Темы статей
Выбрать темы

«Кассовые» разъяснения от НБУ*

Как приходуются наличные в кассах учреждений/предприятий, их обособленных подразделений, физических лиц — предпринимателей?

* По материалам с официального сайта НБУ (https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=21761728&cat_id=80928). См. также материал на с. 3.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 3 раздела I Положения оприходование наличности — это проведение субъектами хозяйствования учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге/книге учета доходов и расходов/книге учета доходов/фискальном отчетном чеке/расчетной квитанции.

Согласно пункту 11 раздела II Положения наличность, поступающая в кассы, приходуется в день получения наличности в полной сумме.

Оприходованием наличности в кассах учреждений/предприятий и их обособленных подразделений, которые проводят наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров.

Оприходованием наличности в кассах физических лиц — предпринимателей, которые проводят наличные расчеты с оформлением их товарными чеками (квитанциями) и ведением книги учета доходов и расходов (или книги учета доходов), является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в книге учета доходов и расходов (или книге учета доходов) на основании товарных чеков (квитанций).

Оприходованием наличности в кассах обособленных подразделений учреждений/предприятий, а также в кассах физических лиц — предпринимателей, которые проводят наличные расчеты с применением регистраторов расчетных операций (далее — РРО) и/или книг учета расчетных операций (далее — КУРО) без ведения кассовой книги, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений на основании данных расчетных документов путем формирования и печати фискальных отчетных чеков и их подклеивания к соответствующим страницам КУРО/занесения данных расчетных квитанций в КУРО.

Субъекты хозяйствования, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и/или КУРО, используют КУРО для:

1) подклеивания и хранения фискальных отчетных чеков на соответствующих страницах КУРО;

2) осуществления операций с расчетными квитанциями в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии;

3) учета ремонтов, работ по техническому обслуживанию, проверок конструкций и программного обеспечения РРО.

При этом согласно пункту 29 раздела III Положения документами, свидетельствующими о сдаче выручки в банк и являющимися подтверждением оприходования наличности в кассе субъектов хозяйствования, являются:

1) квитанция к приходному документу банка на внесение наличности, подписанная ответственными лицами банка и заверенная оттиском печати банка;

2) квитанция/чек банкомата или программно-технического комплекса самообслуживания;

3) экземпляр сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличными), заверенный подписью и отттиском печати инкассатора-сборщика;

4) чек платежного терминала в случае проведения инкассации средств в режиме реального времени с использованием платежных терминалов.

Каков порядок и особенности разработки порядка оприходования наличности в кассе предприятия и его обособленных подразделений?

В соответствии с пунктом 12 раздела II Положения учреждение/предприятие на основании этого Положения обязано разработать и утвердить внутренним документом порядок оприходования наличности в кассе учреждения/предприятия, в котором максимально учесть особенности работы как учреждения/предприятия, так и его обособленных подразделений [внутренний трудовой распорядок, режим работы, графики сменности, порядок и особенности сдачи наличной выручки (наличности) в банк. Для обособленных подразделений учреждения/предприятия порядок оприходования наличности в кассе устанавливается и доводится внутренними документами учреждения/предприятия. Разработанный порядок должен соответствовать требованиям этого Положения и не противоречить законодательству Украины.

Согласно нормам Положения предприятия, имеющие обособленные подразделения, которые проводят кассовые операции и режим работы которых не совпадает с распорядком функционирования бухгалтерии предприятия — юридического лица (в том числе в выходные и праздничные дни), внутренним документом определяют порядок взаимодействия таких подразделений с бухгалтерией предприятия — юридического лица в соответствии с требованиями законодательства Украины (пункт 40 раздела IV Положения).

Одновременно отмечаем, что Национальный банк Украины не делает экспертных заключений относительно правильности учета особенностей работы субъекта хозяйствования при разработке порядка оприходования наличности в кассе.

Кто в понимании Положения является обособленным подразделением предприятия?

