Темы статей
Выбрать темы

«ГНС-письма счастья», а караван идет

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Мы уже как-то писали (см. «Налоги & бухучет», 2019, № 88, с. 24) о «письмах счастья», приходящих с сайтов ГНС и очень похожих на «спам». В тех письмах, напомним, налоговики «предлагали» плательщику не включать в НК НДС по конкретному(-ым) контрагенту(-ам). Сегодня расскажем о новых, немного другого содержания, ГНС-НДС-письмах из серии «на деревню дедушке». И о том, как (и стоит ли вообще) на них реагировать.

Итак, с email-адреса какой-то ГНС вам приходит безымянное письмо (явно типовой формы). В нем налоговики обращают внимание на то, что у вас в предыдущем месяце согласно зарегистрированным НН более чем вдвое выросли объемы реализации ТМЦ. Далее они пишут, что есть риски «неадекватной уплаты такими предприятиями НДС», и призывают к полноте декларирования обязательств по НДС. Это они так теперь «отрабатывают» клиентов. Вдруг кто-то, испугавшись, кинет больше НДС в бюджет...

С юридической точки зрения, такие письма — вообще не документы. Поскольку документы в письменной форме, направляемые налоговиками в адрес плательщиков, должны быть надлежащим образом подписаны и в случаях, предусмотренных законодательством, заверены печатью контролирующего органа (п. 42.1 НКУ). А электронные письма фискалов согласно п. 42.4 НКУ должны направляться в электронный кабинет плательщика (ЭК), с одновременным отправлением на e-mail плательщика информации о виде документа, дате и времени его отправления в ЭК.

То есть это какая-то ерунда, и такое письмо можно сразу — в «спам». Особенно если никакого роста объемов у вас не наблюдалось...

Если же фискалы не лгут и ваши объемы действительно так увеличились, то, видимо, все-таки стоит предпринять какие-то предусмотрительные шаги. Например, не помешает проанализировать текущие НДС-показатели, типа: среднемесячные суммы НО (или ОЗ) по НДС за текущий год, удельный вес НО (ОЗ) в общем объеме реализации. Потом очень желательно, чтобы ваши показатели декларации за месяц, в котором очень увеличились объемы, в удельно-весовом виде не особо отличались от ваших «традиционных» (среднемесячных). Если все-таки удельный вес НО за этот месяц*, который фискалы (вроде) взяли «под прицел», отличается от «традиционного», да еще и не в пользу бюджета, будьте наготове. То есть имейте реальные аргументы и факты, чтобы объяснить такой низкий показатель вашей НДС-нагрузки в этом месяце. А то. чего доброго, запихнут вас в рисковые плательщики по критерию № 8...

* Думаем, о том, что стоит включить в декларацию НО по всем НН (РК), выписанным в этом месяце (кроме, конечно, ошибочных), вы и сами догадываетесь...

Кстати, к критериям отбора плательщиков — кандидатов на плановую проверку, в частности, относится: наличие расхождений между объемами задекларированных в налоговых декларациях НО или НК по НДС и объемами НО или НК по НДС по данным ЕРНН на 5 и более процентов**. Но такого критерия, как резкое увеличение объемов реализации, там нет...

** См. приказ Минфина от 02.06.2015 г. № 524. Кстати, относительно НДС-проверок (кроме вопросов возмещения) еще действует карантинный мораторий...

В то же время отправлять фискалам письма (или звонить им) по этому поводу мы бы вам не советовали, поскольку официального письма или запроса вы от них не получали. И такое ваше «оправдание» может вызвать у них подозрение, что вы не очень-то «чисты на руку» — с возможными (негативными) для вас последствиями. Но здесь учитывайте и свои конкретные обстоятельства...

Так что очень сильно не волнуйтесь по этому поводу, но будьте наготове для достойного информационного отпора в случае более конкретного/законного «фискало-наезда».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше