* Для упрощения будем называть ее просто Справка.
Процедуру подтверждения отсутствия у плательщика задолженности перед бюджетом на сегодня регулирует Порядок № 733**.
** Утвержден приказом Минфина от 03.09.2018 г. № 733.
Форма Справки приведена в приложении 1 к этому Порядку. В каких случаях ее запрашивают?
Кому подают Справку
Примерный перечень нормативных документов, которые служат основанием для выдачи Справки, приведен в информационной карточке административной услуги «Видача довідки про відсутність заборгованості з платежів до бюджету, що контролюються органами державної фіскальної служби». Ознакомиться с ней можно на главной странице официального веб-портала ГФСУ (http://sfs.gov.ua), в разделе «Діяльність > Адміністративні послуги» (см. БЗ 140.06).
Справка нужна прежде всего
участникам тендеров в процедуре госзакупок для того, чтобы подтвердить отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов (обязательных платежей)
В противном случае ч. 2 ст. 17 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII предусматривает возможность отклонить тендерное предложение задолжавшего бюджету участника.
Также обязательно понадобится Справка, в частности, при получении:
— финансовой поддержки от государства фермерскими хозяйствами;
— бюджетной дотации сельхозниками;
— бюджетной дотации предприятиями на создание специальных рабочих мест для инвалидов.
А вот для проведения госрегистрации прекращения юрлица или прекращения деятельности физлица-предпринимателя эту Справку не применяют.
Отсутствие каких долгов подтверждает Справка
Проверку наличия/отсутствия у плательщика задолженности фискалы осуществляют на дату формирования Справки. При этом учитывают (п. 5 Порядка № 733) наличие/отсутствие:
— налогового долга и/или
— недоимки по уплате ЕСВ и/или
— прочей задолженности по платежам, взимание которых контролируют налоговики.
Наличие/отсутствие долгов проверяют как по основному, так и по неосновному месту учета плательщика (в качестве плательщика отдельного налога).
Как получить Справку
Чтобы получить Справку, подают Заявление, по форме из приложения 2 к Порядку № 733. На его основании и выдадут Справку. Причем совершенно бесплатно (п. 3 Порядка № 733).
В Заявлении обязательно указывают:
1) наименование ГНИ, в которую его подают;
2) информацию о плательщике (код ЕГРПОУ/регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (РНУКПН), наименование/Ф. И. О., налоговый адрес, электронный адрес и телефон);
3) ссылку на соответствующий нормативно-правовой акт (название, номер и дату принятия), который предусматривает необходимость подтверждения отсутствия у плательщика налогового долга;
4) наименование субъекта (предприятия, учреждения, организации), которому/которой будет предоставлена Справка.
К кому обращаться за Справкой
Подать Заявление и затем получить Справку плательщик может на выбор либо в бумажной, либо в электронной форме (п. 3 Порядка № 733).
О желании получить электронную/бумажную Справку указывают в самом Заявлении при его подаче (п. 7 Порядка № 733)
То есть направление фискалам бумажного Заявления не исключает получения электронной Справки и наоборот.
Если решили составить бумажное Заявление, то его подают налоговикам по основному месту учета. Там же плательщик (его законный или уполномоченный представитель) получит бумажную Справку.
Примут бумажное Заявление от представителя и выдадут ему бумажную Справку только при наличии доверенности от плательщика (см. БЗ 140.06).
Заявление в электронной форме подают налоговикам через приватную (личную) часть Электронного кабинета (ЭК). Размещен он на веб-портале ГФСУ по ссылке: https://cabinet.sfs.gov.ua/login.
Вход в приватную часть (личный кабинет) ЭК возможен только после идентификации лица с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Функционал позволяет заполнить и подать электронное Заявление и получить в электронной форме один из документов: Справку или письмо-отказ.
Посмотреть выданную плательщику электронную Справку может любой заинтересованный орган/субъект в открытой части (вход в которую не требует идентификации) ЭК: https://cabinet.sfs.gov.ua/registers/debit (см. БЗ 140.03). Об этом проинформировал субъектов сферы публичных закупок Минэкономразвития в письме от 04.05.2017 г. № 3304-06/14682-06 (ср. ).
Для этого вводят:
1) налоговый номер плательщика (код ЕГРПОУ/РНУКПН) и
2) реквизиты Справки — дату и номер.
Сроки рассмотрения Заявления и действия Справки
Предельный срок рассмотрения Заявления и подготовки Справки (либо отказа в ее предоставлении) — 5 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения налоговиками (п. 4 Порядка № 733).
При этом фискалы сформируют Справку только при отсутствии у плательщика налогового долга и/или недоимки по уплате ЕСВ, и/или прочей задолженности по платежам (в том числе рассроченных, отсроченных, реструктуризированных).
При наличии налогового долга плательщику подготовят письмо (в произвольной форме) с мотивированным отказом в предоставлении Справки. Письмо вручат лично плательщику (его законному или уполномоченному представителю) или же направят через ЭК (п. 8 Порядка № 733). Все зависит от того, в какой форме плательщик захотел получить Справку — в бумажной или в электронной. Понятно, отсутствие Справки делает невозможным участие в публичных закупках, получение бюджетного финансирования и т. п.
Будет ли обжалование доначисленных сумм денежных обязательств основанием для отказа в выдаче Справки? Пока денежное обязательство не станет согласованным — нет!
Важно наличие у плательщика налогового долга именно на дату формирования Справки
Так же думают и налоговики. В то же время форма Заявления предусматривает информирование плательщиком о продолжающемся процессе административного (судебного) обжалования суммы денежного обязательства. Для этого в Заявлении проставляют соответствующую отметку (см. БЗ 140.06).
Справка действительна 10 календарных дней с даты ее формирования (п. 6 Порядка № 733). Срок действия Справки — ее обязательный реквизит. Поэтому будет в ней указан. Бумажная Справка, которую плательщик не получил до окончания срока ее действия, хранится у фискалов.
Если Справка стала недействительной, то при необходимости по окончании 10-дневного срока нужно повторно инициировать выдачу новой. Для этого снова обращаются с Заявлением к контролерам.