На наш взгляд, правила из п. 189.4 НКУ должны применяться ко всем посредническим операциям. Конечно, кроме исключений прямо прописанных в НКУ. Поясним подробнее.
Действие п. 189.4 НКУ не распространяется на:
— экспортные и импортные операции, осуществленные в рамках посреднических договоров (п. 189.6 НКУ) (об обложении таких операций см. на с. 9);
— операции поставки билетов на автобус и на провоз багажа (п. 189.13 НКУ).
Других исключений в НКУ нет. То есть любые другие операции, осуществленные в рамках посреднических договоров, должны облагаться НДС с учетом сказанного в п. 189.4 НКУ.
А что говорят налоговики?
В письме № 4855 налоговики разъяснили порядок НДС-обложения по договору поручения, согласно которому агент оказывает услуги по сбору от населения средств за охранные услуги, оказанные комитентом. По мнению налоговиков, НДС-обложению у агента подлежит только сумма агентского вознаграждения. А суммы, поступающие от населения, которые агент затем перечисляет комитенту, агенту облагать не нужно.
В письме № 777 налоговики говорят об определении базы налогообложения при продаже ЖД-билетов через агентскую сеть перевозчика (с привлечением субагентов). Там сказано: субъект хозяйствования, который не является перевозчиком (не оказывает услуги перевозки) и осуществляет только оформление/возврат проездных и перевозочных документов, прием средств за билеты и оказывает другие услуги в рамках выполнения агентского договора, определяет свои налоговые обязательства только со стоимости оказанных им услуг без учета стоимости перевозки, перечисляемой перевозчику (о таком подходе мы предупреждали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 25, с. 5).
В письме № 403 речь идет о порядке НДС-обложения в случае поставки поверенным услуг по совершению отдельных юридических действий (в том числе по получению поверенным средств от покупателя за товары (недвижимость и земля), собственником которых является доверитель, и дальнейшему их перечислению доверителю в случае, если товары поверенному не передаются). По мнению налоговиков, НО при получении средств от покупателей у поверенного не возникают, поскольку он не был собственником и непосредственно не осуществлял их поставку покупателю.
Обратите внимание: все три ситуации касаются договора поручения и во всех трех ситуациях фактическая передача товаров/услуг отсутствует. Видимо, именно поэтому налоговики выводят такие операции из-под действия п. 189.4 НКУ.
Хотя, на наш взгляд, во всех перечисленных случаях посреднические НДС-правила должны работать по полной (т. е. НДС со стоимости передаваемых по договору поручения товаров/услуг должен «бежать» через поверенного). А не учитывать их можно разве что при наличии индивидуальной налоговой консультации (в ваш адрес) с соответствующим выводом.
А вообще, по возможности, не прибегайте к договорам поручения, если вам нужно облагать НДС весь прогоняемый через посредника оборот. Договоры комиссии предпочтительнее. Когда же избрали договор поручения, то:
— если хотите не применять п. 189.4 НКУ, лучше проводите расчеты доверителя с покупателем/поставщиком напрямую, т. е. минуя посредника,
— если нужно применять п. 189.4 НКУ тогда в договоре поручения на посредника нужно «повесить» все, что касается отправки/получения товаров/услуг (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 23, с. 10).