Кому нужна Таблица?
Из статьи на с. 18 вы уже знаете, что одним из критериев рисковости операций является превышение объема поставки товаров/услуг (указанного в НН/РК, зарегистрированных с 01.01.2017 г.) над увеличенным в 1,5 раза объемом их приобретения (в том числе импорта) за этот же период. Или равенство указанных объемов. Если более 75 % общей суммы такого превышения составляют товары/услуги, определенные ГФС в перечне согласно приложению к письму от 21.03.2018 г. № 959/99-99-07-18 и «превышающие» товары/услуги не указаны в Таблице данных плательщика — операция рисковая.
Еще один «рисковый» критерий — изменение номенклатуры поставки (для кодов товаров УКТ ВЭД — на уровне первых четырех, для кодов услуг согласно ГКПУ — на уровне первых двух цифр), осуществленной плательщику НДС, при отсутствии измененных товаров/услуг в Таблице данных.
То есть Таблица данных пригодится, если:
1) плательщик осуществляет поставку товаров/услуг перечисленных налоговиками кодов, и при этом объемы их приобретения за период с 01.01.2017 г. (согласно зарегистрированным НН/РК и таможенным декларациям) в 1,5 раза и более меньше соответствующих объемов поставок.
Такое превышение — постоянный спутник производителей продукции, поставщиков работ и услуг, продавцов «наборных» комплектов из покупных товаров и т. п. Ведь коды товаров/услуг на «входе» и на «выходе» у таких плательщиков разные. Кроме того, превышение может возникнуть, если соответствующие товары/услуги плательщик приобретает у неНДСников. Или у НДСников, но приобретались они давно — еще до 01.01.2017 г. (точнее, первое событие по приобретению было до этой даты);
2) плательщик меняет номенклатуру поставки, осуществленной покупателю — плательщику НДС (для кодов товаров УКТ ВЭД — на уровне первых четырех цифр, для кодов услуг согласно ГКПУ — на уровне первых двух цифр).
Своевременно поданная Таблица в перечисленных случаях спасет операции от рискового статуса и предотвратит остановку регистрации НН/РК, составленных на такие операции
Правда, напомним: при осуществлении рисковых операций регистрацию НН/РК приостанавливают только «не позитивным» плательщикам. Так что если плательщик имеет позитивную налоговую историю (подробнее об этом на с. 15), то Таблица данных ему может и не понадобиться.
Хотя «позитивность» плательщика — понятие изменчивое (рассчитывается налоговиками ежемесячно до 10 числа, следующего за отчетным месяцем, и доступна плательщику в электронном кабинете). А вот действие Таблицы данных во времени не ограничено.
Заметьте: Таблица, учтенная фискалами с 01.07.2017 г., защищает от остановки регистрации всех поданных в последующем НН/РК, составленных на операции, указанные в этой Таблице (п. 38 Порядка остановки регистрации).
Поэтому даже «позитивный» плательщик может перестраховаться и подать Таблицу на случай будущей утраты «позитивного» статуса. Тем более, что
Таблицу данных можно подать без наличия факта остановки регистрации НН/РК
Так утверждают налоговики (см. БЗ 101.17). И это полностью соответствует Порядку остановки регистрации, где о зависимости между Таблицей и фактом остановки регистрации нет ни слова.
Кстати, если регистрация НН/РК уже приостановлена, то Таблицей их не разблокируешь. Для этого нужно подавать «разблокировочные» документы, перечень которых приведен в п. 14 Порядка остановки регистрации (подробно о них — в следующей статье). Но она позволит предотвратить последующие блокировки идентичных операций («аналогичных» НН/РК, которые будут подаваться на регистрацию в дальнейшем).
Таблица не поможет и в том случае, если рисковым будет признан сам плательщик, а не осуществляемые им операции (подробнее о рисковости плательщика на с. 11). Тогда НН/РК остановят, несмотря на поданные плательщиком Таблицы.
Заполняем Таблицу данных
Форма Таблицы данных приведена в приложении 3 к Порядку остановки регистрации.
О том, как ее заполнить, рассказывают налоговики (см. БЗ 101.17):
— в графе «Код згідно з КВЕД ДК 009:2010» — указываем виды экономической деятельности согласно КВЭД по рисковым операциям. Причем указывать код нужно в каждой заполненной строке. То есть один и тот же код КВЭД может быть указан несколько раз — столько, сколько будет указано кодов товаров/услуг, приобретаемых и поставляемых (изготавливаемых) в рамках этого вида деятельности. А вот пустой эта графа оставаться не должна;
— в графе «Код згідно з УКТЗЕД/ДК 016:2010 (придбання (отримання) товарів/послуг)» — указываем коды рисковых товаров согласно УКТ ВЭД или коды рисковых услуг согласно ГКПУ, которые на постоянной основе приобретаются (получаются) плательщиком налога. Причем, на наш взгляд, эту строку лучше заполнить даже в том случае, если на первый взгляд кажется, что отражать в покупках нечего. Например, если плательщик поставляет услуги аренды, то в кодах приобретения можно указать коды коммунальных услуг из входящих НН;
— в графе «Код згідно з УКТЗЕД/ДК 016:2010 (постачання (виготовлення) товарів/послуг)» — указываем коды товаров согласно УКТ ВЭД или коды услуг согласно ГКПУ, которые на постоянной основе поставляются (изготавливаются) плательщиком.
Заметьте:
одновременное заполнение граф о приобретении (получении) и поставке (изготовлении) в одной строке Таблицы не допускается
А коды услуг согласно ГКПУ должны содержать от 5 (например, 02.40) до 14 символов.
В общем, правильно заполненная Таблица данных выглядит так:
Таблица 1. Пример заполнения Таблицы данных
Порядковий номер | Код згідно з КВЕД ДК 009:2010 | Код згідно з УКТЗЕД/ДК 016: 2010 (придбання (отримання) товарів/послуг) | Код згідно з УКТЗЕД/ДК 016: 2010 (постачання (виготовлення) товарів/послуг) |
1 | 10.41 | 1507 | |
2 | 10.41 | 1201 | |
3 | 10.20 | 0305 | |
4 | 10.20 | 0303 |
Учтите: получение предварительной оплаты за товары, поставка которых еще не произошла, не лишает плательщика права указать в Таблице информацию о товарах, за которые она была получена. А учитывая проблемы, с которыми сталкиваются плательщики при разблокировке «предоплатных» НН/РК на практике (подробнее об этом — в следующей статье), подача «предупреждающей» Таблицы в этих случаях очень даже целесообразна.
Кроме того, помните:
после подачи Таблицы коды в НН/РК следует указывать на уровне тех знаков (цифр), которые указаны в поданной Таблице
То есть, если в Таблице коды указаны на уровне 4 первых цифр, а в НН/РК — заполнить их на уровне 12 цифр, то регистрация таких НН/РК может быть приостановлена. Например, код 33.12 и код 33.12.24-00.00 не идентичны и понимаются как разные коды.
Составляем пояснения к Таблице
Вместе с Таблицей данных обязательно подают пояснения, в которых указывают деятельность с возможной ссылкой на налоговую и другую отчетность плательщика (п. 31 Порядка остановки регистрации).
Что конкретно и как пояснять — в Порядке остановки регистрации не сказано. Ну а требования налоговиков на этот счет давно известны. Вместе с Таблицей они хотят видеть информацию (в виде сканированных копий документов) о наличии:
— помещений (собственных, арендованных);
— производственных мощностей (собственных, арендованных);
— земельных участков (собственных, арендованных);
— наемного персонала (основного, по совместительству);
— дохода от осуществления деятельности за предыдущий период;
— остатков готовой продукции (наименование);
— остатков сырья (наименование).
Конечно, предоставлять указанную информацию нужно с учетом особенностей деятельности каждого конкретного плательщика.
Так, например, информация о наличии земельных участков (собственных, арендованных) особенно важна для сельхозников, претендующих на автоматический учет Таблицы (подробнее об этом — в следующем разделе). Кстати, наличие земельного участка в пояснении можно подтвердить, сославшись на соответствующую декларацию по земле.
Информация в пояснении об остатках готовой продукции или остатков сырья, зависших по состоянию на 01.01.2017 г., непременно понадобится тем плательщикам, которые планируют осуществлять операции поставки с их участием.
Учтите: в официальном издании «Вісник. Право знати все про податки і збори», 2017, № 47, с. 21-22 сказано, что вышеназванные пояснения можно подать в виде бухсправки, в которой содержится информация о наличии у плательщика достаточных материальных и трудовых ресурсов для осуществления указанных в Таблице видов деятельности
Хотя лучше, конечно, приложить и копии документов — с ними шансов на то, что Таблица будет учтена, безусловно, больше.
Порядок подачи и рассмотрения Таблицы
Таблицу данных подают в электронной форме (J(F)1312302) средствами электронной связи (п. 39 Порядка остановки регистрации). Пояснения тоже получится подать только в электронной форме (J(F)1360102).
Рассматривать поданную Таблицу вместе с пояснениями будут комиссии регионального уровня на протяжении 5 рабочих дней после дня ее получения. После чего (на протяжении операционного дня) решение об учете/неучете Таблицы станет доступно в электронном кабинете плательщика.
Если Таблица не учтена, в Решении обязательно укажут причину ее непринятия. Помните!
Плательщик имеет право обжаловать отказ в административном либо судебном порядке
Сказано об этом в самой форме Решения. Да и налоговики это подтверждают (см. БЗ 101.17).
Таблица также может быть учтена в автоматическом режиме, если ее подает:
1) сельхозпроизводитель, который одновременно:
— внесен в Реестр получателей бюджетной дотации согласно Закону Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» и/или по состоянию на 31.12.2016 г. применял специальный режим налогообложения согласно ст. 209 НКУ (в «тогдашней» редакции). Заметьте: плательщики, имеющие указанный статус, делают отметку в соответствующем поле шапки Таблицы;
— имеет в собственности (пользовании) и/или в аренде земельные участки общей площадью более 200 га включительно по состоянию на 1 января, отраженные в налоговой отчетности до 20 февраля текущего года;
— указал в Таблице определенные коды товаров согласно УКТ ВЭД (а именно: 01, 03, 04, 07, 08, 10, 12);
2) плательщик НДС, у которого одновременно:
— показатель налоговой нагрузки свыше 2 %. Напомним, что его фискалы пересчитывают ежемесячно (по состоянию на 1 число) и каждого 10 числа он становится доступным в электронном кабинете;
— показатель прироста начисленного НДС за месяц по сравнению с максимальной месячной суммой за последние 12 месяцев меньше 40 %;
— объем поставок товаров/услуг, указанных в поданной Таблице, за последние 12 месяцев составляет более 25 % общего объема поставок.
Заметьте: если налоговая нагрузка свыше 3 % (при том же показателе прироста), НН/РК вообще пройдут мимо мониторинга. Однако это еще не значит, что подавать Таблицу в таком случае нет смысла. Ведь, как мы уже выяснили, ее можно подать на будущее.
Почему могут не учесть/отменить учтенную Таблицу?
В формах Решений об учете/неучете Таблицы, утвержденных приказом № 144, выделено две основные причины, по которым Таблица может быть не учтена фискалами:
— наличие в органах ГФС налоговой информации, свидетельствующей об осуществлении плательщиком рисковых операций;
— выявлено несоответствие определенных в Таблице видов деятельности имеющимся у плательщика средствам/факторам производства.
Кроме того, законодатель оставил еще одну «неидентифицированную» причину отказа — «Прочее». Так что при желании налоговики могут прицепиться к чему угодно.
Например, причиной отказа может быть дублирование данных в Таблицах. Так что, если вы уже указывали в Таблице определенный код товаров/услуг и фискалы приняли Таблицу, то в следующих Таблицах его уже не дублируйте.
По этим же причинам фискалы могут отменить уже принятую (в том числе в автоматическом режиме) Таблицу. Кроме того, отменить Таблицу они имеют право при наличии информации, свидетельствующей, что данные этой Таблицы недостоверные.
После отмены Таблицы плательщик имеет право подать новую Таблицу с правильными данными (БЗ 101.17)
Причем, если отмененная Таблица была учтена в автоматическом режиме, то в дальнейшем ее будут рассматривать в обычном «пятидневном» порядке.