Темы статей
Выбрать темы

Турагент, который «слишком много знал»...

Голенко Александр, шеф-редактор
На сайте туроператора приведен ассортимент турпродуктов с указанием их цены, но передача турпродукта турагентам оформляется по меньшей цене, включающей некую небольшую фиксированную сумму, оформляемую как вознаграждение турагента. При этом турпродукт реализуется туристу турагентом именно по той цене, которая указана на соответствующий турпродукт на сайте туроператора, причем сумма «вершка» зачастую оформляется турагентом как плата туриста за информационно-консультационные услуги, оказанные самим турагентом.

Для наглядности условно «оцифруем» описанную в вопросе читателя ситуацию.

На сайте туроператора некий турпродукт выставлен по цене 12 000 грн. Для наглядности допустим, что туроператор и турагент — неплательщики НДС. Размер агентского вознаграждения указан в договоре между ними в фиксированной сумме — скажем, это 12 грн.

«Честный» вариант

Другими словами, будь все «по чеснаку» согласно договору на туристическое обслуживание ( ст. 20 Закона о туризме), заключенному от лица туроператора турагентом с туристом, последний уплатил бы турагенту указанные 12 000 грн. Кстати, об особенностях таких расчетов см. на с.20 этого номера.

Всю эту сумму по такому договору турагент перечислил бы туроператору, после чего получил бы от него перечисление на сумму своего агентского вознаграждения (разумеется, при таком варианте она значительно превышала бы смешные 12 грн., а составляла бы вполне реальные 2 000 грн.).

Не пересказывая статью на с. 11, заметим, что если оператор работает на общей системе налогообложения, то по такой операции он признал бы доход от реализации в сумме 12 000 грн., а в «прибыльном» учете сумма агентского вознаграждения — хоть 12, а хоть 2 000 грн. — была бы из доходов отминусована (см. там же). Но если туроператор таки плательщик НДС, то стоимость поставленного турпродукта для целей расчета базы НДС определялась бы исходя из суммы 12 000 грн. (см. статью на с. 3).

Если туроператор — единоналожник третьей группы, то доход он признал бы тоже в сумме 12 000 грн. (ЕН 5 % с этой суммы — 600 грн.).

«Живой» вариант

В описанной в вопросе читателя комбинации из как бы двух сделок фактическое агентское вознаграждение устанавливается согласно агентскому договору между туроператором и турагентом в фиксированном размере 12 грн. Непосредственно турпродукт по договору на туробслуживание реализуется туристу по цене 10 000 грн. А на сумму 2 000 грн. турист покупает у турагента так называемые информационно-консультационные услуги.

Итак, турист вынужден уплатить турагенту по итогу за тот же турпродукт те же 12 000 грн., но двумя частями:

(1) 10 000 грн. — за собственно турпродукт (реализуемый от имени туроператора), причем в этой сумме «сидят» и 12 грн. агентского вознаграждения;

(2) 2 000 грн. — за информационно-консультационные услуги (реализуемые от имени турагента).

Ну и в чем тут «прикол» — спросите вы?

Экономия

Если говорить языком денег:

— для турагента — это 2 012 грн. выручки, только «в профиль»: 2 000 грн. (полученные за информационно-консультационные услуги от туриста) + 12 грн. (полученные от туроператора как агентское вознаграждение);

— для туроператора-общесистемщика — это признанный доход от реализации: 10 000 грн. (из которого при расчете налога на прибыль минусуется выплаченное агентское вознаграждение 12 грн.). Как видите, по налогу на прибыль база практически совпадает с «честным» вариантом, т. е. никакой экономии по сути нет. А вот если туроператор — плательщик НДС, то в связи с уменьшением базы этого налога на 2 000 грн. экономия на уплате НДС довольно существенна;

— если туроператор — единоналожник третьей группы, то его база для ЕН получается меньше на 2 000 грн., что в сравнении с «честным» вариантом при ЕН-ставке 5 % дает такому туроператору экономию 100 грн. Хотя что же это за туроператор-единоналожник, который способен уложиться в мизерный годовой лимит доходов (согласно п.п. 3 п. 291.4 НКУ для третьей группы — 5 млн грн.)?

Цели туроператора, в общем-то, понятны.

Турагент — один, услуг — две

Вернемся к ст. 20 Закона о туризме и даже для пущей наглядности процитируем ее:

По договору на туристическое обслуживание одна сторона (туроператор, который заключает договор непосредственно или через турагента) обязуется предоставить по заказу другой стороны (туриста) комплекс туристических услуг (туристический продукт), а турист обязуется оплатить его

Как видите, сторонами этого договора выступают туроператор и турист, а турагент лишь участвует в его заключении от лица туроператора. Напомним, что агентские отношения между хозяйствующими субъектами урегулированы в гл. 31 ХКУ.

Что же касается так называемых информационно-консультационных услуг, то их оказание туристу, в принципе, возможно на основании договора на оказание услуг ( ст. 901 ГКУ), но, во-первых, возникает вопрос, кто конкретно их оказывает туристу ( ст. 902 ГКУ) — туроператор либо турагент?

Если туроператор, то, будучи указанными в качестве предмета основного договора на туристическое обслуживание (пусть отдельного), — они, а точнее их стоимость, вошли бы в общую его цену, а это противоречит сформулированным целям «живого» варианта.

Если турагент, то ему придется заключить с туристом отдельный договор на оказание таких услуг — причем не от лица туроператора, а от своего. Но тут возникает несколько проблем. Первая — банальная проблема наличия у единоналожника соответствующего «информационного» кода КВЭД — например, 63.9 «Предоставление прочих информационных услуг». Вторая — поскольку цена подобных услуг, оказываемых разным туристам, сильно «гуляет», то во избежание придирок проверяющих хорошо было бы иметь прейскурант таких услуг и смету... ☹ Ну, и разумеется, на такие суммы с туристами надо оформлять соответствующие акты, «закрывающие» договоры с ними.

Во-вторых, вообще-то покладистый турист не станет особо придираться к бумажкам, которыми турагент «закрывает» цену турпродукта: если только последняя соответствует указанной на сайте туроператора. Не больше денег берут? — И ладно...

Но самое главное — согласно абзацу пятому части второй ст. 24 Закона о туризме субъекты турдеятельности прямо обязаны предоставлять туристам всевозможную информацию. А стало быть, турагенту надо постараться придумать, какую информацию и консультации предоставить туристу за плату. Причем такая информация должна быть туристам необходима — иначе они могут расценить ее предоставление как навязанную услугу. А это может вызвать неприятный интерес со стороны Госпотребслужбы... ☹

А что касается туроператора, то очевидное «выгодоприобретательство» благодаря описанной схеме заключения договоров, позволяющей сэкономить на уплате НДС, вполне может заинтересовать фискалов, которые, упирая на ст. 235 ГКУ, станут доказывать в суде притворность подобных сделок и настаивать на соответствующем доначислении НДС.

И если уж они за это возьмутся и если суд признает притворность схемы из двух «отдельных» сделок, то «паровозиком», видимо, фискалам захочется доказать и фиктивность договоров между турагентом и туристом на оказание информационно-консультационных услуг (ведь так называемая бестоварность — это их любимая тема)...

Но рядового турагента эти неприятности вряд ли достанут... Самое главное: свои налоги он уплачивает полностью — так какие к нему вопросы?.. ☺

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше