Транспортный налог: сказочка с (не)счастливым концом

В избранном В избранное
Печать
Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Февраль, 2018/№ 12
Это третий и последний сын славной семьи имущественных налогов. А третий — знаете, как оно в сказках бывает? Ну, немного не такой, как все. Простачок, если можно так сказать. О двух старших отец-законодатель беспокоится, балует их, лелеет изо дня в день, а о третьем, похоже, и забыл. Прошел год — ноль внимания. А вот владельцы дорогих легковушек и хотели бы забыть, но нельзя. Потому что для них он— не сказочка, а реальность. Давайте же вместе посмотрим, что из него выросло на четвертом году жизни.

Быстро сказка сказывается... Но разобраться со всеми тонкостями транспортного налога вы успеете еще быстрее. Ибо их не так уж и много. К тому же, с начала года в ст. 267 НКУ, посвященную взиманию этого налога, не было внесено никаких изменений.

Налогоплательщики. Породниться с транспортным налогом, хотя и против своей воли, вынуждены физ- и юрлица*, в том числе нерезиденты, которые имеют зарегистрированные в Украине легковые автомобили (абзац первый п.п. 267.2.1 НКУ):

* Далее будем говорить только о них.

— во-первых — стоимость которых превышает 375 минзарплат (МЗП) на 1 января отчетного года (в текущем году — 1396125 грн.);

— во-вторых — с года выпуска которых прошло не более 5 лет включительно (для 2018 года — автомобили, выпущенные не ранее 2013 года).

Объект налогообложения. Транспортным налогом облагаются лишь те автомобили, о которых мы сказали выше, при одновременном соблюдении обоих критериев — стоимостного и возрастного. Со вторым — возрастным — критерием более-менее все понятно**. Поэтому главную роль при классификации легковушки как объекта налогообложения играет первый — стоимостный — критерий. То есть плательщикам непременно следует знать,

** Как определить возраст транспортного средства, см. в примечании 8 к действующей декларации по транспортному налогу.

как определить стоимость легкового автомобиля?

Так вот, на сегодня среднерыночная стоимость легковых автомобилей должна определяться Минэкономразвития по методике, утвержденной Кабмином, по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года исходя из 1) марки, 2) модели, 3) года выпуска, 4) объема цилиндров двигателя и 5) типа горючего (абзац второй п.п. 267.2.1 НКУ).

Методика, о которой идет речь, утверждена постановлением КМУ от 18.02.2016 г. № 66. Однако предназначена она не для налогоплательщиков, а для Минэкономразвития, которое с ее помощью должно ежегодно до 1 февраля на своем официальном веб-сайте размещать перечень легковых автомобилей, отвечающих возрастному и стоимостному критериям (см. выше), то есть являющихся объектом налогообложения (абзац третий п.п. 267.2.1 НКУ).

Обратите внимание! Такой перечень на 2018 год уже появился на сайте Минэкономразвития***. То есть больше нет никаких препятствий, чтобы своевременно отчитаться по транспортному налогу.

*** См. по ссылке http://www.me.gov.ua/Files/GetFile?lang=uk-UA&fileId=68423827-ba65-4263-a1da-60978524fd83.

Прошлогодние неурядицы. К сожалению, указанный перечень облагаемых автомобилей в 2017 году был обнародован только в июне, то есть с опозданием. А до тех пор плательщики не имели возможности рассчитать налог из-за неопределенности одного из его элементов — объекта налогообложения.

Как нужно было действовать при таких обстоятельствах, фискалы всегда разъясняли в свою пользу. Так, в письме ГФСУ от 07.07.2017 г. № 1058/6/99-99-12-02-03-15/ІПК они заявляли: платить транспортный налог надо, если автомобиль имеет среднерыночную стоимость свыше 375 МЗП, рассчитанную по Методике, действовавшей по состоянию на 01.01.2017 г.**** Однако если в перечне на 2017 год такого автомобиля нет, то советовали обратиться в Минэкономразвития для уточнения признаков объекта обложения транспортным налогом.

**** Которая, между прочим, на эту дату противоречила п.п. 267.2.1 НКУ, следовательно, по нашему мнению, не могла применяться при расчете транспортного налога на 2017 год (подробности — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 13, с. 10).

А вот в письмах ГФСУ от 02.01.2018 г. № 9/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 04.01.2018 г. № 24/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и от 05.01.2018 г. № 54/6/99-99-12-02-03-15/ІПК уже утверждали, что если среднерыночная стоимость автомобиля, рассчитанная по устаревшей Методике, на начало 2017 года не превышала определенного НКУ порога, но в июньском перечне такое транспортное средство есть, то оно — объект налогообложения в 2017 году. Значит, надо подать (или уточнить) отчетность за 2017 год и, скорее всего, со штрафами и пеней. Если вы не согласны с этим, готовьтесь обращаться в суд.

Идем дальше.

База налогообложения. Это — количество подлежащих налогообложению автомобилей, зарегистрированных за вашим предприятием (п.п. 267.3.1 НКУ).

Ставка налога. С этим все проще простого. Сумма транспортного налога, которую придется уплатить за каждое авто, являющееся объектом налогообложения, — 25000 грн. Это и есть одна-единственная ставка, установленная п. 267.4 НКУ в расчете на год. То есть, невзирая на «местный» характер этого налога, обращаться в местный совет, чтобы уточнить ставку, вам не придется.

А теперь несколько слов о том, как юридическим лицам рассчитать транспортный налог, задекларировать его и в какие сроки уплатить.

Порядок расчета. Он тривиален. Нужно лишь перемножить ставку (25000 грн.) и количество легковых автомобилей, являющихся объектами налогообложения, — это и будет общая годовая сумма налога.

Но если вы приобрели подлежащее налогообложению авто в течение года, налог должны платить начиная с месяца, в котором возникло право собственности на него, пропорционально количеству месяцев, оставшихся до конца года (п.п. 267.6.4 НКУ).

А вот в случае перехода права собственности на такой автомобиль от одного владельца к другому в течение отчетного года предыдущий хозяин исчисляет налог за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он потерял право собственности, а новый хозяин этого автомобиля — начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности на него (п.п. 267.6.5 НКУ).

Если возраст облагаемого автомобиля посреди года достигнет пяти лет, он перестает быть объектом налогообложения. В таком случае в течение отчетного года налог платится за период с 1 января этого года до начала месяца, следующего за месяцем, в котором возраст такого автомобиля достиг (достигнет) 5 лет (п.п. 267.6.7 НКУ).

Декларирование. Вы уже, наверное, поняли, что базовым (отчетным) налоговым периодом для транспортного налога является календарный год.

Таким образом, плательщики налога — юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года подают контролирующему органу по месту регистрации легковых автомобилей, которые являются объектами налогообложения, декларацию с разбивкой годовой суммы равными частями поквартально (п.п. 267.6.4 НКУ). Последний день ее подачи в текущем году — 19 февраля.

Относительно объектов налогообложения, приобретенных в текущем году, декларацию подают в течение месяца со дня возникновения права собственности на такой объект (п.п. 267.6.6 НКУ).

Форма декларации. Обратите внимание!

С 1 января 2018 года действует обновленная форма декларации по транспортному налогу

Она утверждена приказом Минфина от 10.04.2015 г. № 415 (в редакции приказа Минфина от 27.06.2017 г. № 595). По сравнению с предыдущей формой декларация дополнена такими показателями, как международный идентификационный номер транспортного средства (VIN-код) и тип горючего.

Порядок уплаты налога. Налог платят по месту регистрации объектов налогообложения. Он подлежит зачислению в соответствующий местный бюджет (п.п. 267.7.1 НКУ).

Сроки уплаты налога юридическими лицами — авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п.п. «б» п.п. 267.8.1 НКУ). Если 30 число в таком месяце приходится на выходной/праздничный (или даже на следующий за выходным/праздничным) день, налог следует уплатить раньше.

Это значит, что за I квартал 2018 года последний день для уплаты налога — 27.04.2018 г., за ІІ квартал — 27.07.2018 г., за ІІІ квартал — 29.10.2018 г., за IV квартал — 29.01.2019 г.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить