения на срок, не превышающий 6 месяцев с даты регистрации местонахождения. На следующий срок субсидия назначается по личному обращению гражданина после продления срока регистрации местонахождения (абзац восьмой п. 14 Положения № 848).

Если изменился состав зарегистрированных

Как и до 01.05.2017 г., так и сейчас гражданин, которому назначена субсидия, обязан в течение месяца проинформировать орган соцзащиты населения об изменении состава зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц (арендатор — о фактически проживающих лицах), их социального статуса, перечня получаемых ЖКУ, условий их предоставления, предприятий — производителей/исполнителей ЖКУ, о покупке товаров или оплате услуг на сумму, превышающую 50000 грн., путем подачи соответствующих документов.

Однако обратите внимание на новацию: с 01.05.2017 г. в случае изменения состава зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц подаются также новые заявление и декларация.

Экономно потребили услуги: получили средства

С 01.05.2017 г. введена монетизация остатков неиспользованных средств субсидии потребителям, использующим услуги для индивидуального отопления (п. 15 Положения № 848).

Пользователям услуг по газо- и электроснабжению, используемых для индивидуального отопления, при экономном потреблении часть неиспользованной суммы субсидии, которая в эквиваленте не превышает стоимость (по состоянию на 1 мая нового неотопительного сезона) 100 м3 природного газа или стоимость 150 кВт•ч электрической энергии, перечисляется на лицевой счет получателя субсидии в банковском учреждении или выплачивается через отделения почтовой связи ПАО «Укрпочта».

Списки таких лиц вместе с суммой неиспользованной субсидии подаются предприятиями — производителями/исполнителями услуг по газо- и электроснабжению до 1 июня текущего года органу соцзащиты населения. Орган соцзащиты населения уведомляет получателя субсидии о необходимости подачи до 1 сентября текущего года заявления, в котором указывается способ выплаты (банк или почта) и необходимые реквизиты для получения денежного перевода.

А вот сэкономленный объем потребленной холодной и горячей воды не пополнит кошельки украинских семей. Дело в том, что согласно последним поправкам в п. 15 Положения № 848 после окончания отопительного сезона неиспользованная сумма субсидии на оплату услуги по централизованному отоплению (теплоснабжению), поставке холодной и горячей воды и водоотведению, услуг по газо- и электроснабжению для индивидуального отопления (в случае использования природного газа или электрической энергии для индивидуального отопления) возвращается предприятием — производителем/исполнителем такой услуги в бюджет в полном объеме на основании акта расчета общего объема неиспользованных сумм субсидии.

Пока исключение сделано только для услуг (измеряемых средствами учета) по: газоснабжению, которое используется для приготовления пищи и подогрева воды; электрической энергии. Стоимость этих сэкономленных услуг остается потребителю и засчитывается как оплата услуг на следующие расчетные периоды.

Перерасчет субсидии: новые основания

С 01.05.2017 г. расширен перечень случаев, когда орган соцзащиты населения проводит перерасчет субсидии в пределах установленного срока ее назначения без обращения граждан. Такими новыми случаями являются:

— начисление платы за услугу по централизованному отоплению в соответствии с постановлением КМУ «Об особенностях начисления платы за предоставленную услугу по централизованному отоплению населению в случае отсутствия в квартире (доме усадебного типа) и на входах в многоквартирный дом средств учета тепловой энергии в отопительный сезон 2016/17 года» от 30.11.2016 г. № 865;

— изменение предприятия — производителя/исполнителя ЖКУ на отдельной территории (на основании списков предприятия — производителя/исполнителя ЖКУ).

Отметим, что теперь перерасчет субсидии за прошлые периоды осуществляется без ограничения любым сроком.

Прекращение субсидии: новые обстоятельства

В п. 20 Положения № 848 приведены обстоятельства, при возникновении которых орган соцзащиты населения прекращает начисление субсидии. Так вот, с 01.05.2017 г. прекращают предоставление субсидии (без обращения гражданина), если гражданин не уведомил о покупке товара или оплате услуг на сумму, превышающую 50000 грн. Субсидии лишат с месяца, в котором выявлено такое нарушение.

Уточнена также процедура возврата излишне перечисленной (выплаченной) суммы субсидии. Отныне эти суммы возвращаются по требованию органа соцзащиты населения двумя способами на выбор: или непосредственно получателем (путем перечисления средств на счет, указанный органом соцзащиты населения), или путем снятия соответствующих сумм с лицевых счетов получателей субсидии на предприятиях — производителях/исполнителях ЖКУ.

Подчеркнем: в случае, когда гражданин добровольно не вернул излишне выплаченную сумму субсидии, вопрос о ее взыскании орган соцзащиты населения решает в судебном порядке.

Новые соцнормы жилья для нетрудоспособных

С 01.05.2017 г. увеличена социальная норма жилья для домохозяйств, состоящих из одного или двоих нетрудоспособных лиц (пенсионера, инвалида), при назначении им субсидии на оплату услуг по централизованному и индивидуальному отоплению (теплоснабжению) независимо от источника и вида энергии. Отныне указанная норма составляет 75 м2 на домохозяйство.

Тогда как до 01.05.2017 г. такая норма для домохозяйств, состоящих из одного или двоих нетрудоспособных лиц, составляла: при проживании одного нетрудоспособного лица — 48,87 м2 (13,65 м2 отапливаемой площади на одного человека + дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство), а при проживании двоих нетрудоспособных лиц — 62,52 м2 (13,65 м2 х 2 отапливаемой площади на два человека + дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство).

Подчеркнем: «местные» комиссии по-прежнему имеют право назначать субсидию на оплату ЖКУ на сверхурочную площадь нетрудоспособным лицам, проживающим по одиночке.

Если «местной» комиссией принято решение о назначении субсидий на сверхурочную площадь, то это решение пересматривается в случае изменения состава лиц, зарегистрированных в помещении, трудоустройства таких лиц или возникновения у них других источников доходов.

выводы

  • С 01.05.2017 г. субсидия на оплату ЖКУ назначается исходя из среднемесячного совокупного дохода лиц за четыре квартала, предшествующих месяцу, предыдущему к месяцу, с которого назначается субсидия.
  • Введена «монетизация» субсидий: лица, экономно потребляющие газ и электроэнергию для индивидуального отопления, могут получить средства в эквиваленте стоимости 100 м3 природного газа или 150 кВт•ч электрической энергии.
  • Уведомления о назначении/неназначении субсидии могут отправляться по почте, электронной почте или с помощью средств мобильной связи (смс-сообщения).
  • Субсидия на следующий период не назначается лицам, у которых просрочена более двух месяцев задолженность по оплате ЖКУ. При наличии такой задолженности субсидия может предоставляться только при первичном ее назначении.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить