Темы статей
Выбрать темы

Бенефициары-2020: что, когда и как?

Амброзяк Наталья, юрист
Практически всем предприятиям совсем скоро придется подать информацию о своих бенефициарах. Причем под угрозой крупных штрафов. Они-то и вынуждают внимательно подойти к процедуре уведомления госрегистратора. В статье вы найдете ключевые выводы на эту тему.

С 28 апреля в Законе № 755* появятся нормы об обязанности подавать госрегистратору, а также обновлять и ежегодно подтверждать данные о конечных бенефициарных собственниках. А кроме того, сообщать о структуре собственности.

* Закон Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV.

За нарушение этого требования светит админштраф на руководителя или лицо, уполномоченное действовать от имени юрлица (исполнительного органа), — от 17000 до 51000 грн (ч. 6 ст. 16611 КУоАП). Составлять протоколы смогут субъекты госфинмониторинга (ст. 255 КУоАП). Судя по всему, это Минюст. Налагают штрафы суды (ст. 221 КУоАП).

Без паники! Отвечаем на самые главные вопросы.

Кто должен подавать данные? Требования о подаче, поддержании в актуальном состоянии и подтверждении данных о бенефициарах касаются только юридических лиц. Причем независимо от организационно-правовой формы (ООО, АО и т. д.).

ФЛП на этот счет могут не беспокоиться.

Но есть исключения. Например, для политических партий, профсоюзов, творческих союзов, организаций работодателей, адвокатских объединений, ТПП, ОСМД, религиозных организаций, госорганов и органов местного самоуправления, гос- и коммунпредприятий, учреждений, организаций.

Если у юрлица учредители — физические лица и они же являются бенефициарами, то подавать данные о бенефициарах все равно будет нужно

С 28 апреля даже для таких юрлиц в законе нет освобождения от подачи сведений.

Кто такие бенефициарные собственники? Это физлица, осуществляющие решающее влияние (контроль) на деятельность юрлица.

У кого есть решающее влияние? Это физлица:

1) учредители с долями в уставном (составном) капитале 25 % и более или прав голоса юрлица;

2) владеющие 25 % в уставном (составном) капитале или прав голоса юрлица через связанных физ- или юрлиц, трасты или иные подобные правовые образования;

3) реализующие право контроля, владения, использования или распоряжения всеми активами юрлица или их частью;

4) получающие доходы от деятельности юрлица, траста или иного подобного правового образования;

5) имеющие право решающего влияния на формирование состава, результаты голосования органов управления, а также осуществления сделок, дающие возможность определять основные условия хоздеятельности юрлица, траста или иного подобного правового образования.

Естественно, бенефициаром не может быть лицо, лишь формально владеющее 25 % и более в уставном капитале или прав голоса в юрлице.

Возьмем, к примеру, ООО. В нем два учредителя — физлицо и юрлицо. Доли распределяются 50 % на 50 %. У юрлица-учредителя собственниками выступают два физлица (распределение долей 50 % на 50 %). В этой ситуации у ООО бенефициарами будут физлицо-учредитель (с долей 50 %), а также два собственника — юрлица-учредителя.

Если бенефициаров нет (т. е. нет физлиц, подпадающих под перечисленные нами критерии), то нужно также сообщать об этом госрегистратору с указанием причины такого отсутствия.

Когда подавать данные? У юрлиц, зарегистрированных до 28.04.2020 г., будет 3 месяца со дня вступления в силу нормативно-правового акта, утверждающего форму и содержание структуры собственности, чтобы подать данные о бенефициарах в необходимом объеме. Пока такого акта нет. Юрлица, регистрирующиеся после 28 апреля, скорее всего, будут это делать с обновленными формами регистрационных заявлений.

Подтверждать данные о бенефициарах нужно будет ежегодно, начиная со следующего года после госрегистрации юрлица. На это будет 14 календарных дней с даты госрегистрации. Эта обязанность появится не ранее 28 апреля этого года.

Считаем, что первое такое подтверждение в 2020 году нужно подавать тем, кто зарегистрировался уже после 28 апреля. Необходимых форм заявлений и структуры собственности пока нет.

Если данные о бенефициарах после 28 апреля будут меняться, то на внесение изменений отвели 30 рабочих дней со дня возникновения таких изменений.

Нужно ли решение общего собрания? Для внесения изменений в Единый госреестр юрлиц, ФЛП и общественных формирований (ЕГР) по бенефициарам,

отдельного решения общего собрания (или другого высшего органа управления) не нужно

Об этом говорит п. 2 ч. 4 ст. 17 Закона № 755. Решение понадобится только в случае, если вместе с «бенефициарными» данными будут происходить изменения в других данных о юрлице из ЕГР или нужно менять устав. Например, в ООО сменился участник (учредитель), он же становится бенефициаром. В таком случае решение общего собрания нужно.

Как нужно будет подтверждать данные? Еще раз повторим: для этого нужны соответствующие новые формы заявлений. Кроме него, хозсубъекты будут подавать:

— структуру собственности (ждем соответствующий нормативно-правовой акт);

— извлечение, выписку или иной документ, подтверждающий госрегистрацию юрлица-нерезидента (если учредитель — нерезидент);

— для бенефициаров — нерезидентов и резидентов, у которых паспорт оформлен без средств Единого государственного демографического реестра (паспорт-книжечка), — нотариально заверенную копию документа, удостоверяющего личность. Документ на иностранном языке требует перевода на украинский.

Для чего еще подают «бенефициарные» документы? В целом, для большинства госрегистрационных действий: госрегистрации юрлица, перехода с модельного устава на обычный и обратно, регистрации и ликвидации обособленных подразделений, внесения изменений об участниках юрлица.

Платно или бесплатно? За подтверждение данных о бенефициарах административный сбор взиматься не будет. А вот за подачу информации о них в рамках других регистрационных действий придется заплатить 0,3 прожиточных минимума для трудоспособных лиц (640 грн)*.

* Из расчета прожитминимума на 1 января года, в котором проводится регистрационное действие. Округляется до ближайших 10 грн (ч. 5 ст. 36 Закона № 755).

Однако считаем, что юрлица, зарегистрированные до 28 апреля, могут подать данные и бесплатно. Ведь согласно ч. 1 ст. 36 Закона № 755 за госрегистрацию изменений в сведениях о юрлице, связанных с приведением их в соответствие с законами, админсбор не взимается. Надеемся, что на местах все так и будет.

В целом, нужно отследить момент утверждения необходимой формы и в течение трех месяцев подать «бенефициарную» информацию. Поэтому пока никуда не бежим, а ждем…

выводы

  • «Бенефициарная» повинность касается юрлиц, зарегистрированных как до 28.04.2020 г., так и после этой даты.
  • «Бенефициарные» изменения заработают тогда, когда появится спецакт, закрепляющий форму структуры собственности юрлица.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше