Темы статей
Выбрать темы

Как производителю подтвердить «обычность» цен

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Предприятие продает продукцию, выращенную собственными силами, по цене ниже себестоимости. Нужно ли доначислять налоговые обязательства для того, чтобы дотянуть их до минимальной базы обложения НДС? Если нет, то как подтвердить, что наша договорная цена не ниже минимальной базы по НДС?

С целью начисления НДС при продаже продукции, выращенной собственными силами, предприятие должно ориентироваться на минимальную базу обложения НДС, определенную в п. 188.1 НКУ. Для поставки самостоятельно изготовленных товаров/услуг она не может быть ниже обычных цен.

Внимание! До 01.01.2016 г. минбаза обложения НДС для собственной продукции определялась на уровне ее себестоимости. Однако на сегодня, если производитель продает свою продукцию по цене ниже себестоимости, это не вынуждает его доначислять налоговые обязательства в соответствии с п. 188.1 НКУ. Главное, чтобы договорная цена была при этом не меньше обычной цены на такую продукцию.

А вот если производитель продает готовую продукцию по цене ниже, чем обычная, ему придется дополнительно начислить налоговые обязательства на сумму превышения минимальной базы обложения НДС над договорной ценой (абзац второй п. 188.1 НКУ).

Учитывая это, у всех производителей появляется вопрос: как именно определить размер обычной цены для своей продукции и доказать, что их договорная цена не ниже обычной?

Чтобы дать ответ на него, следует разобраться с тем, что такое обычная цена. В соответствии с абзацем первым п.п. 14.1.71 НКУ такой ценой является цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено НКУ. При этом, если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен.

В свою очередь, рыночной ценой считается цена, по которой товары (работы, услуги) передают другому собственнику при условии, что продавец (п.п. 14.1.219 НКУ):

— желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель желает их получить на добровольной основе;

— обе стороны являются взаимно независимыми юридически и фактически;

— владеет достаточной информацией о таких товарах (работах, услугах), а также о ценах, которые сложились на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Учитывая это, налоговики предлагают при определении обычной цены ориентироваться на рыночные цены, т. е. цены, которые сложились на рынке товаров/услуг (см., в частности, письма ГФСУ от 13.10.2016 г. № 22286/6/99-99-15-03-02-15, от 19.10.2016 г. № 22624/6/99-99-15-03-02-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 95, с. 4, от 02.12.2016 г. № 26186/6/99-99-15-03-02-15, от 12.06.2017 г. № 583/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и от 05.04.2018 г. № 1443/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и т. п.).

Поэтому мы советовали (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 95, с. 4) производителям продукции принять превентивные меры относительно «формирования»/получения необходимых документальных подтверждений «рыночности» цен для операций поставки своих товаров/услуг.

При этом стоит помнить, что ни в одном нормативно-правовом акте четко не прописано, какими именно документами следует подтверждать то, что договорные цены на вашу продукцию не ниже обычных (рыночных) цен.

По мнению фискалов, такие документы должны содержать информацию, взятую:

— в Минэкономразвития или в органах статистики (письмо ГФСУ от 13.10.2016 г. № 22286/6/99-99-15-03-02-15);

— из других источников (кроме официальных), в том числе и о биржевых ценах (письмо ГФСУ от 15.08.2016 г. № 27600/7/99-99-14-02-01-17, письмо ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 11.09.2018 г. № 3923/ІПК/04-36-12-01-16).

Учитывая такие требования контролеров, советуем производителям запастись документами, оформленными на основе этой информации.

В то же время никто не гарантирует, что информация из подобранных вами документов для подтверждения рыночных цен будет соответствовать той информации, на которую будут ссылаться фискалы. Дело в том, что на практике для определения размера обычных цен налоговики принимают во внимание не информацию из разных источников, а информацию из какого-то одного источника.

Как свидетельствует судебная практика, чаще всего они опираются на информацию органов статистики, товарных бирж, сайтов разных организаций и т. п.

Но данных только из этих источников недостаточно, чтобы утверждать, что договорная цена продукции, выращенной собственными силами, меньше обычной. Так, например, суды настаивают на том, что:

1) цены с веб-сайта товарных бирж не могут считаться рыночными. Ведь они не соответствуют одному из условий, которое характеризует рыночные цены: не считаются ценами на идентичные товары, поскольку сложились в несопоставимых экономических условиях.

Поэтому суды (см. постановление Сумского окружного админсуда от 05.12.2017 г. по делу № 818/1597/17*) против того, чтобы при определении рыночных цен субъекты ориентировались на цены товарных бирж;

* http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/ 70829167

2) цены, взятые в органах статистики, в том числе и в областных управлениях статистики, также не подойдут. Дело в том, что, по мнению судов (см. постановления Сумского окружного админсуда от 05.12.2017 г. по делу № 818/1597/17, от 23.02.2017 г. по делу № 818/101/17, от 04.04.2018 г. по делу № 818/295/18**):

** http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/ 70829167, http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/ 65036420, http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/ 73899018 соответственно.

— данные областных главных управлений статистики не являются общедоступным ресурсом, а потому не могут служить для подтверждения обычных цен;

— информация с официального сайта Госстатистики содержит данные лишь о средних ценах реализации продукции и не учитывает условий их реализации (физические характеристики, качество и т. п.). А следовательно, такие цены не соответствуют признакам цен для идентичных товаров, которые приведены в п.п. 14.1.80 НКУ и которые следует брать для определения рыночной цены;

3) цены, взятые из неофициальных источников, например, на сайтах определенных организаций, также не подойдут. Дело в том, что информация с таких сайтов не является официальным источником информации (см. постановление Одесского окружного админсуда от 09.08.2017 г. по делу № 815/2534/17 и определение ВАдСУ от 15.12.2016 г. по делу № 821/280/13-а***).

*** http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/ 68262697 и http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/ 63514841 соответственно.

Учитывая все эти решения, считаем, что производитель для подтверждения обычности цен на свою продукцию может запастись комплектом документов, которые бы подтвердили проведение им полного анализа цен на аналогичную продукцию. При этом вы должны использовать информацию о ценах по договорам с идентичными (однородными) товарами других продавцов на момент продажи своего товара и договорам, условия которых сопоставимы с вашими.

На наш взгляд, для этих целей подходят, например:

внутренние документы (распоряжения/приказы) о ценовой/скидочной политике относительно разных контрагентов/клиентов, или же разных партий одних и тех же товаров/услуг (например, цены разных партий могут различаться по ряду причин — объем партии, виды расчетов, сезонность, состояние, мода и т. п.). То есть речь идет о документах, которые должны четко подтверждать обоснованность разных скидок и цен для разных категорий покупателей, товаров/услуг и условий их поставки;

«внешние» документы — подобранные, в том числе и самостоятельно созданные, документы, информация для которых была собрана из внешних источников. Например, объявления, прайсы, проспекты, публикации и другие рекламно-ценовые материалы на идентичные и однородные товары/услуги.

Помните: доказывать, что цена на вашу продукцию не является обычной, должны именно налоговики. В то же время, если у плательщика есть такие документы, то он может использовать их в качестве аргумента в споре с налоговиками и доказать в суде свою правоту.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше