Темы статей
Выбрать темы

Торговая кредиторская задолженность

Костенко Нина, эксперт по вопросам оплаты труда
В предыдущей статье мы рассмотрели МСФО-учет торговой дебиторской задолженности — финансового актива продавца. Сейчас же сосредоточимся на МСФО-учете кредиторской задолженности за полученные товары, работы, услуги — финансового обязательства покупателя.

Торговую кредиторскую задолженность признают в качестве финансового обязательства тогда, когда предприятие становится стороной договора и если эта задолженность представляет безусловную юридически закрепленную обязанность уплатить денежные средства. Правда, заключение договора не всегда влечет появление финансового обязательства. В части товарной кредиторки у покупателя финансовые обязательства возникают в момент получения товара.

Аналогично вышеупомянутой дебиторской задолженности признание, оценку, предоставление и раскрытие информации по торговой кредиторской задолженности регулируют МСБУ 32, МСФО 9 и МСФО 7.

Оценка торговой кредиторки

При первоначальном признании торговую кредиторскую задолженность оценивают по справедливой стоимости, уменьшенной на расходы по операции (§ 5.1.1 МСФО 9). Для обычной торговой кредиторки, по которой расходы по операции равны нулю и нет существенного влияния дисконтирования, первоначальная ее оценка будет равна цене соглашения.

Если по краткосрочной или долгосрочной товарной кредиторке у покупателя влияние дисконтирования существенно, то ее справедливую стоимость придется рассчитать (определить стоимость будущих денежных поступлений, дисконтированных по эффективной рыночной процентной ставке).

Если справедливая стоимость торговой кредиторской задолженности отличается от номинальной (цены соглашения), то в момент первоначального признания компания должна признать разницу между справедливой стоимостью финансового инструмента и ценой операции в составе прибыли или убытка (§ Б5.1.2A МСФО 9).

Последующая оценка

Торговая кредиторская задолженность, так же как и торговая дебиторская задолженность, подлежит амортизации по методу эффективной ставки процента (§ 4.2.1 МСФО 9).

То есть по методу вычисления амортизируемой себестоимости и распределения процентных расходов на соответствующие периоды

Расчет амортизируемой себестоимости по кредиторке проводят аналогичным образом, но зеркально по отношению к финансовому активу — дебиторке.

Долгосрочная кредиторская задолженность может возникать в случае приобретения активов на условиях отсрочки платежа. В таком случае фактическая стоимость актива эквивалентна сумме денежных средств, которую необходимо было бы за него заплатить на дату его принятия к учету (т. е. текущей цене при условии немедленного платежа денежными средствами).

Разницу между стоимостью первоначального признания товарной кредиторки и суммарными выплатами признают как процентный расход на протяжении всего периода отсрочки, если только такие проценты не капитализируются согласно порядку, предусмотренному в МСБУ 23 «Расходы на займы».

Пример торговой кредиторской задолженности. Обратимся к условному примеру, описанному в статье «Торговая дебиторская задолженность». Покупатель получил оборудование, стоимость которого по договору — 150 тыс. грн, в т. ч. НДС — 25 тыс. грн. Для упрощения допускаем, что покупатель выбрал рыночную ставку на уровне тех же 20 %. Хотя в реальной жизни продавец и покупатель могут применять разные ставки. В нашем примере цифры у покупателя будут такие же, как и у продавца, а записи в бухучете, по сути, зеркальными (см. таблицу ниже).

Отражение долгосрочной товарной кредиторки

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Получено оборудование

(НН на дату оприходования нет в ЕРНН)

152

55

72337,50

644/1

55

14467,50

644/1

644/НДС

10532,50

2

Отражена сумма НДС в составе налогового кредита на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН

641/НДС

644/1

25000

3

Начислены процентные расходы за 1-й год

952

684

14467,50

644/НДС

684

2893,50

4

Начислены процентные расходы за 2-й год

952

684

17361,80

644/НДС

684

3472,20

5

Переведена кредиторка в краткосрочную

55

611

86805

6

Начислен процентный доход за 3-й год

952

684

20833,20

644/НДС

684

4166,80

7

Погашена кредиторская задолженность

611

684

311

311

86805

63195

Прекращение признания торговой кредиторской задолженности происходит исключительно тогда, когда она погашается, то есть тогда, когда обязательство, предусмотренное договором, выполнено или аннулировано или когда истек срок его выполнения.

Разницу между балансовой стоимостью финансового обязательства и уплаченной компенсацией признают в составе прибыли или убытка.

Представление в отчетности

Отчет о финансовом состоянии должен включать информацию о дебиторской и кредиторской задолженности в разделах «Торговая и прочая дебиторская задолженность» и «Торговая и прочая кредиторская задолженность» (п. 54 МСБУ 1 «Представление финансовой отчетности»).

При этом в Отчете о совокупном доходе раскрывают чистую прибыль/убытки по:

— финансовым активам, учитываемым по амортизированной стоимости;

− финансовым обязательствам, учитываемым по амортизированной стоимости.

В примечаниях к финансовой отчетности раскрываем всю количественную и качественную информацию о товарной дебиторской и кредиторской задолженности, которая может быть полезна пользователям финотчетности для понимания влияния задолженности на финансовое положение и результаты деятельности предприятия.

выводы

  • Финобязательство по торговой кредиторке первоначально признаем по справедливой стоимости. Без существенного влияния дисконтирования она будет равна цене сделки.
  • Базовый метод последующей оценки торговой кредиторки — амортизированная себестоимость.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше