Если деньги вперед: задаток или услуга?

В избранном В избранное
Печать
Амброзяк Наталья, юрист
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2019/№ 96
Бывало ли так, что вы или ваши знакомые записывались на какую-нибудь процедуру (например, массаж, стрижка, косметолог) и не приходили? Думаем, один-два случая точно вспомните… С точки зрения клиента, ничего страшного. А для хозсубъекта — упущенная выгода. Вместо нарушителя ведь мог прийти другой, более добросовестный клиент. Как застраховаться от подобных недоразумений? Как оформить все это документально? И нужно ли? Давайте разберемся вместе.

Естественно, хозсубъект хочет каким-то образом уменьшить возможные потери. Например, клиент, который записывается к мастеру на прием, оставляет (или перечисляет) некую сумму. Если клиент не приходит в назначенное время — внесенные средства не возвращают, а если пришел, то эта сумма включается в плату за услугу.

Какие варианты можно предложить?

Вариант 1 — задаток. Задаток — это деньги или движимое имущество, которые переданы должником (заказчиком) кредитору (исполнителю) в счет причитающихся с должника платежей и:

— подтверждают существование обязательства;

— обеспечивают выполнение этого обязательства.

Да, описание близко к нашему примеру ☺. Однако исходя из ч. 2 ст. 547 и ч. 1 ст. 570 ГКУ внесенную сумму можно назвать задатком, если:

1) был заключен договор о предоставлении услуг — основной договор (он может быть устным или письменным);

2) в письменном соглашении закреплено, что переданные деньги — это задаток. Может быть отдельный договор или упоминание в основном договоре из п. 1 (если он письменный).

Если вы не выполнили хотя бы одно из условий, то задаток превращается в аванс.

Почему важно обозвать перечисленные средства задатком? Аванс в случае нарушения договора должником (в нашем случае — заказчиком) придется вернуть, а вот задаток возвращать не нужно (ч. 1 ст. 571 ГКУ).

Конечно, в большинстве случаев нет никакого письменного соглашения, которое бы закрепляло за внесенными суммами статус задатка. Поэтому, как мы сказали выше, задаток здесь станет авансом. Если к вам с требованиями вернуть внесенную сумму обратится грамотный клиент (знающий разницу между авансом и задатком), у вас есть два варианта:

— вернуть деньги;

— не возвращать деньги, а если дело дойдет до суда, ссылаться на ч. 2 ст. 218 ГКУ и требовать признать сделку в части задатка действительной (хотя шансов у хозсубъекта в этом случае мало).

Тем, кто хочет соблюдать требования ГКУ и пойти по пути задатка, напомним: письменным считается также договор в электронном виде (ч. 1 ст. 207 ГКУ). Так что можно упростить этот процесс и хотя бы не заморачиваться с бумажными документами.

Вариант 2 — плата за услугу. Суть в том, чтобы подводить эти платежи под предоставление дополнительной услуги клиенту. Скажем, услуги по бронированию конкретного времени для получения какой-либо процедуры. Даже если клиент не придет, услуга по бронированию времени будет оказана, следовательно, деньги не возвращаются.

Хозсубъекты в этой сфере, как правило, упрощенцы. А значит, нужно добавить в ЕГР и Реестр плательщиков единого налога соответствующий код КВЭД.

Специального кода для подобных услуг в КВЭД нет. То есть должен подходить код 96.09 «Надання інших індивідуальних послуг, н.в.і.у.». Но учитывая нетипичность услуги и иногда вольное толкование контролерами содержания кодов КВЭД, единщик может получить негативные последствия. На кону — пребывание на упрощенке и для плательщиков групп 1, 2 — применение ставки 15 % к суммам, полученным от таких «услуг».

Так что хорошенько подумайте, прежде чем применять ту или иную схему. Взвесьте все «за» и «против».

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить