Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Обзор инвалютных улучшений от НБУ

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Март, 2017/№ 25
В избранном В избранное
Печать
В конце февраля НБУ принял несколько постановлений, привнесших очередную либерализацию в инвалютной области. Сегодня мы расскажем об основных моментах этого «весеннего» инвалютного потепления в разрезе каждого постановления.
img 1

Рассмотрим документы НБУ из инвалютной области в порядке очередности их принятия. Почти все они (кроме первого из нижеперечисленных) призваны либерализировать нынешние инвалютные порядки.

1. Постановление № 12 от 21.02.2017 г. (действует с 23.02.2017 г.). НБУ вправе отказывать в предоставлении индивидуальных лицензий в отношении ряда операций (в частности, при осуществлении инвестиций за рубеж), если выявит, что участник или лицо, в пользу которого проводится такая операция, зарегистрированы/постоянно проживают в стране, признанной ВРУ государством-агрессором/государством-оккупантом. Напомним, что в постановлениях от 27.01.2015 г. № 129-VIII и от 21.04.2015 г. № 337-VIII ВРУ признала государством-агрессором Российскую Федерацию.

2. Постановление № 13 от 22.02.2017 г. (действует с 23.02.2017 г.). Теперь не подлежит обязательной продаже инвалюта, поступившая как обеспечение (гарантийный взнос, залог, задаток, депозит, гарантия) для участия в аукционах, тендерах, торгах, которые проводятся резидентом. И кроме того, при покупке инвалюты не учитывается остаток на текущем счете клиента инвалюты, поступившей на вышеупомянутые «аукционно-тендерные» цели.

Также благодаря этому постановлению клиент может покупать инвалюту, если ее общий остаток на его текущих счетах не превышает 100 тыс. долларов США (до этого было 25 тыс.).

3. Постановление № 14 от 23.02.2017 г. (действует с 23.02.2017 г.). Содержит наиболее занятные изменения в области лицензирования инвалютных операций. В первую очередь это касается операций обычных физических лиц.

Теперь индивидуальная лицензия НБУ не нужна для расчетов между субъектами инвестиций в гривнях на территории Украины с целью приобретения права собственности на объекты инвестиций за рубежом.

Обычным физлицам (не ФЛП) можно без индивидуальных лицензий НБУ осуществлять инвестиции за «бугром» за счет своих средств, находящихся за пределами Украины. Теперь не лицензируются инвестирование и реинвестирование физлицами за пределами Украины средств с зарубежных счетов, торговля финансовыми инструментами на иностранных биржах и т. п. Но, как и раньше, физлицам для инвестирования за «бугор» отсюда (из Украины) необходимо получать для перевода таких средств индивидуальную лицензию НБУ. Это следует прямо из п.п. «е» п. 4 ст. 5 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93. Эта норма направлена на предотвращение непродуктивного оттока капитала из страны. Зато теперь становится возможным «продуктивный» неприток капитала в Украину. Сейчас поймете, о чем мы.

Дело в том, что

НБУ фактически отменил лицензирование операций обычных физлиц (не ФЛП) по размещению их средств на зарубежных счетах

Это касается инвалютных средств, получаемых физлицами на счета за рубежом с источником происхождения таких средств за пределами Украины. То есть теперь обычные физлица без индивидуальных лицензий НБУ могут получать за «бугром» всевозможные платежи на свои зарубежные счета и, не загоняя их в Украину, распоряжаться ими там любым способом, в том числе заниматься инвестиционной деятельностью.

Ведь, помимо получаемых нашими физлицами (резидентами) на свои заграничные счета стандартных зарплаты-пенсий-алиментов-грантов-дивидендов и т. п., на эти счета могут «заходить» и средства, получаемые за рубежом, например, по различным гражданско-правовым договорам (скажем, поручения, комиссии и т. п.).

Креативные личности уже вовсю подумывают, как выгодно воспользоваться таким либерализмом НБУ, особенно в свете отмены контроля за возвратом инвалютной выручки по договорам, предусматривающим экспорт услуг (т. е. оказание услуг нерезидентам)…

В то же время и обычным гражданам, и всяким там креативщикам не стоит забывать также о «святой обязанности» граждан декларировать свои доходы, в том числе полученные из иностранных источников. И уплачивать с них также и украинские налоги — в первую очередь НДФЛ. Заметим, что здесь мы имеем в виду декларацию о доходах граждан.

Что касается обязательного декларирования валютных ценностей, находящихся за пределами Украины, проведения которого требует Декрет № 15-93, то обычных физлиц (не ФЛП) это валютное декларирование не касается. Что дает дополнительный простор для легальных (и не очень) налогоуклонений субъектов хозяйствования и граждан…

Кроме того, постановлением № 14 снят запрет физическим лицам осуществлять операции в наличной форме на основании индивидуальных лицензий НБУ.

4. Постановление № 15 от 28.02.2017 г. (вступило в силу с 22.03.2017 г.). Отменена отправка банками НБУ предварительных реестров (и трехдневное ожидание его реакции) на проведение операций по покупке и перечислению в пользу нерезидентов инвалютных предоплат, если сумма импортного контракта превышает 50 тыс. долл.

Теперь банки смогут проводить такие операции «без спросу», но должны будут информировать НБУ о таких операциях клиентов после их проведения

Постановлением № 15 утверждена новая инструкция, посвященная формированию реестров о покупке и перечислению инвалюты в разрезе субъектов. Если по полученным реестрам у НБУ возникнут сомнения относительно законности конкретных операций, то в соответствующий банк НБУ может направить требование о приостановлении отдельных валютных операций клиентов. И только после получения специального уведомления от НБУ банк сможет возобновить проведение таких операций.

Если клиент, валютные операции которого вызвали сомнения у НБУ, перейдет на обслуживание в другой банк, уполномоченный банк обязан уведомить об этом НБУ. Банк, в котором клиент открывает текущие счета, имеет право обратиться в предыдущие обслуживающие банки за информацией относительно сомнительных операций клиента.

5. Постановление № 18 от 03.02.2017 г. (вступило в силу с 22.03.2017 г., кроме нормы, упрощающей процедуру регистрации изменений в «рисковые» кредитные договоры по привлечению резидентами от нерезидентов инвалютных кредитов, которая работает с 04.03.2017 г.).

Этим постановлением внесены изменения в Положение о порядке осуществления банками анализа и проверки документов (информации) о финансовых операциях и их участников, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.08.2016 г. № 369. А главное — упрощена процедура регистрации изменений в «рисковые» кредитные договоры с «нерезами», о чем мы уже упомянули.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно