Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Поставка — филиалу, а документы — на головное предприятие: разве так можно?

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Июль, 2021/№ 55
Печать
Юрлицо (плательщик налога на прибыль и НДС) заключил договор с филиалом другого предприятия на предоставление ему услуг. Филиал не имеет статуса юрлица. Первое событие — предоставление услуг филиалу. Однако заказчик попросил нас оформить все первичные документы, в том числе зарегистрировать налоговую накладную на имя головного предприятия, хотя оплату будет осуществлять филиал. Правомерны ли такие действия?

В общем случае, если договор заключен с филиалом и он же является фактическим потребителем услуг, то и принимать эти работы должен такой филиал, действующий от имени головного предприятия (т. е. акт выполненных работ оформляется на филиал).

Что касается НН, то она составляется на филиал только при выполнении одновременно двух условий: (1) филиалу делегировано право составления НН (присвоен отдельный цифровой номер) и (2) фактическим получателем услуг является филиал (первичные документы оформлены на филиал). А теперь поясним ответ.

Сразу на берегу определимся: речь пойдет о филиале — обособленном подразделении, информация о котором внесена в ЕГР (в сведениях о головном предприятии). Ведь любое структурное подразделение юрлица не имеет права выступать от его имени в отношениях с другими лицами, в частности не может самостоятельно заключать сделки. В то же время подчеркнем:

сколько бы ни было у предприятия обособленных подразделений, все они — части одного-единого юридического лица — головного предприятия (ГП)

При этом п. 5 ст. 8 Закона о бухучете* позволяет юридическому лицу выделять на отдельный баланс филиалы, представительства и прочие свои обособленные подразделения, но с последующим включением их показателей в финансовую отчетность ГП. То есть «сколько веревочке не виться, а все равно она окажется...» в финотчетности ГП.

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV.

А вот от того, выделяется филиал на отдельный баланс или нет, зависит порядок ведения бухгалтерского учета ГП (в том числе его филиалов).

Первичные документы. Как известно, в бухгалтерском учете все хозяйственные операции отражаются на основании первичных документов. Если филиал ведет отдельный баланс, то все хозяйственные операции, которые фактически осуществляются филиалом, должны отражаться в балансе филиала. А если так, то все первичные документы, подтверждающие такие хозоперации, должны оформляться от имени и на имя филиала.

В то же время отсутствие отдельного баланса у филиала вовсе не означает, что он не осуществляет хозопераций. Это всего лишь говорит о том, что учет таких операций проводится ГП. Для этого ГП, как правило, вводит дополнительные субсчета, на которых отражается информация об операциях, проводимых филиалом. То есть для идентификации операции в бухучете все первичные документы должны также оформляться от имени и на имя филиала.

Таким образом, решающую роль в ответе на вопрос — на кого оформлять первичные документы — играет факт того, кому поставляются услуги по договору. Причем не имеет значения, кто за эти услуги платит — ГП или филиал. Итак, все упирается в условия договора поставки.

Если договор на предоставление услуг оформлен с филиалом, выступающим от имени ГП, то филиал и является получателем таких услуг. Очевидно, что все первичные документы в таком случае должны оформляться на филиал (в частности, составляться акт выполненных работ). То есть если иное в договоре не сказано, то по умолчанию сделка осуществляется между сторонами договора (поставщиком и филиалом, действующим от имени ГП). А если так, то у поставщика нет никаких оснований составлять первичные документы на ГП.

Что касается составления НН, то тут своя история.

НДС-учет. Как известно, филиал не подлежит отдельной НДС-регистрации и не является самостоятельным плательщиком НДС. В качестве плательщика НДС выступает ГП, ведущее НДС-учет, составляющее, подающее НДС-отчетность и отвечающее за уплату НДС (п. 180.1 НКУ).

В то же время ГП может делегировать филиалу только право составления НН, если такой филиал (п. 1 Порядка № 1307**):

** Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307.

— самостоятельно осуществляет поставку товаров/услуг и

— производит расчеты с поставщиками/потребителями.

При этом для НН-делегирования важно, чтобы

право филиала осуществлять поставку и проведение расчетов было закреплено в положении о филиале

Кроме того, для делегирования филиалу прав по составлению и регистрации НН юрлицу необходимо пройти определенную процедуру. В частности, ГП присваивает филиалу отдельный числовой номер и письменно уведомляет об этом контролирующий орган по своему месту регистрации как плательщика НДС (п. 1 Порядка № 1307). В таком случае именно филиал при осуществлении хозяйственных операций составляет НН/РК в порядке, предусмотренном пп. 1 и 7 Порядка № 1307.

В то же время при приобретении товаров/услуг филиалом, выступающим стороной в договоре от имени ГП, поставщик таких товаров/услуг также должен придерживаться требований составления «филиальной» НН. Таким образом, если филиалу делегировано право выписки НН, то для определения порядка заполнения НН поставщиком товаров/услуг решающее значение имеет, кто является стороной договора (получателем услуги) — филиал или ГП.

В случае поставки товаров/услуг филиалу налогоплательщика при составлении НН в графе «Отримувач (покупець)» сначала указывается наименование головного предприятия, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, и через запятую — наименование такого филиала (структурного подразделения), который (которое) фактически является от имени ГП (покупателя) стороной договора.

При этом в такой НН, кроме налогового номера плательщика налога, дополнительно указывается числовой номер такого филиала, а в строках «Індивідуальний податковий номер отримувача (покупця)» и «Податковий номер платника податку або серія (за наявності) та номер паспорта» приводятся данные ГП — плательщика налога (п.п. «г» п. 201.1 НКУ, пп. 1 и 7 Порядка № 1307, 101.16 БЗ). Остальные реквизиты НН заполняются без каких-либо особенностей.

И еще: поскольку НН должна составляться в соответствии с первичными документами, то и НН, и первичные документы должны быть оформлены в полном тандеме. А значит, если по условиям договора услугу получает непосредственно филиал, то независимо от того, кто осуществляет оплату по договору, следует и первичные документы составлять на филиал, действующий от имени ГП, и налоговую накладную выписать в порядке, описанном выше, согласно пп. 1 и 7 Порядка № 1307.

Впрочем, если все сделать так, как просит ваш заказчик, и оформить все документы на ГП, полагаем, для вас как поставщика услуг никаких налоговых рисков не возникнет. Поскольку информация и в первичке и в НН совпадает, признать, что НН не составлена, контролеры не вправе.

В отношении заказчика, полагаем, тоже претензий к его праву на НК быть не должно. Ведь формально требования к составлению НН выполнены и, по сути, ничто идентифицировать осуществленную операцию не мешает (п. 201.1 НКУ). В то же время налоговики вполне могут зацепиться за ненадлежащего получателя услуг в первичных документах и налоговой накладной и, соответственно, зарубить НК у головного предприятия.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше