Законопроект № 5866*
* См.: w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=72652
Главное. Этот проект зарегистрирован еще в сентябре, и на момент подписания номера в печать он все еще прорабатывается в комитете.
Итак,
согласно проекту тотальная фискализация ФЛП-единоналожников групп 2 — 4 с 01.01.2022 отменяется
ФЛП группы 1, как и по действующей редакции п. 296.10 НКУ, имеют безусловное освобождение от РРО/ПРРО.
А вот ФЛП групп 2 — 4 предлагают предоставлять освобождение от РРО/ПРРО при несколько иных условиях, нежели это происходит сейчас (до 01.01.2022) согласно переходному п. 61 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
Отличия. Во-первых, освобождать ФЛП групп 2 — 4 от РРО/ПРРО предлагается независимо от избранного вида деятельности.
То есть если сейчас продажа ТСБТ, лекарств, медицинских или ювелирных изделий для ФЛП группы 2, 3 или 4 автоматически означает РРО-обязанность, согласно проекту так не будет.
Если ФЛП, торгующие этими товарами, вписываются в новую редакцию п. 296.10 НКУ (и не осуществляют деятельность, запрещенную на ЕН), они смогут не применять РРО/ПРРО.
Что это за условия? Об этом скажем отдельно ниже.
Во-вторых, освобождать от РРО/ПРРО предлагается только ФЛП-безНДСников. То есть если вы — ФЛП группы 3 на ставке ЕН 3 %, законопроект № 5866 даже в случае утверждения от РРО/ПРРО вас не спасет.
В-третьих, отменяется связь между РРО-обязанностью и объемом дохода ФЛП групп 2 — 4. Сейчас эти ФЛП могут быть РРО-свободными, только если их годовой объем дохода не превышает 220 минзарплат (в 2021 году — 1 млн 320 тыс. грн).
Если законопроект № 5866 примут, объем безРРОшного дохода ФЛП существенно возрастет. Достаточно будет вписаться в предельные объемы дохода для единоналожных групп, установленные п. 291.4 НКУ.
Кстати, принцип, по которому считаются ЕН-лимиты, в проекте тоже предлагается изменить. Как именно — узнайте по ссылке: buhgalter911.com/uk/news/news — 1060446.html
Новации. Выше мы уже сказали: согласно проекту у ФЛП групп 2 — 4 для статуса РРО-свободного не будет иметь значения ни объем дохода (если он в пределах ЕН-лимитов), ни вид деятельности (если он разрешен на ЕН).
А что же будет иметь значение? Здесь законодатель предлагает принципиально новые требования.
Предлагается привязать освобождение от РРО/ПРРО к цене единицы товара, которую продает ФЛП, и к действиям ФЛП относительно учета расчетной операции. Здесь возможны два варианта.
Вариант 1. Цена единицы товара или услуги меньше минзарплаты по состоянию на 1 января текущего года (в 2022 году — 6500 грн**).
** Согласно госбюджету на 2022 год.
В таком случае ФЛП-безНДСник групп 2 — 4 имеет безусловное право на освобождение от РРО/ПРРО. То есть для него будет работать п. 6 ст. 9 Закона об РРО.
Вариант 2. Цена единицы товара или услуги равняется или больше минзарплаты по состоянию на 1 января текущего года.
В таком случае п. 6 ст. 9 Закона об РРО для ФЛП групп 2 — 4 будет работать при определенных условиях.
Обновленная редакция предлагает им запустить освобождение от РРО/ПРРО двумя способами.
Первый способ — проводить расчеты за эти (то есть дорогие) товары или услуги с помощью платежных устройств (терминалов).
Кстати, законодатель предлагает даже отдельно прописать в ст. 9 Закона об РРО, что такие расчеты, осуществленные с помощью электронных платежных средств, вообще освобождаются от РРО/ПРРО.
То есть освобождаются у всех субъектов хозяйствования, а не только у ФЛП-единоналожников.
Второй способ — выполнить следующую совокупность действий:
1) предоставить лицу, получающему дорогой товар или услугу, расчетный документ (от безРРОшников этого и сейчас требует п. 15 ст. 3 Закона об РРО);
2) отобразить доходы от продажи дорогих товаров или услуг в типовой форме учета по итогам рабочего дня;
3) сдать наличную выручку от продажи дорогих товаров или услуг в банк в течение трех банковских дней.
Напомним: по общему правилу для ФЛП не устанавливаются лимит кассы и сроки сдачи в банк наличной выручки (п. 14 Положения № 148).
Законопроект № 6348*
* См.: w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=73271
В отличие от предыдущего, этот проект значительно свежее. Он внесен в конце ноября, однако, как и предыдущий, имеет статус «опрацьовується в комітеті».
Указанный проект
предлагает редакцию п. 296.10 НКУ, которая без каких-либо условий освобождает от РРО/ПРРО ФЛП — единоналожников групп 1, 2 и 4
Но в то же время этот проект существенно суживает круг ФЛП, которые могут работать в группах 1 и 2.
В частности, ФЛП группы 2 разрешают только розничную продажу товаров или деятельность народных промыслов.
Смогут ли находиться в группе 2 производители — открытый вопрос. Возникают сомнения относительно права ФЛП в группе 1 оказывать некоторые традиционные бытовые услуги, в частности ремонт автомобилей.
Кроме того, запрещают работать в группе 1 или 2 ФЛП, которые торгуют ТСБТ стоимостью свыше 50 % текущей минзарплаты (в 2022 году — 3250 грн), оказывают провайдерские услуги, осуществляют частную медицинскую практику.
В то же время в проекте предоставляется право сельским и поселковым советам разрешать на подведомственной им территории торговлю лекарствами и медизделиями (кроме тех медизделий, которые являются ТСБТ) без РРО, через КУРО и РК. Сейчас налоговики против этого, невзирая на п. 7 Перечня № 1336 (БЗ 109.02).
Законопроект № 6376**
** См.: w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=73334
Этот законопроект очень свежий. Он вообще не содержит в себе никаких изменений по существу применения упрощенной системы. Единственная его цель — отсрочить тотальную фискализацию ФЛП-единоналожников еще на год.
Для этого предлагается внести изменения в п. 61 подразд. 10 разд. ХХ НКУ и разрешить тем ФЛП-единоналожникам, которые сейчас имеют право работать без РРО/ПРРО до 01.01.2022, работать так до 01.01.2023.
Как видите, наши законодатели не унимаются со своими «улучшениями». Надеемся, что их «помощь» ФЛП будет чем-то наподобие принципа, заложенного в клятву Гиппократа. То есть не ухудшить то состояние, которое уже есть сейчас.