22.08.2022
Резиденты Украины имеют право открывать счета в иностранных банках и других финансовых учреждениях. Это право на открытие загрансчетов предусмотрено в п.п. 1 ч. 1 ст. 2 и ч. 3 ст. 4 Закона о валюте*. Там указано, что
резиденты с учетом ограничений, определенных Законом о валюте и другими законами Украины, имеют право открывать счета в иностранных финансовых учреждениях и осуществлять через такие счета валютные операции
* Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 № 2473-VІІІ.
Это подтверждают и налоговики, см., например, письмо ГНСУ от 21.01.2022 № 100/ІПК/99-00-04-03-03-06.
К нам нередко поступают вопросы: имеют ли право ФЛП и юрлица открывать счета на платформах Wise, Payoneer, Revolut, Paysera и т. п. и использовать их для хоздеятельности? Подпадают ли они под определение финансового учреждения или же согласно укрнормативам являются просто платежными системами? Это — отдельные «щепетильные» вопросы, которые пока что не имеют достаточно четких ответов. Поэтому пока эти вопросы не будут урегулированы и четко разъяснены НБУ и ГНСУ, мы бы предостерегли от использования таких платформ в хоздеятельности!
Что же касается известных укрограничений, можем вспомнить е-лимиты: физическим лицам можно перечислять на заграничные счета не более экв. 200 тыс. евро в год, а ФЛП и юрлицам — экв. 2 млн евро в год (пп. 88 и 89 Положения № 5*).
Пункт 141 Положения № 5 запрещает банкам осуществлять покупку безналичной инвалюты для резидентов с целью размещения средств на счете за рубежом в иностранном финансовом учреждении. Этот запрет не распространяется на операции юрлиц и ФЛП по покупке иностранной валюты с целью размещения средств на собственных счетах за рубежом, что обусловлено необходимостью содержания собственных обособленных подразделений за рубежом и/или выполнения обязательств по ВЭД-контрактам. Кроме того, п. 143 Положения № 5 резидентам (кроме банков) запрещает осуществлять перевод инвалюты/гривни на собственные счета, открытые за рубежом в иностранных финучреждениях, государство (территория) регистрации/местонахождения которых отнесено КМУ в перечень оффшорных зон и/или признано ВРУ государством-агрессором/государством-оккупантом и которая отмывает доходы и/или способствует терроризму.
В то же время нормы постановления № 18 практически не разрешают сейчас не только приобретать инвалюту на межбанке, но и переводить ее из Украины на заграничный счет юрлица или ФЛП даже для целей, разрешенных упомянутым п. 141 Положения № 5.
Отметим также, что у заграничных банков разных стран может быть куча своих требований и правил в отношении открытия и функционирования открытых в них счетов. В частности, связанных с общими стандартами и требованиями, разработанными FATF…
ГНСУ. Об открытии загрансчета извещать налоговую службу не нужно, поскольку нормативами таких требований и механизма такого извещения не установлено. Нормы НКУ (см., в частности, ст. 69) и других укрнормативов требуют доведения до ГНС информации об открытии счетов хозсубъектами только в украинских финансовых учреждениях. Такой вывод подтверждают и налоговики в консультации в БЗ 112.04, где указано, что нормами НКУ и Закона о валюте не предусмотрено сообщение центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, об открытии юрлицом — резидентом Украины собственных счетов за рубежом, а также о выполнении обязательств по ВЭД-контрактам с использованием собственных счетов за рубежом! См. об этом также письмо ГНСУ от 11.12.2020 № 5137/ІПК/99-00-07-07-02-06. И хотя вывод сделан в отношении юрлица, в то же время он касается и физических лиц, в том числе ФЛП.
В то же время физические лица — субъекты декларирования (которые подают е-декларации) должны сообщать Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) об открытии загрансчетов (см. ниже).
НАПК. В случае открытия субъектом декларирования или членом его семьи (!) валютного счета в учреждении банка-нерезидента субъект декларирования обязан в 10-дневный срок в письменном виде сообщить об этом в установленном им порядке, с указанием номера счета и местонахождения банка-нерезидента. Порядок информирования НАПК об открытии загрансчета утвержден приказом НАПК от 23.07.2021 № 451/21.
Зачислением экспортной выручки на загрансчет в банке юрлицо или ФЛП не нарушает действующее валютное законодательство Украины. И это прямо подтверждает п.п. 2 п. 9 Инструкции № 7*.
В этой норме указано, что операция снимается с банковского надзора в случае экспорта товара — после зачисления на текущий счет резидента в банке денежных средств, которые поступили от нерезидента за товар, включая средства, переведенные резидентом с собственного счета, открытого за рубежом, если расчеты за экспорт товара осуществлялись через счет резидента, открытый за рубежом, и резидентом поданы документы иностранного банка, которые подтверждают зачисление средств от нерезидента за товар. Это прямо подтверждено и фискалами в консультации, размещенной в БЗ 112.02.
В то же время
в соответствии с п. 16 раздела I Положения № 5 расчеты по ВЭД-операциям осуществляются исключительно через счета в банках
Согласно ст. 1 Закона о валюте термин «банк» употребляется в значении, определенном Законом Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 № 2121-III*. В виду этого могут быть проблемы с «идентификацией» иностранных учреждений, где открыты счета, именно как «банков» в соответствии с этим «украинским» термином. Поэтому мы бы предостерегли от ВЭД-расчетов через учреждения, которые официально не именуются «банками»…
* «Банк — юридическое лицо, которое на основании банковской лицензии имеет исключительное право предоставлять банковские услуги».
В другой консультации в БЗ 112.02 на вопрос, каким образом осуществляются расчеты между резидентами и нерезидентами по таким валютным операциям, как экспорт и импорт товаров, работ, услуг, фискалы ссылаются на ряд нормативов и делают такой вывод. Расчеты между резидентами и нерезидентами по таким валютным операциям, как экспорт и импорт товаров, услуг, работ, осуществляются исключительно через банки в иностранной валюте и гривне.
Что касается обязательности возвращения инвалютной выручки, полученной за экспорт любых (!) товаров, работ, услуг и неимущественных прав, то эта обязательность прямо следует из п. 23 разд. ІІ Положения № 5. В этом пункте указано, что
денежные средства от нерезидента по операциям резидента по экспорту товаров подлежат зачислению на счет резидента в Украине в банке
Напомним, что термин «товары» включает в себя, кроме собственно товаров/продукции, также и работы, услуги и неимущественные права. Поэтому невозвращение средств за экспорт в Украину (или незачисление средств на счет юрлица- ФЛП-экспортера в украинском банке) будет нарушением валютного законодательства!
В то же время этот п. 23 разд. ІІ Положения № 5 устанавливает, что расчеты по операциям резидентов по экспорту и импорту товаров осуществляются не позже определенного НБУ предельного срока, в полном объеме, кроме операций по экспорту, импорту товаров в незначительной сумме — экв. 400 тыс. грн (включая незавершенные расчеты по операции). И хотя в п. 21 Положения № 5 еще указан старый срок 365 дней, во время военного положения этот срок устанавливается постановлением № 18*. Он сокращен и по состоянию на сегодня составляет 180 дней от даты осуществления экспорта (или перечисления предоплаты за импорт). В то же время также сейчас продолжает действовать постановление Правления НБУ «Об установлении исключений и (или) особенностей ввода предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 14.05.2019 № 67 (ср. ).
Им предусмотрен ряд исключений, и, в частности, под банковский надзор не подпадают услуги, работы (кроме транспортных и страховых услуг и/или работ), права интеллектуальной собственности и (или) другие неимущественные права, которые экспортируются.
В то же время здесь надо внимательно смотреть на предмет контракта с нерезидентом и формулировки в других документах, связанных с этим контрактом. Подробнее о том, как отличать услуги-работы от других («поднадзорных») товаров, читайте в «Налоги & бухучет», 2019, № 50, с. 10.
Итак, полученные на загрансчет в иностранном банке средства за экспортированную товарную продукцию, а также транспортные и страховые услуги и/или работы необходимо вернуть в Украину в пределах упомянутых 180 дней со дня осуществления их экспорта. Да еще и при этом необходимо будет подать в ваш обслуживающий укрбанк документы иностранного банка (!)*, которые подтвердят зачисление средств от нерезидента за товар. Иначе операцию не снимут с банковского надзора и фискалы могут начислить ВЭД-пеню за просрочку!
* Имейте это в виду, особенно те, кто для ВЭД-расчетов использует разные платежные платформы типа Wise, Payoneer и т. п. Потому что с ними будет легко получить неприятность с ВЭД-пеней…
А вот если работы/услуги не транспортные или страховые или сумма контракта (или остаток задолженности) не превышает экв. 400 тыс. грн (по курсу НБУ «на сейчас» это около 10940 долл. США), то можно и не спешить их возвращать в Украину, ведь предельный срок для их возвращения не установлен. В то же время мы бы вам этого делать не советовали. И причина здесь не только в ужасной экономической ситуации, в которой сейчас оказалась наша страна, — о ней читайте дальше.
Наших читателей также интересует: можно ли полученными за экспорт на загрансчет средствами, не заводя их в Украину, сразу рассчитываться, например, по импортным контрактам или тратить их на другие цели (в том числе и не связанные с хозяйственной деятельностью)?
Мы считаем, что нельзя. Потому что такие действия уже будут нарушением валютного законодательства. Ведь упомянутый п. 23 разд. ІІ Положения № 5 безальтернативно устанавливает, что денежные средства от нерезидента по операциям резидента по экспорту товаров (в т. ч. работ, услуг) подлежат зачислению на счет резидента в Украине в банке! И это — норма прямого действия, которая не предусматривает каких-то исключений.
Следовательно, невзирая на то, что предельный срок такого зачисления для ряда работ, услуг или имущественных прав, а также для задолженностей в сумме меньше экв. 400 тыс. грн законодательно не установлен (см. выше), такие средства экспортеры также обязаны (!) вернуть в Украину на свои банковские счета. И хотя формально они могут «мурыжить» эти «экспортные» средства на своих загрансчетах, сколько им заблагорассудится, но
расходование со счета за рубежом полученных за экспорт средств уже исключит их возвращение в Украину, что будет явным нарушением валютного законодательства Украины
Поэтому советуем без возвращения в Украину не тратить с загрансчета средства в таких суммах, которые приведут к уменьшению остатка на счете в сумме меньшей, чем было вами получено за экспорт. Тогда при проверке вам не смогут инкриминировать «невозвращение». Кстати, налоговики считают средства, которые ФЛП не вернул в Украину, непредпринимательскими доходами и требуют обложения таких сумм 18 % НДФЛ и 1,5 % ВС (см. ниже)!
Следовательно, уважаемые экспортеры, демонстрируйте свою сознательность, выполняйте валютные нормативы и возвращайте выручку в Украину! Тем более, что долларовый курс НБУ сейчас уже близок к реальному.
Иначе вам угрожают санкции за нарушение валютного законодательства. Статья 14 Закона о валюте за такую вину предусматривает применять:
— к юридическим лицам — меры воздействия в виде штрафных санкций;
— к физическим лицам, должностным лицам юридических лиц — меры воздействия в виде штрафов, предусмотренные КУоАП.
А такие нарушения фискалы вместе с банкирами, хотя и не слишком легко, но по желанию, могут обнаружить на проверках соблюдения валютного законодательства и предельных сроков ВЭД-расчетов.
Следовательно, юрлица за такое нарушение валютного законодательства, как невозвращение экспортной выручки (что подтверждено расходованием ее за рубежом), могут получить штраф в размере 25 % суммы операции, проведенной с нарушением валютного законодательства согласно п. 4 и 5 Порядка применения налоговыми органами мер воздействия в виде штрафных санкций к юридическим лицам (кроме уполномоченных учреждений) за нарушение требований валютного законодательства, утвержденного постановлением КМУ от 26.05.2021 № 524. В случае повторного в течение года совершения такого же нарушения штраф уже будет составлять 50 % от суммы операции (израсходованных-невозвращенных средств)!
ФЛП и должностным лицам юрлиц здесь угрожает админштраф согласно ст. 1621 КУоАП в размере от 17000 до 51000 грн (протоколы составляют налоговики, решения выносит суд).
И хотя во время военного положения часть проверок еще находится под запретом, но налоговики могут проверять соблюдение норм валютного законодательства и штрафовать на внеплановых документальных и фактических проверках, которые уже им разрешены.
«Непредпринимательские» доходы. Поскольку нередко в заграничных банках трудно открыть бизнес-счет физилицу как украинскому ФЛП, обычно много инобанков открывают нашим ФЛП счета только как простым физлицам. Налоговики обычно формально цепляются за это и доходы, полученные на такие счета, пытаются расценивать не как предпринимательские, а как доходы обычного физлица. И соответственно — обложить их НДФЛ (18 %) и ВС (1,5 %). См., например, письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 27.06.2019 № 2952/Г/26-15-13-06-12-ІПК. Поэтому в таких случаях придется поднимать контракты/инвойсы и платежные документы и доказывать (возможно, и в суде), что вы осуществляли деятельность и получали на такой загрансчет средства именно как субъект предпринимательства, а не как обычное физлицо. А лучше ищите инобанки (именно банки, а не платежные системы!), которые открывают физлицам счета для субъектов предпринимательства (бизнес-счета).
Совсем свежее «ноу-хау» по этому поводу недавно появилось в письме ГНСУ от 04.07.2022 № 5064/Г/99-00-24-03-03-09. Там фискалы без особой аргументации утверждают, что когда средства, полученные от нерезидента на счет, открытый в инобанке, не будут зачислены на счет ФЛП — плательщика ЕН в банке в Украине, то такие средства не являются предпринимательскими доходами плательщика ЕН. Поэтому эти средства облагаются НДФЛ и ВС на общих основаниях! Более подробно об этом письме и пакете других интересных вопросов, связанных с загрансчетами ФЛП, читайте в статье «ФЛП получил деньги на заграничный счет: последствия» // «Налоги & бухучет», 2022, № 61.
Доход — не на банковские счета. Работа через небанковские счета тоже обещает для ФЛП (и юрлиц) ряд неприятностей.
Во-первых, как мы уже упоминали,
применение небанковских счетов для расчетов в сфере ВЭД нарушает валютное законодательство Украины
А во-вторых, налоговики специально для ФЛП — плательщиков ЕН (а также и юрлиц!), имеют у себя «на вооружении» еще следующую «фишку». Они утверждают, что через небанковские счета расчеты с единщиками осуществляются электронными деньгами. На этом основании они инкриминируют единщикам нарушение п. 291.6 НКУ, то есть условий осуществления расчетов исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной). И считают, что к таким «электронным» доходам необходимо применить юрлицом — двойную ставку ЕН (6 или 10 %), а ФЛП — ставку 15 %. Плюс требуют «слета» со следующего отчетного периода с ЕН! А вот плательщикам спецЕН (на ставке 2 %) здесь ставка налога не изменяется, а угрожает только «слет» с ЕН со следующего месяца…
Не будем анализировать законность таких «наездов», поскольку это выходит за рамки публикации, но должны предупредить читателей, что есть еще и такая опасность.