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 раздела I Положения обособленные подразделения — это филиалы, представительства, отделения и другие структурные подразделения, которые наделяются частью имущества хозяйственных организаций, осуществляя в отношении этого имущества право оперативного пользования или другое вещное право, предусмотренное законодательством Украины.

Как нумеруются приходные и расходные кассовые ордера; каков порядок заполнения реквизита «№ з/п» форм кассовых документов (приложения к Положению), как заполняются отдельные их реквизиты?

Бланки приходного кассового ордера (типовая форма № КО-1) и расходного кассового ордера (типовая форма № КО-2) определены в приложениях к Положению.

Нумерация приходных кассовых ордеров (в реквизите «Прибутковий касовий ордер ___ від «___» __________ 20__ року») может осуществляться в хронологическом порядке с начала каждого следующего месяца в порядке возрастания с номера «1» в течение календарного месяца и заканчиваться в конце месяца соответствующим номером.

Например:

01.03.2018 — № 1, № 2, № 3;

02.03.2018 — № 4, № 5, № 6;

03.03.2018 — № 7;

…………………..

30.03.2018 — № 49, № 50, № 51;

02.04.2018 — № 1, № 2, № 3 и т. д.

Аналогично может производиться и нумерация расходных кассовых ордеров (в реквизите «Номер документа»).

В реквизите «№ з/п» приходного кассового ордера и расходного кассового ордера проставляется номер по порядку (сокращенно — № з/п) таких ордеров. При этом учитывая, что приходный и расходный кассовые ордера оформляются на каждую операцию по приему/выдаче наличных, в реквизите «№ з/п» проставляется 1.

В реквизите «№ з/п» форм кассовых документов проставляется номер по порядку (сокращенно — № з/п), а именно:

В ведомости на выплату наличных (приложение 1 к Положению, пункт 18 раздела II) применяется единая сквозная нумерация.

В журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов по типовым формам № КО-3, № КО-3а (приложение 4 к Положению, пункт 33 раздела III) применяется единая сквозная нумерация (образцы заполненных журналов по типовым формам № КО-3, № КО-3а прилагаются).

img 1

img 2

img 3

В книге учета выданных и принятых старшим кассиром наличных (приложение 6 к Положению, пункт 43 раздела IV) применяется единая сквозная нумерация.

Для приходных и расходных кассовых ордеров в реквизите «№ з/п» Журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов (типовая форма № КО-3а) используется единая сквозная нумерация, которая не предусматривает отдельной нумерации для приходных и расходных кассовых ордеров. В колонке 3 указываются порядковые номера приходных документов, а в колонке 7 —порядковые номера расходных документов.

Номера, которые проставляются в колонке 3 (приходные документы) и в колонке 7 (расходные документы), могут не совпадать с нумерацией, указанной в реквизите «№ з/п» Журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов (типовая форма № КО-3а).

В реквизите расходного кассового ордера «Додаток» указываются документы, прилагаемые к нему и являющиеся основанием для выдачи наличности, например, расходная ведомость с указанием номера и даты, приказ на командировку с указанием номера и даты и т. д.

В реквизите приходного кассового ордера «Додаток» указываются документы, прилагаемые к нему и являющиеся основанием для внесения наличности, например, отчет об использовании средств, выданных на командировку, с указанием номера и даты и т. д.

Можно ли использовать бланки кассовых документов с сокращенным определением термина «ЄДРПОУ», а не с полным — «Єдиний державний реєстр підприємств та організацій України», который приведен в Положении?

Реквизиты кассовых документов, определенных в приложениях 1 — 6 к Положению, имеют незначительные технические отличия от утвержденных Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 года № 637, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13 января 2005 года под № 40/10320 (с изменениями) (далее — Положение № 637), которое утратило силу. В частности, в Положении предоставлена полная расшифровка термина «Єдиний державний реєстр підприємств та організацій України», который в Положении № 637 был приведен в сокращенном виде — «ЄДРПОУ».

При этом внесенными изменениями в Положение, в соответствии с постановлением Правления Национального банка Украины от 24 мая 2018 года № 54 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины», предусмотрено, что субъекты хозяйствования до 30 июня 2018 года (включительно) могли использовать в своей деятельности формы ведомости на выплату денег, приходного кассового ордера, расходного кассового ордера, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета выданных и принятых старшим кассиром наличных и акта о результатах инвентаризации имеющихся средств, установленные Положением № 637 (ср. ).

Каков на сегодняшний день порядок расчета лимита кассы в кассах субъектов хозяйствования и их обособленных подразделений, небанковских финансовых учреждений?

В соответствии с пунктом 50 раздела V Положения учреждение, предприятие, небанковское финансовое учреждение на основании этого Положения и с учетом особенностей работы обязаны разработать и утвердить внутренним документом порядок расчета лимита кассы учреждения, предприятия, небанковского финансового учреждения и их обособленных подразделений. В расчете учитывается срок сдачи учреждением, предприятием, небанковским финансовым учреждением наличной выручки (наличности) для ее зачисления на счета в банках, определенный соответствующим договором банковского счета. Лимит кассы учреждения, предприятия, небанковские финансовые учреждения устанавливают на основании расчета среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы по решению руководителя учреждения, предприятия, небанковского финансового учреждения или уполномоченного им лица.

При этом отмечаем, что для расчета лимита кассы учреждение, предприятие, небанковское финансовое учреждение могут выбирать любой период выборки для расчета среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы.

Учреждение, предприятие, небанковское финансовое учреждение утверждает внутренними документами установленный лимит кассы. Для обособленных подразделений лимит кассы устанавливается и доводится до их сведения соответствующим внутренним документом учреждения, предприятия — юридического лица, небанковского финансового учреждения.

Учреждения/предприятия, которые начинают свою деятельность, а также предприятия, деятельность которых была связана исключительно с безналичными расчетами и которые в соответствии с установленным законодательством Украины порядком получают право на осуществление дополнительного вида деятельности, предусматривающего осуществление наличных расчетов, на первые три месяца их работы (со дня первого наличного расчета) лимит кассы устанавливают согласно прогнозным расчетам. Лимит кассы, установленный с учетом прогнозных расчетов, в двухнедельный срок после окончания первых трех месяцев их работы пересматривается по фактическим показателям деятельности.

Должны ли субъекты хозяйствования отражать в кассовой книге средства на увеличение уставного фонда, предоставленной финансовой помощи, внесенные одним из учредителей или должностным лицом субъекта хозяйствования на счет предприятия через кассу банка?

С учетом норм об ограничении наличных расчетов, определенных в пунктах 6 и 7 раздела II Положения в случае, если сумма пополнения уставного фонда, предоставленной финансовой помощи превышает 50 000 гривень, то физические лица (например, один из учредителей или директор, или главный бухгалтер субъекта хозяйствования) могут воспользоваться для расчетов услугами банков путем внесения наличных средств и дальнейшего их перечисления на счета получателей (в данном случае — на текущие счета субъекта хозяйствования). Такие средства не должны отражаться в кассовой книге субъекта хозяйствования, поскольку они поступили на текущий счет в безналичном порядке.

Каков порядок выдачи наличности под отчет/на командировку?

Пунктом 19 раздела II Положения предусмотрено, что наличность под отчет или на командировку выдается субъектам хозяйствования в соответствии с законодательством Украины.

Наличность выдается под отчет:

— на закупку сельхозпродукции и заготовку вторичного сырья на срок не более 10 рабочих дней;

— на закупку лома черных металлов и лома цветных металлов — на срок не более 30 рабочих дней со дня выдачи наличности под отчет;

— на все другие производственные (хозяйственные) нужды — на срок не более двух рабочих дней, включая день получения наличности под отчет.

Подотчетное лицо имеет право продлить срок использования выданных под отчет средств, если наличность одновременно выдана как на командировку, так и для решения в этой командировке производственных (хозяйственных) вопросов (в том числе для закупки сельхозпродукции у населения и заготовки вторичного сырья, в том числе лома черных металлов и лома цветных металлов). Срок использования такой наличности продлевается до завершения срока командировки.

При этом выдача подотчетному лицу наличности под отчет производится при условии подачи отчета им в установленном порядке за ранее полученные под отчет суммы.

Отчетность за полученную под отчет или на командировку наличность осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

Каков порядок сдачи выручки выходного дня обособленным подразделением, применяющим РРО, в кассу предприятия?

До 05.01.2018 г. предусматривалось, что если бухгалтерия и кассир предприятия (юридического лица) не работают в выходные и праздничные дни, а его обособленное подразделение, использующее при расчетах РРО (РК), в эти дни работает, но не ведет кассовой книги, то записи в кассовой книге юридического лица осуществляются на следующий рабочий день предприятия — юридического лица.

Сегодня предприятия, имеющие обособленные подразделения, которые проводят кассовые операции и режим работы которых не совпадает с распорядком функционирования бухгалтерии предприятия — юридического лица (в том числе в выходные и праздничные дни), внутренним документом определяют порядок взаимодействия обособленных подразделений с бухгалтерией предприятия — юридического лица в соответствии с требованиями законодательства Украины (пункт 40 раздела IV Положения).

Каков на сегодняшний день срок хранения в кассе наличности, полученной в банке для выплат, относящихся к фонду оплаты труда?

Согласно пункту 18 раздела II Положения, учреждения/предприятия имеют право хранить в своей кассе наличность, полученную в банке для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов (дохода) сверх установленного лимита кассы в течение пяти (до 05.01.2018трех) рабочих дней, включая день получения наличности в банке. Наличность для проведения таких выплат работникам отдаленных обособленных подразделений предприятий железнодорожного транспорта и морских портов может храниться в кассах таких учреждений/предприятий сверх установленного лимита кассы в течение 10 (до 05.01.2018пяти) рабочих дней, включая день получения наличности в банке. Наличность, полученная в банке на другие выплаты, выдается учреждением/предприятием своим работникам в тот же день. Суммы наличности, полученные в банке и не использованные по назначению в течение установленных пунктом 18 раздела II Положения сроков, возвращаются учреждением/предприятием в банк не позднее следующего рабочего дня банка или могут оставаться в его кассе (в пределах установленного лимита).

Чья фамилия и инициалы должны быть указаны в графах «Керівник», «Головний бухгалтер» кассовых ордеров в случае их подписания уполномоченным лицом предприятия?

В соответствии с пунктом 25 раздела III Положения прием наличности в кассу производится по приходному кассовому ордеру (приложение 2), подписанному главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем учреждения/предприятия. К приходным кассовым ордерам могут прилагаться документы, которые являются основанием для их составления.

О приеме учреждениями/предприятиями наличности в кассу по приходным кассовым ордерам выдается квитанция (которая является отрывной частью приходного кассового ордера), подписанная главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем, подпись которых может быть заверена оттиском печати этого учреждения/предприятия. Использование печати учреждением/предприятием не является обязательным.

Согласно абзацу первому пункта 26 раздела III Положения выдача наличности из касс производится по расходным кассовым ордерам (приложение 3) или расходным ведомостям. Документы на выдачу наличности подписываются руководителем и главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем. К расходным ордерам прилагаются заявления на выдачу наличности, расчеты.

При этом согласно пункту 34 раздела III Положения кассир при получении кассовых ордеров или расходных ведомостей обязан проверить:

1) наличие и подлинность на документах подписей, предусмотренных приложениями 2 и 3 к этому Положению, а на расходной ведомости — разрешительной надписи руководителя учреждения/предприятия или лиц, им уполномоченных;

2) правильность оформления документов, наличие всех реквизитов;

3) наличие перечисленных в документах приложений.

Кассир возвращает документы для оформления в случае невыполнения хотя бы одного из требований, указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 34 раздела III этого Положения.

Таким образом, в приходном и расходном кассовых ордерах в графах «Керівник», «Головний бухгалтер», в случае их подписания уполномоченным лицом предприятия, должны быть указаны фамилия и инициалы уполномоченного лица предприятия.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше