Темы статей
Выбрать темы

Участнику о тендере: первые шаги в публичных закупках

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Осуществление государственных закупок всегда сопровождалось своими особенностями и тонкостями. С запуском электронной системы закупок этот процесс стал более прозрачным, а круг возможных участников (потенциальных поставщиков) расширился и стал делом не только «избранных»… Теперь попробовать свои силы и предложить свои товары, услуги (работы) может практически любое заинтересованное лицо. Как говорится: «Стучите — и вам откроют…». А вот какие для этого нужно сделать первые шаги, какие главные моменты публичных закупок учесть и что, в принципе, представляют собой тендер и электронная система закупок? Об этом мы расскажем вам прямо сейчас.

Начнем с главного нормативного документа, который регулирует порядок осуществления закупки товаров, работ и услуг для обеспечения потребностей государства и территориальных громад, — это Закон № 9921.

1 Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Здесь находим определение понятия «тендер (торги)». По сути, это конкурентный отбор участников с целью определения победителя торгов в соответствии с процедурами, установленными этим Законом. Другими словами, отбор из представленных тендерных предложений самого выгодного для заказчика.

Причем характерной чертой всех процедур такого отбора является их публичность

Для этих целей и создана электронная система закупок (ЭСЗ). Что она собой представляет?

Электронная система закупок

В состав ЭСЗ (больше известной как «ProZorro») входят веб-портал Уполномоченного органа (https://prozorro.gov.ua) и авторизованные электронные площадки (например, см. адрес в Интернете: https://www.dzo.com.ua, https://e-tender.ua и т. д.), между которыми обеспечен автоматический обмен информацией и документами (п. 6 ст. 1 Закона № 922).

Заметим, в тестовом режиме эта система заработала еще с 12.02.2015 г. С 1 апреля 2016 года проведение тендеров через ЭСЗ стало обязательным для монополистов и центральных органов исполнительной власти, а с 1 августа 2016 года — для всех госзаказчиков2 (см. п. 1 разд. ІХ Закона № 922).

2 Органы госвласти, местного самоуправления и социального страхования, а также юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, которые обеспечивают потребности государства или территориальной громады (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 922).

Иными словами,

на сегодня единственный способ продать продукцию или услугу бюджетным, государственным организациям — это принять участие в электронных торгах

Отныне участие в закупках существенно упрощено. Заказчик-бюджетник (ст. 10 Закона № 922) самостоятельно и бесплатно через авторизованные электронные площадки должен опубликовать информацию о закупке (объявить тендер) на веб-портале Уполномоченного органа.

Доступ к публичным тендерам имеет любое заинтересованное лицо (потенциальный поставщик). Для этого нужно лишь выбрать авторизованную электронную площадку, зарегистрироваться там и подать в электронном виде свое предложение на заинтересовавший вас тендер. Причем учтите: один участник может подать только одно предложение к каждой отдельной закупке.

Участники торгов могут в режиме online подавать любые вопросы/требования/жалобы3 заказчику тендера (ст. 18 Закона № 922)

3 Шаблоны документов можно найти по адресу: https://prozorro.gov.ua/zahist-uchasnikiv

Также площадка предоставляет полную техническую и консультационную поддержку зарегистрированному на ней участнику.

В то же время любой пользователь (без регистрации участником) имеет возможность просмотреть в свободном доступе абсолютно всю историю закупочного процесса — от момента размещения объявления4 о планируемых закупках до заключения договоров по каждому отдельному заказчику, а также может ознакомиться с тендерной документацией5.

4 Официальный портал обнародования информации о публичных закупках Украины: https://prozorro.gov.ua

5 Она определяет условия проведения публичных закупок. Разрабатывается, утверждается заказчиком и обнародуется для свободного доступа в ЭСЗ. Обязательные составляющие этой документации определены в ст. 22 Закона № 922.

Но как и в любом правиле есть свои исключения, так и здесь существуют госзакупки, которые могут осуществляться в обход ЭСЗ. О них ниже.

Исключения из общего правила

Во-первых, сразу имейте в виду: ЭСЗ не применяется при закупке товаров, работ и услуг, исчерпывающий перечень которых приведен в п. 3 ст. 2 Закона № 922. В частности, это услуги международных третейских судов, товары и услуги, связанные с разработкой дизайна, изготовлением защищенной бумаги, банкнот, монет, государственных наград и т. п.

Во-вторых, обязанность (!) осуществлять тендерные закупки через ЭСЗ касается только так называемых сверхпороговых закупок.

Интересный момент: терминов «сверхпороговые» и «допороговые» закупки в нормативных документах вы не найдете. Однако они крепко заняли свое место на практике и широко применяются в ЭСЗ. Какие закупки считать сверхпороговыми и допороговыми и почему они так называются, читайте дальше.

«Пороги» для закупок

Дело в том, что в части проведения публичных закупок законодатель установил стоимостные «пороги» применения Закона № 992 (абзацы второй и третий ч. 1 ст. 2 Закона № 922). В связи с чем условно их можно разделить на два вида.

1. Сверхпороговые закупки — когда ожидаемая стоимость предмета закупки равна или превышает для:

— товара (товаров), услуги (услуг) 200 тыс. грн.;

работ — 1,5 млн грн.

В отдельных сферах деятельности установлен «особый» (повышенный) стоимостный порог для:

— товара (товаров), услуги (услуг) — равен или превышает 1 млн грн.;

— работ — равен или превышает 5 млн грн.

2. Допороговые закупки — когда стоимость предмета закупки ниже указанного выше стоимостного порога.

При этом использование ЭСЗ при проведении тендера на допороговые закупки — дело добровольное

Но учтите: в этом случае заказчик обязан лишь обнародовать в ЭСЗ отчет о заключенных договорах, и то при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн.

Если же при допороговых закупках было добровольно принято решение об использовании системы ProZorro, то в таком случае следует придерживаться порядка действий, прописанного в п. 5.1 Порядка № 356 (алгоритм осуществления закупки приведен в приложении 1 к этому Порядку).

6 Порядок осуществления допороговых закупок, утвержденный приказом ГП «Зовнішторгвидав України» от 13.04.2016 г. № 35.

Интересный момент: если предложение по допороговой закупке подал только один участник, то такая закупка «проскакивает» этап аукциона и сразу получает статус «Кваліфікація» (п. 8.3 Порядка № 35).

Для сверхпороговых закупок своя история. Так, например, если предложение подал только один участник при проведении процедуры открытых торгов, закупка признается не состоявшейся. Ведь для проведения такой процедуры должно быть подано минимум два предложения.

Скажем несколько слов о всех законодательно предусмотренных процедурах публичных торгов для сверхпороговых закупок.

Процедуры госзакупок

Сверхпороговые закупки могут осуществляться путем применения одной из трех процедур (п. 1 ст. 12 Закона № 922):

— открытые торги (разд. IV Закона № 922);

— конкурентный диалог (разд. V Закона № 922);

— переговорная процедура закупки (разд. VI Закона № 922).

Открытые торги являются основной процедурой закупки товаров

Конкурентный диалог используется в том случае, если заказчик не может определить необходимые технические, качественные характеристики (спецификации) работ или определить вид услуг или если предметом закупки являются консультационные, юридические услуги, разработка информационных систем, программных продуктов, выполнение опытно-конструкторских работ, определение требований к выполнению которых требует переговоров.

Причем информация о проведении конкурентного диалога должна быть обнародована на веб-портале Уполномоченного органа (ч. 1 ст. 34 Закона № 922).

Конкурентный диалог проводится в два этапа:

— на первом этапе на основании тендерных предложений (без указания цен) могут быть обговорены все аспекты закупки с целью определения технических требований и требований качества предмета закупки или определения новых характеристик предмета закупки. Все участники, которые принимали участие в диалоге, приглашаются на второй этап;

— на втором этапе

окончательные тендерные предложения участников рассматриваются в порядке, предусмотренном процедурой открытых торгов (ч. 2 ст. 34 Закона № 922)

Переговорная процедура закупок используется в исключительных случаях, перечисленных в п. 2 ст. 35 Закона № 922 (ср. ). К таким исключениям относятся, например, отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке или крайняя необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств и т. д.

Логично, что эта процедура закупки не считается тендером в понимании Закона № 922 (см. ст. 1 этого Закона). Однако, если по результатам проведенных переговоров с участником (участниками) заказчик принимает решение о намерении заключить договор, информация об этом все равно обязательно публикуется на веб-портале Уполномоченного органа в течение одного дня после принятия такого решения:

Как видим, в любом случае независимо от используемой процедуры закупки информация о ней проходит через электронную систему закупок.

Полагаем, что с общими правилами осуществления государственных закупок все понятно. Безусловно, в ходе процесса закупки может появиться множество других специфичных вопросов, например, в части оформления тендерной документации, обжалования процедуры закупки и пр. Но эти вопросы выходят за рамки нашей статьи.

А в следующей статье мы расскажем о том, с какими расходами участнику придется столкнуться в ходе участия в тендере и как их отражать в учете.

выводы

  • Единственный способ, за исключением прямо прописанных законом, — продать продукцию или услугу бюджетным, государственным организациям — стать участником публичных торгов.
  • При допороговой стоимости предмета закупки проведение тендера через СЭЗ — дело добровольное.
  • Основная процедура публичных закупок — это открытые торги.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше