Темы статей
Выбрать темы

Налогообложение во время войны: дополнительные льготы

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Закон № 2142, а потом и законопроект 7234 не только уточнил правила работы на спец-ЕН. Законодатель также предложил на время войны дополнительные льготы по НДС, акцизу, эконалогу, налогу на недвижимость, а также некоторые другие послабления! В данной статье предлагаем вам дайджест предложенных (и уже одобренных парламентом) изменений!

НДС и акциз

Об изменениях в отношении НДС и акциза, которые касаются ВЭД, вы имели возможность прочитать в статье «Таможенные усовершенствования: НДС, акциз, ввозная пошлина». А здесь лишь обратим внимание на некоторых внутренние изменения, которые затрагивают и импорт. Так, дополнен перечень товаров, импорт и поставка которых подпадают под оборонную НДС-льготу (п. 32 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Среди таких товаров: прокат легированных сталей, безопасное стекло, оптические приборы, аппаратура для коммуникации и прослушивания и тому подобное. Льгота работает тогда, когда конечным получателем таких товаров определены Вооруженные Силы Украины, Минобороны, правоохранительные органы и другие силовые структуры (в том числе подразделения теробороны).

Во-вторых, есть льгота для тех, кто импортирует и поставляет на таможенной территории Украины бронированные автомобили. Такие автомобили нужны нашему войску, поэтому законодатели пытаются их удешевить в том числе через освобождение от акцизного налога. Обязательное условие, чтобы эта льгота сработала — конечным получателем броневика должны быть Вооруженные Силы Украины или другие силовые структуры, которые дают отпор русской агрессии (п. 42 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

И еще одно изменение. Правда, это уже не послабление, а наоборот — определенное «закручивание гаек». Экспортерам, у которых НДС-минус сформировался за счет операций с горючим, не будут разрешать формировать на сумму такого минуса бюджетное возмещение. Как и всем остальным плательщикам НДС, у которых сформировался такой минус. Предусмотренное раньше исключение для экспортеров исключено из второго абзаца п. 82 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.

В отношении акциза появляется спецправило для производителей электроэнергии. На период с 01.03.2022 и до окончания ВП налоговые обязательства по акцизному налогу на операции по поставке электроэнергии будут определяться по кассовому методу (п. 381 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

НДФЛ

Здесь определенные изменения — для физических лиц, которые продают собственнопроизведенную сельскохозяйственную продукцию. Напомним: доходы от такой продажи не облагаются налогом, если их сумма менее 12 (для продукции животноводства — 50) текущих* минимальных зарплат. А вот сумма превышения облагается налогом и включается в состав годовой декларации об имущественном состоянии (п.п. 165.1.24 НКУ).

* То есть минимальной зарплаты, установленной по состоянию на 1 января текущего года.

Так вот, начиная с 01.04.2022 и на время ВП такой доход у физического лица окончательно облагается налогом налоговым агентом во время начисления (выплаты). Пока что эта норма вызывает немало вопросов. Неясно, как на практике реализовать это окончательное налогообложение: нужно применять стоимостный порог или нужно физлицу подавать декларацию по итогам года. На все эти вопросы ожидаем ответа от налоговиков.

При этом налоговые агенты в приложении 4ДФ к Налоговому расчету информацию о сумме таких доходов и НДФЛ, начисленного с них, отражают скопом — без разбивки на выплаты каждому физлицу (п. 23 подразд. 1 разд. ХХ НКУ). Хотя, по сути, это — персонифицированные доходы.

Экологический налог

Льготу по экологическому налогу несколько подкорректировали. Первоначально определялось: если на территориях, на которых ведутся (или велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированной РФ, расположены объекты обложения экологическим налогом, за 2022 год этот налог не начисляется и не уплачивается. Теперь уточнили: речь идет лишь о случаях, когда на указанных территориях расположены стационарные источники загрязнения или места образования и временного хранения радиоактивных отходов.

За объемы выбросов в атмосферный воздух (п.п. 242.1.1 НКУ) и отходов (п.п. 242.1.5 НКУ), которые образовались на оккупированных территориях или на территориях, где велись боевые действия (перечень таких территорий утверждает Кабмин), экологический налог на уплачивается. Причем делить 2022 год на период до и после начала войны — не нужно. Эконалог не уплачивается за весь год, то есть с 1 января по 31 декабря (п. 69.16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

А что с объемами выбросов в водные объекты и объемами размещенных обычных (нерадиоактивных) отходов? Выбросы в водные объекты (п.п. 242.1.2 НКУ), на наш взгляд, полностью охватываются льготой. Потому что стационарные источники загрязнения включают в себя и те, которые осуществляют выбросы в водные объекты (п.п. 14.1.230 НКУ). А вот если имеет место размещение отходов (п.п. 242.1.3 НКУ) на оккупированных территориях и в зоне боевых действий? Формально получается, что за этот тип загрязнения экологический налог в 2022 году уплачивать нужно, не принимая во внимание войну ☹. Однако рекомендуем дождаться по этому поводу разъяснений ГНСУ. Ведь обязанность уплачивать эконалог за размещение отходов на территориях, расположенных в зоне боевых действий, выглядит несколько дискриминационно.

Налог на недвижимость

Не секрет, что в результате войны немало объектов недвижимости подверглось значительным разрушениям. Поэтому льготы по уплате этого налога были просто необходимы. И вот, законодатель их, наконец, установил!

Недвижимость физлиц. Напомним: законодательство предусматривает разные правила налогообложения недвижимости физлиц. За жилищную недвижимость налог уплачивается за прошлый год, а за нежилую — на текущий. Поэтому и льготы для жилищной и нежилой недвижимости прописаны отдельно.

Законодатели предлагают освободить от начисления и уплаты налога жилищную недвижимость, которая находится в собственности физических лиц за 2021 и 2022 годы в двух случаях:

— за объекты жилищной недвижимости, расположенные в зоне боевых действий или на территории, временно оккупированной РФ;

— за объекты жилищной недвижимости, которая в результате вооруженной агрессии РФ стала непригодной для проживания. А такие объекты могут быть в любом уголке Украины, пусть даже за 1000 километров от линии фронта. Например, если дом разрушен в результате ракетного удара.

Сразу уточним: перечень оккупированных территорий и территорий, которые являются зоной боевых действий, устанавливается Кабмином. Так же, как и порядок, по которому объекты жилищной недвижимости признаются непригодными для проживания. То есть следует ожидать специальных постановлений Кабмина, которые будут определять, подпадает ли под льготу конкретный жилой дом или квартира.

Что касается нежилой недвижимости физлиц, то она освобождается от налога на недвижимость только за период с 01.03.2022 по 31.12.2022. То есть налоговое обязательство за 2022 год по укороченному периоду (январь — февраль 2022 года) посчитают и отразят в НУР сами налоговики.

Недвижимость юрлиц. Жилищная недвижимость (или ее доля) юрлиц, которая находится в зоне боевых действий или стала непригодной для проживания в результате русской агрессии, тоже льготируется. Правда, налог на недвижимость не начисляется и не уплачивается только за период с 01.03.2022 по 31.12.2022.

Нежилая недвижимость (или ее доля), которая находится в зоне боевых действий и на оккупированной РФ территории, тоже освобождается от налогообложения. Однако здесь период предложен другой, чем для жилищной недвижимости — начиная с 01.03.2022 и до 31 декабря года, в котором будет закончено ВП (п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). И еще: получается так, что нежилая недвижимость на другой территории Украины (пусть даже она разрушена в результате русской агрессии) автоматически от налогообложения не освобождается ☹.

Но есть один нюанс. Юрлица, исчислив сумму налога на недвижимость на текущий год, должны не позже 20 февраля этого же года подать декларацию по налогу на недвижимость (п.п. 266.7.5 НКУ). То есть на момент, когда началась война (24.02.2022), декларации по налогу на недвижимость на 2022 год уже были поданы.

Поэтому юрлицам, которые имеют право на льготы по налогу на недвижимость в связи с войной, нужно будет в течение 6 месяцев после того как закончится ВП подать уточняющую декларацию, в которой отразить, что в 2022 году налог на недвижимость уплачивается только за январь и февраль.

Нужно ли уточнять налог на недвижимость прямо сейчас? По нашему мнению, такой нужды нет. Во-первых, еще нет перечня территорий, недвижимость на которых освобождается от налогообложения. Во-вторых, война еще не закончилась и неизвестно окончательное количество объектов недвижимости, которые будут разрушены. В-третьих, собственно право подавать уточняющую декларацию появится только после даты, когда будет прекращено или отменено ВП. Поэтому не спешите вносить изменения в декларации по налогу на недвижимость.

А что насчет уплаты этого налога? Ориентироваться ли на 29.04.2022 как на дату уплаты налога за І квартал 2022 года согласно общим правилам (п.п. «б» п.п. 266.10.1 НКУ). Здесь действуйте на свое усмотрение. В любом случае все сроки, определенные НКУ, приостанавливаются на период ВП (п. 102.9 НКУ). Сроки уплаты налога на недвижимость — не исключение. Поэтому штрафных санкций за несвоевременную уплату налога быть не должно.

Налоги и местная власть

Решение об установлении местных налогов и сборов, а также изменении размера их ставок, объекта налогообложения, порядка взимания или предоставления налоговых льгот или о внесении изменений в такие решения является нормативно-правовым актом по вопросам налогообложения. Учитывая это, оно требует соблюдения определенных процедур.

Так вот, на период ВП органам местного самоуправления разрешается устанавливать налоги и налоговые льготы без соблюдения процедур, установленных Законом Украины от 11.09.2003 № 1160-IV. На время ВП это очень актуально, ведь процедуры, связанные с согласованием или обнародованием регуляторных актов, как правило, тормозят вступление их в силу, а во время войны это — недопустимо.

Неприбыльные организации

На период ВП все неприбыльные организации уже получили право помогать нашим Вооруженным Силам, не беспокоясь о том, предусматривает ли это их устав. То есть ни у кого из неприбыльщиков, которые помогают нашей армии во время ВП, не будут нарушены требования п. 133.4 НКУ. Теперь то же самое касается и помощи, которую неприбыльные организации предоставляют вынужденным переселенцам. То есть все неприбыльные организации могут предоставлять благотворительную помощь таким людям, не переживая о том, прописано ли ее предоставление в уставе организации. Единственное требование — вынужденные переселенцы должны стать на учет в структурных подразделениях по вопросам социальной защиты, чтобы подтвердить свой статус.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше