26.03.2018

Агент продает ж/д билеты: НДС — с вознаграждения

Письмо ГФСУ от 26.02.2018 г. № 777/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

вывод документа

При продаже ж/д билетов агент начисляет налоговые обязательства (НО) по НДС и оформляет налоговую накладную (НН) только исходя из стоимости своих агентских услуг, т. е. агентского вознаграждения (без учета платы за перевозку, перечисляемой перевозчику)

Налоговики вновь подтверждают свою известную позицию насчет продажи билетов (в данном случае — железнодорожных) с привлечением агентов. В который раз они советуют агентам, реализующим билеты на основании агентских соглашений, отойти от посреднической схемы. То есть закрыть глаза на правила «посреднического» п. 189.4 НКУ и облагать НДС только свое вознаграждение. А вот объемы перевозок (стоимость перевозок, входящую в стоимость билетов) через себя не пропускать: «не светить» в НН и в НДС-отчетности вообще не отражать.

При этом аргументы те же. Так как услугу железнодорожной перевозки предоставляет пассажирам непосредственно перевозчик (а не агент), она не может быть предметом договора между другими участниками процесса оформления заказа на продажу проездных билетов. Поэтому для агента (лишь способствующего оформлению заказа) транспортный билет не может выступать основанием ни для начисления НО, ни для формирования НК. А право на НК по билету (без получения НН с учетом п. 201.11 НКУ, причем независимо от суммы) возникает только у лица, которое непосредственно получает услуги перевозки.

Напомним, что аналогичную позицию ГФСУ озвучивала в прошлом. Причем в отношении не только ж/д-, но и авиабилетов (БЗ 101.20, письма ГФСУ от 01.09.2015 г. № 18663/6/99-99-19-03-02-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 92, с. 5, от 07.09.2011 г. № 24064/7/15-3417-26, от 07.09.2011 г. № 16223/6/15-3415-26 и от 27.10.2011 г. № 4430/7/15-3417-26), а также автобусных билетов (письма ГФСУ от 04.02.2016 г. № 2382/6/99-99-19-03-02-15 и от 18.01.2012 г. № 1142/6/15-3415-26).

Однако относительно последних не может быть вопросов, так как по ним ситуация урегулирована законодательно: есть спецнорма — «автобусный» п. 189.13 НКУ. Он устанавливает, что для автостанций, реализующих билеты, базой обложения является вознаграждение, включающее автостанционный сбор (подробнее об НДС при продаже автобусных билетов см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 38, с. 32).

А вот для ж/д- и авиабилетов в НКУ аналогичной нормы нет. И тем не менее это не мешает контро- лерам распространить на них тот же подход. Хотя, по логике, в таком случае должны работать правила «посреднического» п. 189.4 НКУ. А потому, чтобы «спокойно» следовать советам контролеров и облагать НДС лишь свое вознаграждение, агентам лучше получить аналогичную индивидуальную консультацию в свой адрес.

И к слову, если по договоренностям вознаграждение агенту платит перевозчик, НН (исходя из вознаграждения) агент выпишет на перевозчика. А перевозчик, если за НН обратится пассажир, в свою очередь, по услугам перевозки оформит НН на пассажира (иначе перевозчик может оформить операции итоговой НН).

Что примечательно, ситуация с билетами — не единичный случай, когда налоговики в отношениях посредничества советуют посредникам идти в обход правил п. 189.4 НКУ (см., например, недавнее письмо ГФСУ от 01.02.2018 г. № 403/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, касающееся договора поручения, а также детали ситуации и наши предложения в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 23, с. 10). Правда, тревогу вызывает то, что законодательные основания для этого отсутствуют. Вот и приходится плательщикам добывать индивидуальные разъяснения в свой адрес.